Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области
N 6511/02 (опубликовано 10 ноября 2014 г.)
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 -ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции") запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно письму Общества от 29.10.2014 N НИ-10/6207 и представленным документам по состоянию на 10.10.2014 задолженность ОАО "ТГК-2" за поставленный газ составляла 797 524 485,17 руб.
К моменту выдачи уведомления от 10.10.2014 N НИ-10/5870, ОАО "ТГК-2" находилось в режиме ограничения до суточной нормы газопотребления 800 тыс. м. куб/сут. в соответствии с ранее выданным ОАО "ТГК-2" уведомлением от 26.09.2014 N НИ-09/5602. Фактического прекращения подачи газа не производилось. После проведения платежей 21.10.2014 на сумму 70 млн. руб. в счет погашения задолженности режим ограничения был снят 21.10.2014 с восстановлением суточного договорного объема до 1726 тыс. м. куб./сут.
По состоянию на 28.10.2014 задолженность ОАО "ТКГ-2" за поставленный газ составляет 677524485,17 руб. и 29.10.2014 Общество направило уведомление об ограничении подачи газа с 01.11.2014.
Согласно п. 5.5.1 договора поставки газа от 14.11.2013 N 34-5-005/14-Д, заключенного между ОАО "ТГК-2" и Обществом, расчеты за газ по настоящему договору производятся в соответствии с порядком расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294.
В соответствии с пунктом 3 Порядка расчетов за природный газ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294, оплата потребителями природного газа на территории Российской Федерации осуществляется в следующем порядке:
35 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до 18-го числа этого месяца;
50 процентов плановой общей стоимости планового объема потребления природного газа в месяце, за который осуществляется оплата, вносится в срок до последнего числа этого месяца;
фактически потребленный в истекшем месяце природный газ с учетом средств, ранее внесенных потребителями в качестве оплаты за природный газ в расчетном периоде, оплачивается в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления природного газа за истекший месяц меньше планового объема, определенного соглашением сторон, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за следующий месяц.
Статьей 25 Федерального закона от 31.03.2014 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" установлено, что при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством РФ.
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ в случае нарушения абонентом - юридическим лицом обязательств по оплате энергии допускается прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с ним, но с соответствующим его предупреждением.
Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 05.02.1998 N 162, поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, действия Общества по направлению уведомления о введении режима ограничения подачи (потребления газа) на территории Новгородской области является законным.
При этом ОАО "ТГК-2" в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.05.2002 N 364 "Об обеспечении устойчивого газо- и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организаций, обеспечивающих безопасность государства" не входит в перечень организаций, которым не допускается прекращение или ограничение подачи газа.
Кроме того, решением Арбитражного суда Новгородской области от 14.10.2014 по делу N А44-4496/2014 подтверждена позиция Управления о том, что направление Обществом предупреждений о возможном введении ограничений подачи (потребления) газа на территории Новгородской области является обоснованным и не расценивается как угроза нарушения прав ОАО "ТГК-2".
ОАО "Акрон" заключил с ОАО "ТГК-2" дополнительное соглашение от 29.08.2014 N 11 к договору от 03.03.1997 N 2-4-5, по которому ОАО "Акрон" производит платежи на расчетный счет Общества за поставляемый ОАО "ТГК-2" пар в счет платежей за газ последнего.
Таким образом, Общество предлагает варианты погашения задолженности, не допускающие дальнейшего роста задолженности и учитывающие интересы ОАО "Акрон".
Соглашение об обеспечении подачи газа добросовестным плательщикам ОАО "ТГК-2" поступило в адрес Общества только 17.10.2014 и не было подписано со стороны поставщика ввиду возникших противоречий между сторонами.
Таким образом, отсутствуют признаки нарушения Обществом пункта 4 части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган, решил:
в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по заявлению ОАО "ТГК-2" отказать в связи с отсутствием признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководитель Управления
Государственный советник РФ 2 класса О.С. Виниченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области N 6511/02 (опубликовано 10 ноября 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016