Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
от 10 февраля 2015 г. N 578/02
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся, помимо прочего, железнодорожные перевозки.
Действия, связанные непосредственно с организацией деятельности участников рассматриваемых правоотношений, не входят в понятие "железнодорожная перевозка". Отношения по перевозке железнодорожным транспортом являются самостоятельным видом отношений и не подменяют отношений по эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования, поскольку оформляются самостоятельными договорами, которые имеют несовпадающий субъектный состав.
Таким образом, ЛПХ не является субъектом естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимающего доминирующее положение на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции:
товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно письменным пояснениям Общества (от 18.12.2014 вх. N 11061) и ЛПХ (от 01.12.2014 N 10238), представленным по запросам Управления, плата с лиц, использующих участок железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ЛПХ, не взимается. Затраты на содержание и ремонт участка железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ЛПХ, несет только указанное лицо, без взимания компенсации в какой - либо форме с иных лиц, использующих участок железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ЛПХ. Таким образом, пропуск железнодорожных грузов по участку железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ЛПХ, осуществляется на безвозмездной основе, поэтому не является товаром в силу статьи 4 Закона о защите конкуренции и не образует самостоятельного товарного рынка, на котором ЛПХ участвовало бы в качестве продавца товара, занимая доминирующее положение.
Кроме того, ЛПХ не препятствует перевозке грузов Общества по принадлежащему ему пути необщего пользования. Отсутствие простоев вагонов с грузами по такой причине подтверждает и само Общество в вышеуказанном письме.
Следовательно, возникшие между Обществом и ЛПХ при заключении договора на эксплуатацию пути необщего пользования разногласия являются гражданско-правовым спором хозяйствующих субъектов, порядок разрешения которых предусмотрен гражданским законодательством, и в данном случае отсутствуют действия ЛПХ, противоречащие требованиям антимонопольного законодательства, в том числе части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган решил:
В возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ООО "АЛЕНА" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях ОАО "Уторгошский ЛПХ".
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Пашкова Г.Н.
(816-2) 73-88-50
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 10 февраля 2015 г. N 578/02
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016