Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 24 декабря 2014 г. N 1-00-2201/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ОСАО "Ингосстрах" на действия заказчика - ГК "Внешэкономбанк" при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора оказания услуг по страхованию транспортных средств, добровольной гражданской ответственности и обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (реестровый N 31401795242),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила
В адрес Московского УФАС России поступила жалоба ОСАО "Ингосстрах" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГК "Внешэкономбанк" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений в электронном виде на право заключения договора оказания услуг по страхованию транспортных средств, добровольной гражданской ответственности и обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (реестровый N 31401795242) (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в нарушении Заказчиком порядка определения победителя Закупки путем установления неизмеримых требований к участникам Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
31.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ГК "Внешэкономбанк" (далее - Положение о закупках).
09.12.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена договора - 27 000 000,00 рублей.
Согласно извещению о проведении Закупки от 09.12.2014 дата окончания подачи заявок - 16.12.2014, дата окончания рассмотрения заявок - 23.12.2014, дата подведения итогов - 26.12.2014.
Согласно протоколу открытия доступа к заявкам на участие в Закупке от 16.12.2014 N 509 (далее - Протокол) на участие в Закупке было подано пять заявок: ОАО "СОГАЗ", ОСАО "РЕСО-Гарантия", СОАО "ВСК", ОСАО "Ингосстрах", ООО "Росгосстрах".
По мнению Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации были закреплены условия ограничивающие количество потенциальных участников Закупки и приводящие к ущемлению прав и интересов ОСАО "Ингосстрах".
С вышеизложенным доводом Заявителя Заказчик не согласился и представил письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 21.4 Закупочной документации по итогам оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений Комиссией каждой такой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени удовлетворенности требованиям заказчика содержащихся в ней условий исполнения договора относительно других заявок на участие в запросе предложений. Заявке на участие в запросе предложений, в которой содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае если несколько заявок на участие в процедуре закупки содержат одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается той заявке, которая поступила ранее других заявок на участие в запросе предложений, содержащих такие условия.
Согласно пункту 21.5 Закупочной документации победителем Закупки признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора и заявке на участие в Закупке которого присвоен первый порядковый номер.
В рамках оценки и сопоставления предложений комиссия Заказчика оценивает и сопоставляет предложения и проводит их ранжирование (определение рейтинга) по степени предпочтительности в соответствии с критериями и порядком оценки, установленными в Закупочной документации.
Таким образом, победителем Закупки будет признан участник, который предложил лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие которого комиссия Заказчика присвоила первый номер.
Пунктом 27 информационной карты Закупочной документации предусмотрены следующие показатели оценки предложений участников по критерию "Квалификация участника Закупки":
1. Рейтинг надежности.
Оценивается исходя из представленных участниками Закупки документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 4 пункта 18 информационной карты Закупочной документации.
Предмет оценки: рейтинг надежности участника запроса предложений по страхованию иному, чем страхование жизни (по данным российского рейтингового агентства ЭКСПЕРТ РА).
-А++ - 5 баллов;
-А+ - 3 балла;
-А - 1 балл
2. Срок работы.
Оценивается исходя из представленных участниками Закупки документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 1 пункта 17 информационной карты Закупочной документации.
Предмет оценки: срок работы участника Закупки на рынке страховых услуг в годах (с учетом правопреемственности).
- 20 лет и более - 5 баллов;
- 10 лет и более, но менее 20 лет - 3 балла;
- Менее 10 лет - 0 баллов.
3. Размер уставного капитала.
Оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 5 пункта 18 информационной карты з Закупочной документации.
Предмет оценки: размер оплаченного уставного капитала, в рублях.
БУ1 = yi / Уmах * 20,
Где:-
БУ1 - оценка по подкритерию "Размер уставного капитала" i-ro участника
запроса предложений, баллы;
Yi - размер оплаченного уставного капитала, указанный в заявке на участие в запросе предложений i-ro участника запроса предложений, рубли.
Уmах - максимальный размер оплаченного уставного капитала участника запроса предложений, указанный в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, рубли.
4. Собранная премия.
Оценивается исходя из представленных участниками Закупки документов в составе заявки на участие в Закупке в соответствии с подпунктом 6 пункта 18 информационной карты Закупочной документации.
Предмет оценки: совокупная величина собранной страховой премии по данным статистики за 2013 год по рынку страховых услуг, опубликованных на официальном сайте ЦБ РФ (http://cbr.ru/sbrfr/PrtId=insurance_industry).
БПi = Пi / Пmах * 20,
Где:-
БПi - оценка по подкритерию "Собранная премия" i-ro участника запроса предложений, баллы;
Пi - совокупная величина собранной страховой премии по данным статистики за 2013 год по рынку страховых услуг, указанная в заявке на участие в запросе предложений i-ro участника запроса предложений, рубли.
Пmах - максимальная совокупная величина собранной страховой премии по данным статистики за 2013 год по рынку страховых услуг, указанная в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, рубли.
5. Обособленные подразделения
Оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 2 пункта 17 информационной карты Закупочной документации.
Предмет оценки: количество обособленных подразделений на территории РФ, имеющих возможность выдачи, изменения, расторжения полисов страхования, рассмотрения требований потерпевшего о страховой выплате и ее осуществлении от имени страховщика (участника запроса предложений).
БОi=Оi / Оmax * 10,
Где:-
БО1 - оценка по подкритерию "Обособленные подразделения" i-ro участника запроса предложений, баллы;
Oi - количество обособленных подразделений на территории РФ, указанное в заявке на участие в запросе предложений i-ro участника запроса предложений, ед.
Оmах - максимальное количество обособленных подразделений на территории РФ участника запроса предложений, указанное в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, ед.
6. Чистая прибыль.
Оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений
документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 информационной карты Закупочной документации (Форма N 2-С "Отчет о прибылях и убытках страховой организации" за январь-декабрь 2013 г., строка 3000).
Предмет оценки: размер оплаченного уставного капитала, в рублях.
БЧi = Чi / Чmax * 20,
Где:-
БЧi - оценка по подкритерию "Чистая прибыль" i-ro участника запроса
предложений, баллы;
Чi - чистая прибыль за 2013 год, указанная в заявке на участие в запросе предложений i-ro участника запроса предложений, рубли.
Чmах - максимальная величина чистой прибыли за 2013 год, указанная в заявке на участие в запросе предложений, из представленных участниками запроса предложений, рубли.
7. Уровень убыточности портфеля.
Оценивается исходя из представленных участниками запроса предложений документов в составе заявки на участие в запросе предложений в соответствии с подпунктом 3 пункта 17 информационной карты Закупочной документации.
Показатель рассчитывается на основании информации формы N 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации" за январь-декабрь 2013 г. по следующей формуле:
Строка 132, столбец 10 (выплаты)/ Строка 132, столбец 3 (страховые премии по договорам страхования).
- 60% и более - О баллов.
- Менее 60% - 20 баллов.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Комиссия установила, что требования, установленные в Закупочной документации конкретные, четко определенные, выполнимые и возможность их двусмысленного толкования отсутствует.
Так же, по мнению Заявителя установление обозначенных выше критериев оценки заявок на участие в Закупке ограничивают конкуренцию на рынке страхования, что в соответствии с Законом о защите конкуренции является недопустимым и нарушает принцип равноправия участников Закупки, так как подобные критерии оценки предоставляют преимущество ОАО "СОГАЗ", лишая при этом остальные страховые компании, действующие на территории Российской Федерации, возможности победы в Закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику запроса предложений или нескольким участникам запроса предложений преимущественных условий участия запросе предложений, в том числе путем доступа к информации.
Комиссия установила, что довод жалобы Заявителя, касательно предоставления преимущества ОАО "СОГАЗ", путем установления вышеперечисленных критериев оценки заявок на участие в Закупке необоснован, так как Заявителем не представлены достаточные подтверждения указанного довода.
На заседании Комиссия установила, что требования к участникам процедуры Закупки и критерии оценки заявок участников Закупки, установленные в Закупочной документации, не влекут за собой создания преимущественных условий участия в Закупке и обеспечивают возможность участия в данной процедуре максимально широкого круга страховых компаний, представленных на рынке.
Также, Комиссия отмечает, что пунктом 31 информационной карты Закупочной документации предусмотрена возможность выбора нескольких победителей и предпологает заключение двух договоров оказания услуг, что не может расцениваться, как ограничение конкуренции.
Таким образом, Комиссия признает жалобу Заявителя на действия Заказчика необоснованной.
На основании изложенного и в соответствие с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия, решила:
1. Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
2. Снять ограничения на размещение закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 22.12.2014 N ИК/42671.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 24 декабря 2014 г. N 1-00-2201/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016