Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
N 03/2590 (опубликовано 26 февраля 2013 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по рассмотрению дела N К03-234/12 о нарушении антимонопольного законодательства, созданная приказом от 23.10.2012 N 467-ОВ, в составе:
Председатель Комиссии:
Яковлев П.В. - заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Клименко И.В. - заместитель начальника юридического отдела.
рассмотрев дело N К03-234/12, возбужденное по признакам нарушения Комитетом по культуре Санкт-Петербурга (191186, Санкт-Петербург, Невский пр., д.40) ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при размещении заказа и заключении государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по предоставлению легковых автомобилей с водителями для служебных разъездов председателя Комитета и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на 2012 год с единственным поставщиком - Санкт-Петербургским государственным унитарным автотранспортным предприятием "Смольнинское" (далее - ГУАТП "Смольнинское"), установила:
В Санкт-Петербургское УФАС России поступило заявление (вх.N1409 от 10.10.12) от ЗАО "Спецавтобаза N1" (далее - также заявитель) о признаках нарушения Комитетом по культуре Санкт-Петербурга антимонопольного законодательства при размещении заказа и заключении государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по предоставлению легковых автомобилей с водителями для служебных разъездов председателя Комитета и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на 2012 год с ГУАТП "Смольнинское" без проведения торгов.
В заявлении ЗАО "Спецавтобаза N1" сообщает, что в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2008 N 901 (в ред. от 28.07.2010 N 1020) "О порядке предоставления служебного автотранспорта с персональным закреплением", предоставление транспортных услуг исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга может оказывать любое физическое и юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы. По своей юридической природе государственный контракт на предоставление служебного автотранспорта с персональным закреплением является договором аренды транспортного средства с экипажем (с водителем).
Согласно ст.10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 94-ФЗ) заключение договоров на транспортное обслуживание исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга должно производиться на основании проведения аукционов в электронной форме.
ЗАО "Спецавтобаза N1" указало, что с 1995 года оказывает на территории Санкт-Петербурга транспортные услуги (предоставление транспортных услуг с управлением и технической эксплуатацией (с экипажем), в том числе исполнительным органам государственной власти.
Рынок оказания транспортных услуг, по мнению заявителя, является открытым и конкурентоспособным, и, соответственно, участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
Согласно п.5, п.20 ст.4 Закона о защите конкуренции, организации, имеющие организационно-правовую форму ГУП, являются хозяйствующими субъектами и им не должны создаваться преимущественные (более выгодные) условия деятельности на товарном рынке по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка).
Деятельность СПб ГУАТП "Смольнинское" по транспортному обслуживанию не является исключительной, осуществляется на конкурентном рынке транспортных услуг Санкт-Петербурга.
Комитет по культуре Санкт-Петербурга при заключении с СПб ГУАТП "Смольнинское" без проведения торгов государственного контракта на оказание услуг по предоставлению автотранспорта для служебных разъездов лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга ставит СПб ГУАТП "Смольнинское" в преимущественное положение, ограничивая конкуренцию в сфере оказания транспортных услуг и создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности иным субъектам, действующим в данной сфере.
Комитет по культуре, письмом вх.N 16972 от 15.11.2012, в обоснование заключения государственного контракта способом "у единственного поставщика", указал на п.5 ч.2 ст.55 Закона N 94-ФЗ и ст.7-1 Закона Санкт-Петербурга от 11.05.2006 N 223-35 "О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником, акционером, членом) которых является Санкт-Петербург", а также на заключение Комитета финансового контроля Санкт-Петербурга от 28.12.2011 N 465-ЕИ5.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела NК03-234/12 доказательства, установила следующее.
В условиях отсутствия конкуренции государственный контракт от 30.12.2011 N 110 с СПб ГУАТП "Смольнинское" заключен по начальной максимальной цене 10013400,00 рублей и предоставляет СПб ГУАТП "Смольнинское" право оказывать транспортные услуги Комитету по культуре в течение 2012 года.
Аналогичным способом Комитет по культуре заключал государственные контракты на оказание услуг в 2009, 2010, 2011 годах.
В соответствии со ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 178-30 "О транспортном обслуживании лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга" (далее - Закон СПб N 178-30) "транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и гражданских служащих осуществляется транспортными организациями в соответствии с государственными контрактами Санкт-Петербурга и иными гражданско-правовыми договорами в любой форме, если иное не установлено действующим законодательством. Согласно ст.7 названного закона "финансирование расходов на транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и гражданских служащих осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга на очередной финансовый год".
Указаний на то, что транспортной организацией должно быть государственное предприятие Закон СПб N 178-30 не содержит.
В соответствии с Законом СПб N 178-30, а также в целях упорядочения предоставления служебного автотранспорта с персональным закреплением, предназначенного для транспортного обслуживания лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга Правительством Санкт-Петербурга издано постановление от 24.07.2008 N 901 (ред. от 28.07.2010) "О порядке предоставления служебного автотранспорта с персональным закреплением" (далее постановление N 901).
Согласно п.9-1. постановления N 901 "транспортное обслуживание гражданских служащих осуществляется юридическими и физическими лицами, определяемыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.03.2008 N 178-30 "О транспортном обслуживании лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга" и Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Постановление N 901 не содержит положений, устанавливающих исключительное право государственных предприятий, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, в частности СПб ГУАТП "Смольнинское", осуществлять транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга. Ранее предоставленное СПб ГУАТП "Смольнинское" постановлением N 901 такое право было исключено постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.07.2010 N 1020 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 24.07.2008 N 901".
Закон N 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (ст.1 Закона N 94-ФЗ), в том числе способы размещения заказов (ст.10 Закона N 94-ФЗ). В соответствии со ст.3 Закона N 94-ФЗ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации обеспечиваются государственные нужды - потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков.
Таким образом, основываясь на указанных выше нормативных актах, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России пришла к выводу, что привлечение транспортных организаций, осуществляющих транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга, должно осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ.
Пунктом 5 ч.2 ст.55 Закона N 94-ФЗ, на который указал Комитет по культуре, установлено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России отмечает, что размещение государственного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на основании ст.55 Закона N 94-ФЗ носит исключительный характер, данная норма применяется, в том числе, в связи с отсутствием соответствующего конкурентного рынка.
В целях применения п.5 ч.2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ в Закон Санкт-Петербурга от 11.05.2006 N 223-35 "О государственных унитарных предприятиях Санкт-Петербурга, государственных учреждениях Санкт-Петербурга и иных коммерческих и некоммерческих организациях, учредителем (участником) которых является Санкт-Петербург" (далее - Закон СПб N 223-35) введена статья 7-1, которая наделяет государственные унитарные предприятия и государственные учреждения Санкт-Петербурга, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, исключительными полномочиями по выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга, в том числе по транспортному обслуживанию лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, государственных служащих Санкт-Петербурга, органов государственной власти Санкт-Петербурга.
В деле N К03-161/11 Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России рассмотрела положения ст.7-1 Закона СПб N 223-35 на соответствие антимонопольному законодательству и признала в действиях Губернатора Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нарушение п.п.2, 3, 5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению хозяйственной деятельности на соответствующих товарных рынках, введении ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу товаров; установлении для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, путем введения в Закон СПб N 223-35 статьи 7-1, наделяющей исключительными полномочиями государственные унитарные предприятия и государственные учреждения, подведомственные исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, на выполнение работ, оказание услуг, выполняемых/оказываемых хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм на конкурентных рынках, что ведет или может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках и не допускает или может не допустить конкуренции за право заключения государственного контракта. Губернатору Санкт-Петербурга выдано предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего внести в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга проект закона о внесении изменений в статью 7-1 Закона СПб N 223-35.
Законность решения и предписания Санкт-Петербургского УФАС России по делу N К03-161/11 проверена в арбитражном деле NА56-63226/2011 и подтверждена апелляционной и кассационной инстанциями арбитражного суда.
Статья 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не выявила федеральных законов, позволивших Комитету по транспорту совершить описанные действия.
Предоставление СПб ГУАТП "Смольнинское" без проведения торгов права на транспортное обслуживание лиц, замещающих государственные должности Санкт-Петербурга, и государственных гражданских служащих Санкт-Петербурга, является предоставлением СПб ГУАТП "Смольнинское" преимущества, не предусмотренного антимонопольным законодательством, которое обеспечивает ему более выгодные условия деятельности на товарном рынке и нарушает права и законные интересы иных хозяйствующих субъектов, оказывающих транспортные услуги.
Фактически, СПб ГУАТП "Смольнинское" наделено исключительными полномочиями по виду работ (оказанию услуг), для которого на территории Санкт-Петербурга существует конкурентный рынок - рынок транспортных услуг, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм, что влечет недопущение конкуренции за право оказания транспортных услуг для государственных нужд Санкт-Петербурга вследствие непроведения торгов в порядке Закона N 94-ФЗ, создает необоснованное препятствование осуществлению деятельности другими хозяйствующими субъектами, что приводит к ограничению конкуренции на товарном рынке и нарушает ст.15 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь частью 1статьи 17, статьей 23, статьей 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Признать нарушение Комитетом по культуре Санкт-Петербурга ч.1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" при заключении без проведения торгов государственного контракта Санкт-Петербурга на оказание услуг по предоставлению легковых автомобилей с водителями для служебных разъездов председателя Комитета и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Санкт-Петербурга за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации на 2012 год с единственным поставщиком - СПб ГУАТП "Смольнинское", что не допустило конкуренции за право оказания указанных транспортных услуг и привело к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, ограничению прав хозяйствующих субъектов на продажу товара - транспортных услуг.
2. Выдать Комитету по культуре Санкт-Петербурга предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Председатель Комиссии П.В.Яковлев
Члены Комиссии Е.И.Асташенкова
И.В.Клименко
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность
predpisanie_komitet_po_kulture.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу N 03/2590 (опубликовано 26 февраля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016