Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N ТГ 08-02/2015-27Ж (опубликовано 20 февраля 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия Удмуртского УФАС России) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - <> члены Комиссии - <_> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <_> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2015-27Ж, по жалобе ООО "Утеплитель Групп" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - Заказчик, ФГУП "ГУССТ N8 при Спецстрое России") при проведении запроса котировок на заключение договора на поставку продукции Гидростеклоизола ХПП3,0 в количестве 10 400м2 на объект Покупателя: "Площадка 9. Сооружение войсковой части 54203", расположенной по адресу: Свердловская обл., г. Н.Тагил, п. Зеленый (номер извещения 31501972998).
в присутствии представителей:
Заказчика ФГУП ГУССТ N8 - <> по доверенности от 12.01.2015 г. N 49/16-226, ведущего инженера ФГУП ГУССТ N8 - <> без доверенности,
в отсутствии представителя Заявителя, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - Удмуртское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок на заключение договора на поставку Гидростеклоизола ХПП3,0 в количестве 10 400м2 на объект Покупателя: "Площадка 9. Сооружение войсковой части 54203", расположенной по адресу: Свердловская обл., г. Н.Тагил, п. Зеленый.
Содержание жалобы:
Заявитель считает, что Заказчик при утверждении документации запроса котировок установил невыполнимые и неприемлемые требования в документации, а именно: п.14 документации запроса котировок N ЗК15-01-56, утвержденной Заместителем начальника ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" 30.01.2015 г. (далее - документация) и п.3.2. проекта договора содержат положения о том, что расчеты за поставленную продукцию производятся перечислением безналичных денежных средств на расчетный счет Поставщика, либо иными способами, не противоречащими действующему законодательству РФ. Оплата производится в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения Грузополучателем каждой партии Продукции, счета на оплату и первичных документов, подтверждающих поставку Продукции в соответствии с договором при условии получения денежных средств от Заказчика строительства объекта. Далее, Заказчик не установил в проекте договора положения о собственной ответственности за неисполнение условий договора.
Заявитель считает, что сроки поставки, определённые Заказчиком, являются невыполнимыми, так, например, п.2.1. проекта договора содержит положение о том, что поставка продукции осуществляется в течение 3(трёх) календарных дней с момента подписания договора, п.2.7. проекта договора - поставщик обязуется известить покупателя предварительно, не позднее чем за 2 (два) рабочих дня о готовности продукции к отправке. Аналогичные условия содержатся в документации запроса котировок NЗК-15-01-56.
Заявитель просит провести проверку документации и обязать Заказчика устранить положения документации, ущемляющие интересы исполнителя по договору.
На заседании Комиссии Удмуртского УФАС России представители Заказчика письменно и устно пояснили, что с доводами, изложенными в жалобе не согласны, считают жалобу необоснованной, по доводам, изложенным в письменных возражениях N 49/16 -1652 от 13.02.2015 г. Также пояснили, что на момент рассмотрения жалобы было подано три заявки от участников. На момент рассмотрения жалобы договор не заключен в связи с поступлением в Удмуртское УФАС России жалобы ООО "Утеплитель Групп".
Рассмотрев представленные документы и информацию, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссией Удмуртского УФАС России установлено следующее.
Приказом ВрИО начальника ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" от 20.01.2014 г. N 3 была утверждена Центральная конкурсная комиссия по выбору поставщиков товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "ГУССТ N8 при Спецстрое России".
12.11.2014 г. ВрИО начальника ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" утверждено Положение о закупках товарах, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" (далее также - Положение о закупках ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России").
1. 30.01.2015 г. Заместителем начальника ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" утверждена документация запроса котировок N ЗК15-01-56.
Заказчиком 30.01.2015 г. на официальном сайте Российской Федерации для размещения заказов в сети "Интернет" - www.zakupki.gov.ru была опубликована информация о проведении запроса котировок на заключение договора на поставку продукции Гидростеклоизола ХПП3,0 в количестве 10400м2 на объект Покупателя: "Площадка 9. Сооружение войсковой части 54203", расположенной по адресу: Свердловская обл., г. Н.Тагил, п. Зеленый.
В п.7.4. Положения о закупках ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" указанно, что в документации о закупке указываются также сведения, определенные Положением, в том числе о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги.
В п.14. документации запроса котировок указанно: "расчеты за поставленную продукцию производятся перечислением безналичных денежных средств на расчетный счет Поставщика, либо иными способами, не противоречащими действующему законодательству РФ. Оплата производится в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения Грузополучателем всего объёма Продукции, счета на оплату и первичных документов, подтверждающих поставку партии Продукции в соответствии с договором при условии получения денежных средств от Заказчика строительства объекта".
В п.3.2. проекта договора указанно: "расчеты за поставленную продукцию производятся перечислением безналичных денежных средств на расчетный счет Поставщика, либо иными способами, не противоречащими действующему законодательству РФ. Оплата производится в течение 30 (Тридцати) календарных дней с момента получения Грузополучателем всего объёма Продукции, счета на оплату и первичных документов, подтверждающих поставку партии Продукции в соответствии с договором при условии получения денежных средств от Заказчика строительства объекта".
В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, установление срока оплаты товара по договору должно определяться либо конкретными календарными датами, либо истечением периода времени, либо наступлением события.
Прописанное в договоре поставки продукции партиями условие, при котором оплата производится в течение 30 календарных дней с момента получения Грузополучателем всего объёма Продукции, счета на оплату и первичных документов, подтверждающих поставку партии Продукции в соответствии с договором при условии получения денежных средств от Заказчика строительства объекта", не определяет сроков совершения расчётов, но содержит условие - получение денежных средств от Заказчика строительства объекта.
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" указанно, что в силу ст. 190 ГК РФ срок может определяться указанием лишь на такое событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли и действий сторон.
Следовательно, указание на условие оплаты при условии получения денежных средств от Заказчика строительства объекта не может быть признано указанием на событие, которое неизбежно должно наступить.
Таким образом, Заказчик, утвердив документацию запроса котировок NЗК-15-01-56, без определения сроков оплаты за поставленную продукцию, допустил нарушение п. 7.4 Положения о закупках ФГУП "ГУССТ N8 при Спецстрое России".
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, указанным Федеральным законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено Законом о закупке и положением, о закупке.
Согласно п.6) ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации должны быть указаны сведения, в том числе о форме, сроках и порядке оплаты товара, работы, услуги.
Исходя из норм действующего законодательства о закупках, документация о закупке должна соответствовать Положению о закупочной деятельности и действующему законодательству.
Неустановление Заказчиком в документации о закупке сроков расчетов за поставленную продукцию, является нарушением п.6) ч.10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также является несоблюдением принципа при закупке товаров, работ, услуг, установленного названным законом - информационной открытости закупки, что может привести к дискриминации и необоснованным ограничениям по отношению к участникам закупки.
Таким образом, жалобу ООО "Утеплитель групп" в данной части Комиссия Удмуртского УФАС России признает обоснованной.
2. Заявитель считает, что сроки поставки, определённые Заказчиком, являются невыполнимыми, известить за два рабочих дня Заказчика о готовности продукции к отгрузке, при условии поставки в течение 3-х календарных дней, это условие в принципе не выполнимое.
Согласно ч. 5 ст. 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров, следовательно, договор поставки является разновидностью договора купли-продажи.
В соответствии ч.1, ч.3 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что, установление коротких сроков поставки является потребностью Заказчика и спецификой поставляемой продукции, которая необходима на определённой стадии строительства и именно в те сроки, которые предусмотрены работами.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 - включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением антимонопольного законодательства.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу, что жалоба Заявителя в данной части не обоснована.
3. В то же время, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия рассмотрела п.16 документации запроса котировок NЗК-15-01-56, и п.2.1. проекта договора поставки продукции, согласно которому "поставка продукции осуществляется в течение 3(трёх) календарных дней с момента подписания настоящего договора".
В соответствии со ст. 190 ГК РФ срок установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом, определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В Информационном письме Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" указанно, что в силу ст. 190 ГК РФ срок может определяться указанием лишь на такое событие, которое должно неизбежно наступить, то есть не зависит от воли и действий сторон.
Установление срока выполнения работ по договору должно определяться либо конкретными календарными датами, либо истечением периода времени, либо наступлением события.
"Момент подписания договора" не является событием в понимании ст.190 ГК РФ, следовательно, заказчик в документации запроса котировок N ЗК-15-01-56 не установил срока поставки товара, чем нарушил требования п.4) ч.10 ст. 4 Закона о закупках, п.7.4 Положения о закупках ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России", что является несоблюдением принципа при закупке товаров, работ, услуг, установленного названным законом - информационной открытости закупки и может привести к дискриминации и необоснованным ограничениям по отношению к участникам закупки.
4. Довод Заявителя об отсутствии ответственности в договоре со стороны покупателя рассмотрен Комиссией Удмуртского УФАС России и установлено следующее.
Согласно п. 5 ст. 454 Гражданского кодекса Российской Федерации договор поставки является разновидностью договора купли-продажи.
В п..6.2. проекта договора на поставку продукции установлено, что меры ответственности сторон, не предусмотренные в договоре, применяются в соответствии с нормами гражданского законодательства, действующего на территории России.
Поскольку договор поставки является разновидностью договора купли-продажи, меры ответственности к сторонам договора будут применяться в соответствии с мерами установленными договором, в том числе, купли-продажи. Таким образом, ответственность Заказчика - Покупателя по договору поставки продукции по запросу котировок NЗК-15-01-56, предусмотрена гражданским законодательством.
Учитывая изложенное, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба в данной части не обоснована.
Руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Удмуртского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО Утеплитель Групп" на действия Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" при проведении запроса котировок на заключение договора поставки продукции - Гидростеклоизола ХПП3,0 в количестве 10400м2 на объект Покупателя: "Площадка 9. Сооружение войсковой части 54203", расположенной по адресу: Свердловская обл., г. Н.Тагил, п. Зеленый обоснованной.
2. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" нарушившим п.6) ч.10 ст.4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", п. 7.4. Положение о закупках товарах, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в части неустановления в документации запроса котировок NЗК-15-01-56 сроков расчётов за поставленную продукцию, что является несоблюдением принципа при закупке товаров, работ, услуг, установленного названным законом - информационной открытости закупки и может привести к дискриминации и необоснованным ограничениям по отношению к участникам закупки.
3. Признать Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" нарушившим п.4) ч.10 ст.4 Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", п. 7.4. Положение о закупках товарах, работ, услуг ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" в части неустановления в документации запроса котировок NЗК-15-01-56 срока поставки продукции, что является несоблюдением принципа при закупке товаров, работ, услуг, установленного названным законом - информационной открытости закупки и может привести к дискриминации и необоснованным ограничениям по отношению к участникам закупки.
4. Выдать Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" предписание об устранении нарушений Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенных в документации запроса котировок NЗК-15-01-56.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Удмуртской Республики в течение трёх месяцев со дня принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ:
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России - <> члены Комиссии - <_> - старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, <_> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти, <> - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N ТГ 08-02/2015-27Ж, по жалобе ООО "Утеплитель Групп"" на действия заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Урала при Федеральном агентстве специального строительства" при проведении запроса котировок на заключение договора на поставку продукции Гидростеклоизола ХПП3,0 в количестве 10400м2 на объект Покупателя: "Площадка 9. Сооружение войсковой части 54203", расположенной по адресу: Свердловская обл., г. Н.Тагил, п. Зеленый (номер извещения 31501972998),
на основании решения от 16 февраля 2015 года по делу N ТГ 08-02/2015-27Ж, руководствуясь статьями 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. ФГУП "ГУССТ N 8 при Спецстрое России" устранить нарушения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", допущенные в документации запроса котировок NЗК-15-01-56 в части - неустановления в документации запроса котировок сроков расчётов заказчика с поставщиком за поставленную продукцию; неустановления в документации запроса котировок сроков поставки продукции, путём внесения изменений в документацию запроса котировок.
2. Срок исполнения предписания - до 10.03.2015 г., проинформировать Удмуртское УФАС России об исполнении предписания - до 13.03.2015 г.
Примечание: невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа влечет наложение административного штрафа в соответствии с частью 2.6 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N ТГ 08-02/2015-27Ж (опубликовано 20 февраля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016