Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
N 17/15/13 - АМ (опубликовано 14 мая 2013 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2013 года.
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Заместителя Руководителя Псковского УФАС России < > членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы Псковского УФАС России < >; главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы Псковского УФАС России, рассмотрев дело N17/15/13-АМ по признакам нарушения Администрацией города Великие Луки, Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки (местонахождение: пл. Ленина, д. 1, г. Великие Луки, Псковская область, 182113) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии:
Представителя ответчика - Администрации города Великие Луки < > (доверенность от 23.04.2013 года),
Представителя ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом < > (Распоряжение Администрации города Великие Луки от 12.04.2013 года N 117-лр "Об исполнении обязанностей _"),
Заявителя - < >-представителя ООО "Напитки Мира" (доверенность N 02 от 23.04.2013 г. ), установила:
25 января 2013 года от ООО "Напитки мира в адрес Псковского УФАС поступили материалы (исх. от 24.01.2013 года N 7) по факту отсутствия возможности исполнения договорных обязательств, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории города Великие Луки, по договорам, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки.
Из представленных ООО "Напитки мира" заявления и материалов следует, что с момента заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, т.е. с 29.03.2012 г. и по настоящее время на рекламных местах, предоставленных обществу по договорам, заключенным с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки (далее - КУМИ) находятся чужие рекламные конструкции, которые до настоящего времени не демонтированы и не установлены их собственники. Рекламная информация на установленных рекламных конструкциях постоянно обновляется. Таким образом установить свою рекламную конструкцию в соответствии с заключенными договорами ему не представляется возможным.
Представитель ООО "Напитки Мира" пояснила, что 08.11.2012 г. в адрес КУМИ г.Великие Луки направлено заявление (исх.N 73) с просьбой установить собственников рекламных конструкций находящихся на местах установки, предоставленных ООО "Напитки Мира" по заключенным договорам. Так как ответа не последовало общество повторно обратилось в КУМИ г.Великие Луки ( исх.N 76 от 17.12.2012) и одновременно подало жалобу в Прокуратуру г.Великие Луки (исх. N 78 от 21.12.2012 г.) с приложением фото рекламных конструкций. 15.01.2013 г. из КУМИ г.Великие Луки был получен ответ (исх.N 3969 от 28.12.2012 г.), что КУМИ г.Великие Луки была проведена проверка мест установки рекламных объектов по договорам N 3,4, 55,12,13 от 29.03.2012 г., в ходе которой были выявлены рекламные конструкции, и ведется работа по установлению собственников данных рекламных конструкций.
В ходе рассмотрения дела представитель КУМИ пояснил следующее:
16.02.2012 года на основании Постановления Администрации города Великие Луки от 29.12.2011 г. N 2942 был проведен аукцион на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
По результатам проведенного 16.02.2012 года аукциона между КУМИ и ООО "Напитки Мира" заключены договора NN 3,4,5,12,13 от 29.03.2012 года на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
В компетенцию КУМИ г. Великие Луки, согласно Положению о комитете, не входят функции по выбору мест установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Представитель Администрации города Великие Луки пояснил, что в результате проверки мест установки рекламных объектов по договорам N 3,4,5,12,13 от 29.03.2012 г., были выявлены рекламные конструкции.
Установление владельцев вышеуказанных рекламных конструкций затрудняется в виду того, что информационные поля для размещения наружной рекламы в большинстве случаев не заполнялись. В связи с размещением новой наружной рекламы на данных конструкциях (по состоянию на 01.03.2013) направлены письма организациям, распространяющим информацию рекламного характера, с целью подтвердить факт того, являются ли они владельцами рекламных конструкций, либо предоставить копии договоров с их собственниками.
Комиссия по выявлению незаконно размещенных (самовольно установленных) рекламных конструкций Комитетом по строительству архитектуре и градостроительству Администрации г.Великие Луки не сформирована и ее состав Администрацией г.Великие Луки не утвержден.
Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения Комиссия установила:
1. 29.12.2011 г. Администрация города Великие Луки приняла Постановление N2942 "О проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций" (далее - Постановление Администрации), в соответствии с пунктом 1 которого постановила:
1. Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Великие Луки:
1.1 организовать и провести аукцион на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему постановлению.
Приложениями N 1 и N 2 определены места установки рекламных конструкций, а также схемы расположения земельных участков для эксплуатации отдельно стоящих рекламных конструкций.
16.02.2012 года состоялся аукцион по продаже права заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по вышеуказанным местам. ООО "Напитки мира" признаны победителями по следующим лотам: N1,N2, N4, N11, N14. Однако аукционная комиссия своим решением от 24.02.2012 года признала результаты аукциона недействительными.
В результате судебного разбирательства по исковому заявлению КУМИ г.Великие Луки о признании недействительным решения и предписания Псковского УФАС России по делу N 05/18.1/12-АМ, решением Арбитражного суда Псковской области по делу А52-1924/2012 от 16.03.2012, Постановлением 14 апелляционного арбитражного суда по делу января 2012 года по делу А52-1924/2012 от 06.08.2012 г. КУМИ г.Великие Луки в удовлетворении исковых требований было отказано.
КУМИ г.Великие Луки и ООО "Напитки мира" 29.03.2012 г. были заключены договора NN 3,4,5,12,13 на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, на местах установки N 19, N 24, N 27, N 30, N 34 согласно их схем и кадастровых планов территории (схем N 3, N 6 Приложения N 2 к Постановлению администрации).
Срок действия договоров с 01.04.2012 г. по 31.03.2017 г.
В ходе рассмотрения дела Заявителем предоставлены фотографии рекламных конструкций, расположенных на местах указанных в договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, заключенных с КУМИ (в материалах дела). Ранее данные материалы представлялись в КУМИ г.Великие Луки и Прокуратуру г.Великие Луки.
По результатам запроса Псковского УФАС России от 27.02.2013 года исх.N544/ДЛ Комитетом по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города Великие Луки (далее - Комитет САГ) был дан ответ, согласно которому установление владельцев вышеуказанных рекламных конструкций затрудняется в виду того, что информационные поля для размещения наружной рекламы в большинстве случаев не заполнялись. В связи с размещением новой наружной рекламы на данных конструкциях (по состоянию на 01.03.2013) Комитетом САГ направлены письма организациям, распространяющим информацию рекламного характера, с целью подтвердить факт того, являются ли они владельцами рекламных конструкций, либо предоставить копии договоров с их собственниками. Факт размещения объектов наружной рекламы подтверждается и ответом КУМИ г.Великие Луки направленным в адрес ООО "Напитки Мира".
Комиссия по выявлению незаконно размещенных (самовольно установленных) рекламных конструкций Комитетом САГ не формировалась и ее состав Администрацией г.Великие Луки не утвержден.
Таким образом, с момента заключения договоров и по настоящее время на рекламных местах, предоставленных ООО "Напитки мира" находятся самовольно установленные ранее рекламные конструкции, которые до настоящего времени не демонтированы и не установлены их собственники.
В соответствии с пунктом 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе"
В соответствии с пунктом 49 части 1 статьи 34 устава муниципального образования "Город Великие Луки", принятого Решением Великолукской городской Думой от 12.07.2005 года N 57 (в редакции Решения от 07.12.2012 N 181) к полномочиям Администрации города относится выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории города, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории города в соответствии с Федеральным законом "О рекламе"
Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.
При этом порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" - заключение такого договора осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
На основании части 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В соответствии с Решением Великолукской городской Думы от 16 декабря 2010 года N 127 "Об установлении формы проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в собственности города Великие Луки" установлено, что порядок распространения наружной рекламы в городе Великие Луки утверждается Администрацией города Великие Луки.
Постановлением Администрации города Великие Луки от 14.02.2011 года N 212 утвержден Порядок распространения наружной рекламы на территории муниципального образования "Город Великие Луки" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1 вышеуказанного Порядка Установка рекламной конструкции допускается только при наличии Разрешения Администрации города Великие Луки (далее - Администрация) на установку и эксплуатацию рекламной, конструкции. Разрешение выдается на основании заявления (далее - Заявление) установленного образца, подаваемого в комитет по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города Великие Луки.
На основании данного Порядка Комитет САГ:
- Ведет учет заявлений на выдачу Разрешений, уведомлений о выдаче Разрешений, уведомлений об отказе выдачи Разрешений, предписаний о нарушениях настоящего Порядка, предписаний о демонтаже рекламных конструкций, учет демонтированных и переданных на хранение рекламных конструкций;
- Оформляет и выдает Разрешения. Ведет реестр рекламных конструкций на территории города;
В соответствии с разделом 8 настоящего Порядка самовольно установленные вновь рекламные конструкции подлежат демонтажу на основании предписания комитета САГ. При этом на основании раздела 9 установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания владельцу рекламной конструкции или собственнику имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция. Администрация вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.
Согласно п.9.2 Порядка Комиссия по выявлению незаконно размещенных (самовольно установленных) рекламных конструкций на территории города формируется комитетом САГ и утверждается Администрацией. Работа комиссии по выявлению незаконно размещенных (самовольно установленных) рекламных конструкций осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.
В случае самовольной установки и эксплуатации рекламной конструкции на имуществе города и земельных участках, при неисполнении владельцами данных рекламных конструкций предписаний об их демонтаже, при условии принятия судом или арбитражным судом решения о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции, либо при отсутствии сведений о владельцах самовольно установленных рекламных конструкций Комитет САГ вправе на основании соответствующего решения посредством привлечения на договорной основе специализированных организаций осуществить демонтаж рекламной конструкции способами, исключающими причинение несоразмерного ущерба рекламной конструкции ( п.9.4 Порядка).
На основании п.9.8 в случае, когда собственник (владелец) рекламной конструкции не установлен, информация о демонтаже размещается в газете "Великолукская правда Новости" и на сайте Администрации.
На основании изложенного Комиссия считает, что на законодательном уровне Комитету по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города Великие Луки предоставлены все полномочия по осуществлению контроля за выполнением требований настоящего Порядка, в том числе принятия мер по демонтажу самовольно установленных конструкций.
Однако, с момента заключения ООО "Напитки мира" договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, т.е. 29.03.2012 г., Комиссия по выявлению незаконно размещенных (самовольно установленных) рекламных конструкций Комитетом САГ не сформирована, лица самовольно разместившие рекламные конструкции не установлены, меры по демонтажу самовольно установленных конструкций не приняты, информационное сообщение о демонтаже в газете "Великолукская правда Новости" и на сайте Администрации не размещалась.
Следовательно, Администрацией города Великие Луки в лице структурного подразделения - Комитета по строительству, архитектуре и градостроительству не исполняются функции, предусмотренные Постановлением Администрации города Великие Луки от 14.02.2011 года N 212 "Об утверждении Порядка распространения наружной рекламы на территории муниципального образования "Город Великие Луки" (п.п. 8.2, 9.2, 9.3) в части выявления незаконно размещенных (самовольно установленных) рекламных конструкций на территории города и выдачи предписаний по их демонтажу.
2. В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия)
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. На основании пункта 4 данной статьи товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Потенциальные участники исследуемого рынка, а также иные хозяйствующие субъекты в целях распространения рекламы на соответствующем товарном рынке приобретают право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Великие Луки. Данное обстоятельство порождает наличие между этими субъектами конкурентных отношений.
Продуктовые границы, на которых субъекты, претендующие на заключение договоров являются конкурентами, определены рынком услуг по производству и распространению рекламы (код ОКПД - 74.40.1 "Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2007 (КПЕС 2002)".
В целях рассмотрения дела N 17/15/13 - АМ, географические границы товарного рынка услуг по производству и распространению рекламы, определены границами муниципального образования "Город Великие Луки" на территории Псковской области.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке по производству и распространению рекламы, могут входить хозяйствующие субъекты (независимо от организационно-правовых форм) при выполнении требований правовых актов, регламентирующих порядок распространения рекламы.
Заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как указано в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) учитывается следующее: если акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.
Администрацией города Великие Луки не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ей, в нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции не принимать мер (бездействовать) по установлению лиц, самовольно разместивших рекламные конструкции на местах установки, определенных в договорах, заключенных по результатам аукциона ООО "Напитки мира" и КУМИ города Великие Луки, а также не принимать меры по демонтажу самовольно установленных конструкций.
Федеральный закон от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" не позволяет органам местного самоуправления, ограничивать на территории муниципального образования количество потенциальных участников, которые могли бы оказывать данные услуги и вмешиваться в конкурентную среду.
С учетом вышеизложенного следует, что в случае если Администрация города Великие Луки в течение длительного времени не предпринимает действия, направленные на демонтаж незаконно установленных конструкций (не выдает соответствующие предписания, не обращается в суд), такое бездействие органа местного самоуправления свидетельствует о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и влечет за собой предоставление необоснованного преимущества собственнику незаконно установленных рекламных конструкций при осуществлении предпринимательской деятельности, ограничивает конкуренцию на рынке распространения наружной рекламы в городе Великие Луки.
В ходе рассмотрения дела нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом города Великие Луки не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России решила:
Признать в действиях Администрации города Великие Луки, нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в бездействии органов местного самоуправления в лице структурного подразделения - Комитета по строительству, архитектуре и градостроительству по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на местах установки под NN 19,24,27,30,34 согласно их схем и кадастровых планов территории (схем N 3, N 6 Приложения N 2 к Постановлению Администрации г.Великие Луки от 29.12.2011 г. N 2942).
Выдать Администрации города Великие Луки предписание о прекращении в срок до "28" июня 2013 года нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем принятия мер по демонтажу самовольно установленных рекламных конструкций на вышеуказанных местах установки.
Председатель Комиссии < >
Члены Комиссии < >
< >
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу 17/15/13 - АМ
14 мая 2013 года г. Псков
Резолютивная часть решения оглашена 24 апреля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 14 мая 2013 года.
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - Заместителя Руководителя Псковского УФАС России < >; членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы Псковского УФАС России < >; главного специалиста - эксперта отдела контроля органов власти, государственного заказа и рекламы Псковского УФАС России < >,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39,частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего Решения от 14 мая 2013 года по делу N 17/15/13-АМ, по признакам нарушения Администрацией города Великие Луки (местонахождение: 182113, Псковская область, г. Великие Луки, пл. Ленина, д. 1), части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации города Великие Луки в срок до 28 июня 2013 года:
прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в бездействии органов местного самоуправления, в лице структурного подразделения - Комитета по строительству, архитектуре и градостроительству Администрации города Великие Луки, по выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на местах установки под NN 19,24,27,30,34 согласно их схем и кадастровых планов территории (схем N 3, N 6 Приложения N 2 к Постановлению администрации г.Великие Луки от 29.12.2011 г. N 2942) "О проведении аукциона на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций", а именно:
принять меры по демонтажу самовольно установленных рекламных конструкций на вышеуказанных местах установки путем выдачи предписаний либо обращения в суд.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Псковское УФАС России не позднее 5 дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии < >
Члены Комиссии < >
< >
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области N 17/15/13 - АМ (опубликовано 14 мая 2013 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016