Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
N 9-ФАС22-АМ/03-13 (опубликовано 19 апреля 2013 г.)
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
<_>
Члены Комиссии:
<_> <_><_>
рассмотрев дело N 9-ФАС22-АМ/03-13 по признакам нарушения ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири"- "Алтайэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В управление ФАС по Алтайскому краю поступило на рассмотрение заявление Б. (вх. 301 от 21.01.2013 г.) на действия ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири"- "Алтайэнерго" в направлении Б. предписания от 28.12.2012 г., содержащего требование о замене ввода кабелем типа АВВГ без паек от опоры ВЛ - 0,4 кВ до прибора учета электроэнергии, об установке прибора учета электроэнергии электронного типа с классом точности 1,0 на границу балансовой принадлежности, на опору ВЛ-0,4 кВ или на внешнюю сторону здания.
Как следует из заявления и представленных документов, Б. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <_> что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 19.12.2011 г.
По договору энергоснабжения бытового потребителя <_> заключенного между гр. Б. и ОАО "Алтайэнергосбыт" Б. является абонентом гарантирующего поставщика электрической энергии. Услуги по передаче электроэнергии заявителю оказывает сетевая организация - ОАО "МРСК Сибири" Документы, свидетельствующие о границе балансовой принадлежности электросетей потребителя и сетевой организации по вышеуказанному адресу отсутствуют,
25.06.2012 г. Б. сообщила ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири"- "Алтайэнерго" о неисправности опломбированного прибора учета, по которому производился расчет за потребленную электроэнергию, и в этот же день обратилась с заявкой о замене прибора учета электрической энергии, в связи с его неисправностью. В заявке также содержалось требование о приемке (допуске в эксплуатацию замененного прибора учета) прибора учета электрической энергии сетевой организацией.
Из информации, содержащейся в заявке следует, что неисправный прибор учета снят 25.06.2012 г., предполагаемая дата установки прибора учета 25.07.2012 г.
28.12.2012 г. сетевой организацией была проведена инструментальная проверка прибора учета, по результатам которой составлен акт проверки учета электроэнергии с замечаниями и выдано предписание от 28.12.2012 г. о приведении в соответствие с пунктом 1.5.33 Правил устройства электроустановок, а именно, заменить ввод кабелем типа АВВГ без паек от опоры ВЛ - 0,4 кВ до прибора учета электроэнергии, установить прибор учета электроэнергии электронного типа с классом точности 1,0 на границу балансовой принадлежности, на опору ВЛ-0,4 кВ или на внешнюю сторону здания.
На заседании Комиссии по рассмотрению данного дела представитель ОАО "МРСК Сибири" пояснил, что согласно пункту 153 Постановления Правительства РФ от 04 мая 2012 г. N442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии" собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес одной из следующих организаций:
Гарантирующий поставщик
Сетевая организация
Однако, в соответствии с вышеназванными требованиями закона, заявки от Б. в адрес ОАО "МРСК Сибири" не поступало. 28.12.2012 контролерами Смоленского РЭС была проведена инструментальная проверка прибора учета по собственной инициативе, по результатам которой Б. было выдано предписание, содержащее требование о замене ввода кабелем типа АВВГ без паек от опоры ВЛ - 0,4 кВ до прибора учета электроэнергии, об установке прибора учета электроэнергии электронного типа с классом точности 1,0 на границу балансовой принадлежности, на опору ВЛ-0,4 кВ или на внешнюю сторону здания.
В договоре на передачу электрической энергии, заключенного с ОАО "Алтайэнергосбыт" указано, что опломбировку приборов учета осуществляет ОАО "МРСК Сибири". Но у потребителя есть возможность направить заявление и гарантирующему поставщику.
Представитель заявителя, при этом, пояснил, что прибор учета электрической энергии был опломбирован представителем ОАО "МРСК Сибири" только 26.03.2013 г. При этом, акт допуска прибора учета в эксплуатацию не вручался.
Представитель ОАО "МРСК Сибири" подтвердил, что прибор опломбирован у потребителя Б. в доме, однако, документы, свидетельствующие о допуске прибора учета в эксплуатацию ответчиком представлены не были.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Комиссия УФАС по Алтайскому краю приходит к следующему.
Пунктом 145 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 (далее - Основные положения) установлено, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.
Согласно пункту 146 Основных положений, под заменой прибора учета понимается монтаж прибора учета после демонтажа ранее установленного прибора учета в данной точке.
Согласно пункту 153 Основных положений собственник энергопринимающих устройств, в отношении которых установлен прибор учета, обязан получить допуск прибора учета в эксплуатацию, для чего он должен направить письменную заявку на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета в адрес одной из следующих организаций:
гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), с которым в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), расчеты за электрическую энергию по которому будут осуществляться с использованием установленного и подлежащего допуску в эксплуатацию прибора учета;
сетевая организация, владеющая на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства), - в иных случаях, в том числе в случае, если условиями договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией), определено, что заявка на осуществление допуска в эксплуатацию прибора учета подлежит направлению в сетевую организацию.
Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) или сетевая организация, получившие заявку, обязаны рассмотреть предложенные заявителем дату и время проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный заявителем срок обязаны согласовать с заявителем иные дату и время проведения процедуры допуска в эксплуатацию установленного прибора учета.
Согласно пункту 154 Основных положений, процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию, в котором указываются:
дата, время и адрес проведения процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию;
фамилия, имя и отчество уполномоченных представителей лиц, которые принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию и явились для участия в указанной процедуре;
лица, которые принимают участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию, но не принявшие в ней участие;
характеристики прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), заводской номер и состояние прибора учета и измерительных трансформаторов, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), допуск которого в эксплуатацию осуществляется, его показания на момент завершения процедуры допуска;
решение о допуске прибора учета в эксплуатацию или об отказе в допуске прибора учета в эксплуатацию с указанием причин такого отказа. В случае отказа в таком допуске в акте указываются необходимые мероприятия (перечень работ), выполнение которых является обязательным условием для допуска прибора учета в эксплуатацию;
наименование организации, представитель которой осуществил установку контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля, его фамилия, имя и отчество, а также описание мест на приборе учета и измерительных трансформаторах, входящих в состав измерительного комплекса (при их наличии), в которых установлены контрольная пломба и (или) знаки визуального контроля, их индивидуальные номера - в случае принятия решения о допуске прибора учета в эксплуатацию;
лица, отказавшиеся от подписания акта допуска прибора учета в эксплуатацию либо несогласные с указанными в акте результатами процедуры допуска, и причины такого отказа либо несогласия;
результаты проведения измерений в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию (при наличии);
дата следующей поверки.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Данный акт не был представлен на заседание Комиссии, при этом представитель ОАО "МРСК Сибири" пояснил, что при допуске в эксплуатацию прибора учета у потребителя Б. такой акт не составлялся, была поставлена лишь контрольная пломба.
Ссылка ответчика на то, что 28.12.2012 г. ОАО "МРСК Сибири" у потребителя Б. была проведена внеплановая проверка прибора учета по собственной инициативе, не принимается Комиссией УФАС по Алтайскому краю ввиду следующего.
Согласно пункту 173 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.
Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 настоящего документа.
В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.
Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:
полученное от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего точки поставки, расположенные в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки, но не более чем 10 процентов точек поставки, планируемых сетевой организацией к проверке в соответствии с указанным планом-графиком в этом же расчетном периоде;
полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки;
выявление факта нарушения сохранности пломб и (или) знаков визуального контроля при проведении осмотра состояния расчетного прибора учета перед его демонтажем, осуществляемым в порядке, установленном настоящим разделом.
Таким образом, в плановом или внеплановом порядке проводится проверка сетевой организацией только расчетных приборов учета. ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири"- "Алтайэнерго" было известно, что у потребителя Б. отсутствует прибор учета, который признан расчетным. Таким образом, осуществление внеплановой проверки сетевой организацией и выдача Б. предписания от 28.12.2012 г., содержащего требование о замене ввода кабелем типа АВВГ без паек от опоры ВЛ - 0,4 кВ до прибора учета электроэнергии, об установке прибора учета электроэнергии электронного типа с классом точности 1,0 на границу балансовой принадлежности, на опору ВЛ-0,4 кВ или на внешнюю сторону здания, не соответствует требованиям действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147- ФЗ "Об естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии и по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике отнесены к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Действия ОАО "МРСК Сибири" в лице филиала ОАО "МРСК Сибири" - "Алтайэнерго" выразившиеся в направлении Б. предписания от 28.12.2012 г., содержащего требование о замене ввода кабелем типа АВВГ без паек от опоры ВЛ - 0,4 кВ до прибора учета электроэнергии, об установке прибора учета электроэнергии электронного типа с классом точности 1,0 на границу балансовой принадлежности, на опору ВЛ-0,4 кВ или на внешнюю сторону здания, при проведении проверки приборов учета 28.12.2012 г. без оснований, предусмотренных пунктом 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442, а также в несоставлении и невручении акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию у Б. в марте 2013 года, в соответствии с пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442 нарушают требование части 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляют интересы Б.
Руководствуясь, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия ОАО "МРСК Сибири" выразившиеся в направлении Б. предписания от 28.12.2012 г., содержащего требование о замене ввода кабелем типа АВВГ без паек от опоры ВЛ - 0,4 кВ до прибора учета электроэнергии, об установке прибора учета электроэнергии электронного типа с классом точности 1,0 на границу балансовой принадлежности, на опору ВЛ-0,4 кВ или на внешнюю сторону здания, при проведении проверки приборов учета 28.12.2012 г. без оснований, предусмотренных пунктом 173 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442, а также в несоставлении и невручении акта допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию у Б. в марте 2013 года, в соответствии с пунктом 154 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и ущемляющими интересы Б.
2. Выдать ОАО "МРСК Сибири" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и устранении его последствий, а именно: отозвать предписание от 28.12.2012 г., направленное в адрес Б, а также составить и вручить акт допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию у потребителя Б., проживающей по адресу: <_> в соответствии с нормами действующего законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю N 9-ФАС22-АМ/03-13 (опубликовано 19 апреля 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016