Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 27 января 2015 г. N 1-00-89/77-15
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ООО "СпецАвто" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Славянка" (далее - Заказчик) при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и размещению твердых коммунальных отходов для нужд филиала "Хабаровский" ОАО "Славянка" с общим объемом 22 021,26 м3 (КЖФ) (реестровый N 31401880740) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушения со стороны Заказчика выразились в следующем:
в утверждении Закупочной документации с нарушениями действующего законодательства;
в отсутствии возможности направить запрос о разъяснении положений Закупочной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) установлены общие принципы закупок товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно представленным материалам и информации на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 26.12.2014 размещено извещение о проведении Закупки. Окончание срока подачи заявок - 19.01.2015. Подведение итогов - 20.01.2015.
В ходе рассмотрения жалобы, в соответствии с протоколом открытия доступа от 19.01.2015 N 31401880740-П1, Комиссией установлено, что Заявитель не подавал заявку на участие в Закупке. При этом обжалует положения Закупочной документации.
Таким образом, Заявитель не мог обжаловать указанные действия Заказчика при проведении Закупки, так как не подавал заявку на участие в Закупке.
В связи с изложенным, у Комиссии отсутствуют правовые основания для рассмотрения данного довода Заявителя.
В соответствии с пунктом 10 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе, формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.
Согласно пункту 6.6 Закупочной документации любой участник закупки (в соответствии с регламентом ЭТП) вправе направить в письменной форме организатору закупки, в том числе в форме электронного документа, запрос о разъяснении положений документации открытого запроса котировок. В течение 1 (одного) рабочего дня со дня поступления указанного запроса организатор закупки обязан (в соответствии с регламентом ЭТП) направить разъяснения положений документации открытого запроса котировок в письменной форме или в форме электронного документа, если указанный запрос поступил к организатору закупки не позднее, чем за 2 (два) дня до дня окончания подачи заявок. Разъяснение положений документации открытого запроса котировок не должно изменять ее суть.
Запросы на разъяснение положений документации открытого запроса котировок, оформленные не по установленному Приложением N 10 образцу, рассматриваться не будут.
Приложением N 10 к Закупочной документации утверждена форма Запроса о разъяснении положений закупочной документации, который должен быть подписан уполномоченным лицом.
Закупка проводится в электронной форме в соответствии с регламентом торговой системы "ОБОРОНТОРГ" (http://www.oborontorg.ru).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, исходя из системного толкования требований Закупочной документации и Закона об электронной подписи в случае направления претендентом запроса о разъяснении положений Закупочной документации посредством ЭТП данное лицо направляет запрос, подписанный электронной подписью, по форме, установленной приложением N 10 к Закупочной документации, через торговую систему "ОБОРОНТОРГ" (http://www.oborontorg.ru).
Согласно пояснениям Заявителя 30 декабря 2014 года был направлен запрос о разъяснении положений Закупочной документации через электронную площадку холдинга ОАО "Оборонсервис" Министерства обороны Российской Федерации - Торговую Систему "ОБОРОНТОРГ" в текстовом формате, так как иным способом направить запрос через ЭТП не представлялось возможным. Запрос Заявителя оставлен без ответа.
Согласно пояснениям Заказчика от Заявителя поступил запрос на разъяснение документации, оформленный с нарушениями требований Закупочной документации, в следствие чего данный запрос был оставлен без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами, равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупок.
На заседании Комиссия в присутствии представителей Заявителя и Заказчика установила, что функционалом ЭТП "ОБОРОНТОРГ" предусмотрена возможность направления запроса о разъяснении положений Закупочной документации. При этом не представляется возможным направление такого запроса, подписанного электронной подписью, по форме, установленной приложением N 10 к Закупочной документации.
При этом Заказчик на заседании Комиссии подтвердил невозможность направления запроса о разъяснении положений Закупочной документации по форме, установленной Закупочной документацией.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком не установлен открытый и прозрачный порядок предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке, что дает Заказчику возможность произвольно отвечать на поступившие запросы.
Таким образом, довод Заявителя в части отсутствии возможности направить запрос о разъяснении положений Закупочной документации признается обоснованным. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 10 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного и в соответствие с частями 2, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки обоснованной в части отсутствия возможности направить запрос о разъяснении положений Закупочной документации, в остальной части оставить без рассмотрения.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 10 части 10 статьи 4, пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
1. ООО "СпецАвто"
680015, г. Хабаровск, ул. Центральная, д. 1а
2. ОАО "Славянка"
129110, Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 3
3. ОАО "Оборонстрой"
119034, Москва, Комсомольский пр-т., д. 18, стр. 3
4. ЗАО "ОБОРОНТОРГ"
123317, Москва, Тестовская ул., д. 10, 25 этаж
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N1-00-89/77-15 о нарушении
процедуры торгов и порядка заключения
27 января 2015 года г. Москва
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия)
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании решения Комиссии от 27.01.2015 по делу N 1-00-89/77-15,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
ОАО "Славянка" (далее - Заказчик) устранить нарушения, допущенные при проведении запроса котировок цен в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по вывозу и размещению твердых коммунальных отходов для нужд филиала "Хабаровский" ОАО "Славянка" с общим объемом 22 021,26 м3 (КЖФ) (реестровый N 31401880740) (далее - Закупка), а именно:
Заказчику отменить протоколы, составленные в ходе проведения Закупки.
Заказчику разместить информацию об отмене вышеуказанных протоколов на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) в сети Интернет.
Заказчику вернуть участникам Закупки ранее поданные заявки с уведомлением о прекращении действия данных заявок и о возможности подать новые заявки на участие в Закупке.
Заказчику внести изменения в Закупочную документацию путем установления порядка предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке с учетом решения Комиссии Московского УФАС России от 27.01.2015 по делу N 1-00-89/77-15.
Заказчику продлить срок приема заявок на участие в Закупке таким образом, чтобы он составлял не менее чем семь дней с момента размещения информации о внесении изменений в Закупочную документацию до даты окончания приема заявок.
Заказчику разместить информацию о вышеуказанных изменениях на Официальном сайте.
Заказчику разместить на Официальном сайте информацию о новой дате рассмотрения заявок на участие в Закупке, подведения итогов Закупки.
Заказчику исполнить настоящее предписание в срок до 02.03.2015.
Заказчику о выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Московского УФАС России в срок до 09.03.2015 с приложением подтверждающих документов.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание:
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренное законодательством, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 27 января 2015 г. N 1-00-89/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016