Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 23 декабря 2014 г. N 08-28/А1319-14
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (адрес: 123423, г. Москва, Карамышевская наб., д. 44) Муравьев Сергей Евгеньевич, рассмотрев материалы дела
N 08-28/А1319-14 о нарушении ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении общества с ограниченной ответственностью "А1 Системс"
(далее - ООО "А1 Системс") (место нахождения: 123557, г. Москва,
Б. Тишинский пер., д. 43/20, к. 2; ОГРН - N 5087746337091;
ИНН - N 7703678459) в отсутствие законного представителя
ООО "А1 Системс", извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, и, установил:
Московским областным УФАС России установлен факт поступления на территории Московской области 29.05.2014 в 13:07 на принадлежащий <_> абонентский номер <_> рекламного СМС-сообщения следующего содержания: "ZАЙМ до 20.000 РУБ.! Все условия на нужныеденьги.рф Тел: 84997034109", без предварительного согласия абонента или адресата на её получение, а также в отсутствии в рекламе наименования лица, оказывающего финансовые услуги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2013 N АК/24455/13, под рекламой понимается определенная неперсонифицированная информация, направленная на продвижение определенного объекта рекламирования, даже если она направляется по определенному списку.
Рассматриваемая реклама направлена на привлечение внимания к оказываемым ООО "Меридиан" услугам по предоставлению займов ("Zаймите до 20 000 рублей!") и их продвижение на рынке. Указанная информация содержит сведения об услугах ООО "Меридиан" обобщенного характера и представляет интерес для неопределенного круга лиц и является рекламой.
Рассылка смс-сообщений по каналам телефонной связи не может быть произведена иначе как на конкретный абонентский номер, что позволяет говорить об адресном характере отправлений. Однако, специфика связи с абонентами, сама по себе не может являться основанием для признания информации, содержащейся в СМС-сообщениях, как предназначенной исключительно для конкретного абонента.
Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", абонент - пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.
Абонентский номер <_> выделен ОАО "МегаФон" <_> на основании договора об оказании услуг связи.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", Федеральный закон "О рекламе" не определяет порядок и форму получения предварительного согласия абонента на получение рекламы по сетям электросвязи. Следовательно, согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламодателя либо рекламораспространителя.
Таким образом, согласие абонента на получение рекламы должно, во-первых, относиться к конкретному рекламодателю либо рекламораспространителю, во вторых - должно быть выражено явно.
Доказательств получения предварительного согласия конкретного абонента, а именно <_> на получение рекламы услуг ООО "Меридиан", равно как и иной рекламы от иных лиц в ходе рассмотрения дела не представлено.
Учитывая изложенное, направление рассматриваемого СМС-сообщения на принадлежащий заявителю абонентский номер без предварительного согласия не соответствует требованиям части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона
от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - финансовая услуга, банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств
юридических и физических лиц.
Согласно части 6 статьи 4 Федерального закона от 27.06.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" микрофинансовая организация является финансовой организацией.
В соответствии с выданным ФСФР России свидетельством N 0001923 от 15.05.2012, ООО "Меридиан" зарегистрировано в государственном
реестре микрофинансовых организаций за N 2120177001454.
Таким образом, рассматриваемая реклама должна была содержать
наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
В соответствии с частью 7 статьи 38 Закона о рекламе, рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе.
Абонентский номер +79028034314, с которого происходила рассылка, выделен ООО "А1 Системс" на основании договора с ЗАО "Волгоград-GSM" N 2779785 от 01.12.2012 года.
Учитывая изложенное, установлен факт нарушения ООО "А1 Системс" части 1 статьи 18 и части 1 статьи 28 Закона о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы.
Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе предусмотрена статьей 38 Закона о рекламе и частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта
Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их
соблюдению.
Оценив все обстоятельства и документы, приобщенные к материалам дела, прихожу к выводу о том, что у ООО "А1 Системс" имелась
возможность для соблюдения требований законодательства Российской
Федерации о рекламе, однако Обществом не были предприняты все
зависящие от него меры по соблюдению данных требований.
Таким образом, ООО "А1 Системс" нарушены требования
ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли. Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Дело об административном правонарушении, рассматривалось в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом характера, совершённого ООО "А1 Системс" административного правонарушения, его финансового и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.
Доказательства малозначительности совершенного правонарушения не представлены и при рассмотрении дела не установлены.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Руководствуясь ст. 33, 34, 38 Закона "О рекламе" и ст. ст. 4.1, 4.5,
ч. 1 ст. 14.3, ст.ст. 23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Признать ООО "А1 Системс" (место нахождения: 123557, г. Москва,
Б. Тишинский пер., д. 43/20, к. 2; ОГРН - N 5087746337091;
ИНН - N 7703678459; дата регистрации в качестве юридического лица - 01.11.2008) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 5 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
ИНН 7703671069 КПП 773401001
УФК по Московской области
(для Московского областного УФАС России)
Отделение 1 Москва,
г. Москва 705,
р/с 40101810600000010102
БИК 044583001
ОКТМО 46000000
КБК 161 1 16 26000 01 6000 140
ID начисления Ъ30cf5eAS12250107000
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, возможно направить по факсу 8 (499) 500-15-37.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с п. 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ч. 1 ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом в отношении юридического лица, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ст. 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Заместитель руководителя С.Е. Муравьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 декабря 2014 г. N 08-28/А1319-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016