Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 17 ноября 2014 г. N 1-00-1890/77-14
Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Навигатор-Т" на действия заказчика - ОАО "Мосэнергосбыт" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку материалов, связанных с охраной труда (самоспасателей) для нужд ОАО "Мосэнергосбыт" (реестровый N 31401642740), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Навигатор-Т" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ОАО "Мосэнергосбыт" (далее - Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на поставку материалов, связанных с охраной труда (самоспасателей) для нужд ОАО "Мосэнергосбыт" (реестровый N 31401642740) (далее -Закупка).
По мнению Заявителя, нарушение его прав и законных интересов выразилось в установлении Заказчиком в Закупочной документации требований, ограничивающих количество участников Закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закон о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
11.07.2014 на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком размещено положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Мосэнергосбыт" (далее - Положение о закупках).
28.10.2014 на Официальном сайте Заказчиком размещено извещение о проведении Закупки.
Начальная (максимальная) цена договора - 1 808 100,00 руб.
Согласно извещению о проведении Закупки от 28.10.2014 дата окончания подачи заявок - 10.11.2014, дата рассмотрения заявок - 10.11.2014, дата подведения итогов - 10.12.2014.
В соответствии с протоколом заседания Закупочной комиссии по вскрытию конвертов с предложениями на участие в Закупке от 10.11.2014 г. N 5697/ОЗП-ПВК Заявителем подана заявка на участие в Закупке.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Закупочной документации установлены требования, ограничивающие количество участников, которые дают преимущество конкретному товару - самоспасателю УФМС "Шанс-Е", нарушая Положение о закупках.
Заказчик с доводом Заявителя не согласился, представив на заседании Комиссии письменные возражения.
Комиссия, изучив представленные документы, установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования Закона о закупках является, в том числе создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в товарах, работах, услугах с ннеобходимыми показателями цены, качества и надежности.
В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках Заказчик сам устанавливает требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно пункту 5.2 Положения о закупках при формировании требований к закупаемым товарам, работам, услугам Заказчик должен соблюдать следующие требования:
- устанавливаемые требования к товарам, работам, услугам должны быть понятными и полными, обеспечивать четкое и однозначное изложение требований к качеству и иным показателям товаров, работ, услуг;
должны учитываться действующие на момент размещения информации требования, предъявляемые законодательством РФ по видам товаров об обязательной сертификации, об обязательном наличии санитарно-эпидемиологического заключения, а также положения законодательства о техническом регулировании и энергосбережении (энергоэффективности) (в том числе в части класса энергоэффективности товара);
устанавливаемые требования не должны искусственно ограничивать круг товаров, работ, услуг, соответствующих таким требованиям (за исключением случаев необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком, соблюдения требований по исполнению обязательств Заказчика) по условиям технического регулирования или круг потенциальных Участников закупки;
требования к закупаемым товарам, работам, услугам должны быть ориентированы на приобретение качественных товаров, работ, услуг, имеющих необходимые Заказчику потребительские свойства и технические характеристики, характеристики экологической и промышленной безопасности;
устанавливаемые требования к предмету закупки должны, по возможности, обеспечивать представление участниками закупки предложений о поставке инновационных товаров и энергосберегающих технологий.
В техническом задании Закупочной документации установлено, что к поставке необходимо представить 980 универсальных фильтрующих малогабаритных самоспасателей (УФМС) "Шанс"-Е усиленный (фильтры ФСЭ-С) п/м.
В качестве обоснования данного предмета закупки Заказчик пояснил следующее.
УФМС "Шанс"-Е ранее многократно закупался для нужд Заказчика (с 2010 года) имеется в наличие у каждого работника и находится в ожидании применения (обеспечение Заказика самоспасателями УФМС "Шанс"-Е составляет более 80%). В рамках подготовки к применению УФМС "Шанс"-Е работники Заказчика прошли теоритическое и практическое обучение по его использованию в чрезвычайных ситуациях. УФМС "Шанс"-Е успешно себя зарекомендовал в 2013 году в самых жестких условиях при тушении возгорания в офисе компании. По пояснениям работников Заказчика, попавших под действие пожара и участвовавших в его ликвидации, данный самоспасатель удобен в применении и обладает техническим запасом прочности при эксплуатации, т.е. является качественным и надежным. Закупка другого самоспасателя, кроме дополнительных организационных мероприятий по обучению, переобучению персонала, что конечно же вызовет дополнительные материальные затраты, повлечет риски недоверия к ним со стороны работников. Постоянная закупка самоспасателей различных марок с разными техническими характеристиками использования и хранения также усложнит хозяйственный их учет, в том числе не обеспечит взаимодействия таких самоспасателей с самоспасателями, используемыми Заказчиком. Как показывает практика самоспасатели УФМС "Шанс"-Е закуплены и используются в таких компаниях, как ВТБ24, Роснефть, Газпромбанк, Сбербанк МТС и т.д.
Под эффективным использованием денежных средств, в первую очередь, необходимо понимать закупку не самых дешевых самоспасателей с установленными к ним стандартами минимальных технических требований, а сохранение здоровья и жизни людей путем использования качественных, надежных и проверенных чрезвычайными ситуациями средств индивидуальной защиты с наличием высокой степени доверия. Соответственно, указание на конкретный самоспасатель, ранее закупленный и используемый во всех подразделениях Заказчика, является для Заказчика принципиально важными и необходимым.
Заказчиком предъявлено требование не к участникам Закупки, подавшим заявку на участие, а к продукции, что свидетельствует о том, что участник, подавший заявку, соответствующей предъявленным требованиям не ограничен в правах на заключение договора поставки. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить самоспасатели с определенными характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Указание Заказчиком на конкретный самоспасатель (как прямо, так и через установление требований к характеристикам продукции) не огранивает конкуренцию, не создает никому преимущественных условий, так как в возможный круг участников закупки входят как производители конкретной продукции, так и неограниченное количество ее поставщиков.
Установление в Закупочной документации конкретного предмета закупки Заказчиком, не противоречит Закону о закупках и Положению о закупках.
Таким образом, Комиссия признает довод жалобы Заявителя необоснованным.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, решила:
Признать жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки необоснованной.
Снять ограничения на размещение Закупки, наложенные письмом Московского УФАС России от 13.10.2014 N МГ/35943.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 ноября 2014 г. N 1-00-1890/77-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016