Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
N 06-06-33/2014 (опубликовано 19 декабря 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя Управления - начальника антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей - <_> членов Комиссии - <_>
в присутствии начальника МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район <_> (распоряжение о назначении от 22.06.2010 г. N 68л),
в присутствии представителя МАДОУ детский сад "Дарование" <_> (доверенность N 077 от 19.11.2014 г.);
в присутствии представителя администрации м/о Ташлинский район - начальника юридического отдела <_> (доверенность б/н от 25.08.2014 г.);
рассмотрев дело N 06-06-33/2014 по признакам нарушения МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; администрацией м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; МАДОУ ДС "Дарование" п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по проведению общестроительных работ (ОКВЭД 45.21, 45.4, 45.41) в границах м/о Ташлинский район Оренбургской области, установила:
По итогам проведенной Оренбургским УФАС России плановой проверки актов и действий администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области на предмет соблюдения антимонопольного законодательства установлено следующее.
24.04.2013 г. между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о Ташлинский район заключено Соглашение о взаимодействии по реализации в 2013 году областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2012-2015 годы между министерством образования Оренбургской области и муниципальным образованием N 39-БОУ.
Предметом соглашения является определение порядка взаимодействия сторон по реализации в 2013 году областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2012-2015 годы по следующим направлениям: ремонт систем электроснабжения, приведение путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности, приобретение и монтаж оборудования АПС, СОУЭ, ПАК "Стрелец-Мониторинг" ("Тандем-2-М") и модернизация систем АПС, ранее установленных в образовательных учреждениях (п.1.1 соглашения).
Согласно п.2.2 соглашения Министерство перечисляет Муниципальному образованию субсидию для финансирования расходов на проведение противопожарных мероприятий в 2013 году в сумме 3 896 900 рублей в рамках областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения на 2012-2015 годы", при условии выделения софинансирования за счет средств бюджета муниципальных образований (не менее 50%) в сумме 1 948 450 рублей (приложение N 1).
09.01.2013 г. между Управлением образования администрации м/о Ташлинский район (Учредитель) и МАДОУ ДС "Дарование" (Учреждение) заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета м/о Ташлинский район на иные цели МАДОУ ДС "Дарование".
Согласно пп. б п.2 соглашения Учредитель обязуется перечислить Учреждению в установленном порядке субсидию в сумме 1 579 200 рублей. Срок действия соглашения - до 31.12.2013 г.
Сумма субсидии неоднократно изменялась дополнительными соглашениями к соглашению от 09.01.2013 г. (дополнительные соглашения от 06.02.2013 г., 23.04.2013 г., 16.07.2013 г., 20.08.2013 г., 10.09.2013 г., 30.09.2013 г., 23.10.2013 г., 28.10.2013 г., 20.11.2013 г., 25.11.2013 г., 12.12.2013 г., 16.12.2013 г., 18.12.2013 г., 27.12.2013 г.). В соответствии с последним дополнительным соглашением от 27.12.2013 г. сумма субсидии составила 2 672 515,37 рублей.
В соответствии с Протоколами N 2, 3 заседания наблюдательного совета от 15.07.2013 г., 26.07.2013 г. наблюдательным советом МАДОУ ДС "Дарование" принято решение заключить договор на выполнение ремонта в МАДОУ ДС "Дарование" с ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал", так как общество зарекомендовало себя как надежный партнер.
29.07.2013 г. между МАДОУ ДС "Дарование" (Заказчик) и ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал" (Подрядчик) заключен договор N 37у на выполнение подрядных работ по ремонту путей эвакуации.
В соответствии с п.1.1 договора Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить в установленный настоящим договором срок ремонт путей эвакуации в МАДОУ ДС "Дарование" в соответствии с локальным сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью договора. Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Стоимость работ по настоящему договору составляет 1 293 025 рублей (п.1.2 договора). Подрядчик обязуется закончить работы не позднее 31.08.2013 г. (п.2.3 договора).
Согласно акту рабочей комиссии о контроле качества ремонта МАДОУ ДС "Дарование" от 30.09.2013 г. принят ремонт здания МАДОУ ДС "Дарование", выполненный ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал". В состав приемочной комиссии входили представители Управления образования администрации м/о Ташлинский район, директор МАДОУ ДС "Дарование" и др.
09.01.2014 г. между Управлением образования администрации м/о Ташлинский район (Учредитель) и МАДОУ ДС "Дарование" (Учреждение) заключено соглашение N 108 о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета м/о Ташлинский район на иные цели МАДОУ ДС "Дарование" (далее - соглашение N 108).
Согласно пп.б п.2 соглашения Учредитель обязуется перечислить Учреждению в установленном порядке субсидию в сумме 1 688 300 рублей. Срок действия соглашения - до 31.12.2014 г.
Впоследствии сумма субсидии изменена дополнительным соглашением к соглашению от 09.01.2014 г. (дополнительное соглашение от 20.05.2014 г.). Таким образом, сумма субсидии составила 2 969 071 рубль.
08.08.2014 г. заключен договор строительного подряда N 31401373608/01/1 между МАДОУ ДС "Дарование" (Заказчик) и ООО "Строитель" (Подрядчик), в соответствии с которым подрядчик обязуется выполнить, а заказчик принять и оплатить работы по замене дверей в здании МАДОУ ДС "Дарование" в соответствии с условиями настоящего договора и техническим заданием, являющимся неотъемлемой его частью (п.2.1 договора).
Рынок по производству общестроительных работ является конкурентным.
Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.
На основании вышеизложенного, в действиях Управления образования администрации м/о Ташлинский район усматриваются признаки нарушения п.4 ст.16, п.4 ст.16, в действиях МАДОУ ДС "Дарование" усматриваются признаки нарушения п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 235 от 20.10.2014 г. возбуждено дело N 06-06-33/2014.
Определением Председателя Комиссии Оренбургского УФАС России (исх. N 17735 от 22.10.2014 г.) рассмотрение дела N 06-06-33/2014 назначено на 20 ноября 2014 г. на 14 ч. 30 мин.
Определением (исх.N19803 от 24.11.2014 г.) рассмотрение дела было отложено, назначено на 04.12.2014 г. на 14 ч. 30 мин., администрация м/о Ташлинский район Оренбургской области привлечена к участию в деле в качестве ответчика.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 280 от 04.12.2014 г. изменен состав Комиссии, председателем Комиссии по рассмотрению дела назначен заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Оренбургского УФАС России <_>
В ходе заседания Комиссии, представитель Управления образования администрации м/о Ташлинский район пояснил следующее.
В связи с тем, что МАДОУ ДС "Дарование" является автономным учреждением действие 94-ФЗ на него не распространяется, а 223-ФЗ вступил в силу с 01.01.2014 г., именно поэтому не были соблюдены торговые процедуры. Что касается соглашения, заключенного в 2014 году, то закупочные процедуры МАДОУ ДС "Дарование" проводились в соответствии с 223-ФЗ (закупка N 31401373608). Согласен, что допущены нарушения антимонопольного законодательства в 2013 году.
В ходе рассмотрения дела представитель МАДОУ ДС "Дарование" пояснила следующее.
В 2013 году торги не проводились, однако в 2014 году проводились закупочные процедуры в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ. Согласна, что допущено нарушение антимонопольного законодательства в 2013 году.
Представитель администрации м/о Ташлинский район пояснила следующее.
Здание детского сада "Дарование" находится в оперативном управлении у МАДОУ ДС "Дарование", администрация не вправе и не обязана законом нести бремя содержания и производить расходы на содержание указанного имущества. В связи с чем, считает, что нарушений антимонопольного законодательства администрация не допускала.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия Оренбургского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующему.
09.01.2013 г. между МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области (Учредитель) и МАДОУ ДС "Дарование" (Учреждение) заключено Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета муниципального образования Ташлинский район на иные цели МАДОУ ДС "Дарование".
Предметом Соглашения является определение порядка и условий предоставления учредителем учреждению субсидии на иные цели (п.1 Соглашения).
В соответствии с п.2 Соглашения учредитель обязуется: предоставлять в 2013 году субсидию, перечислить учреждению в установленном порядке субсидию в сумме 1 579 200 рублей.
Согласно п.4 Соглашения учреждение обязуется: расходовать полученную субсидию по целевому назначению, представлять учредителю отчет об использовании субсидии по установленной форме до 31.12.2013 года.
Впоследствии к Соглашению от 09.01.2013 г. (от 06.02.2013 г., 23.04.2013 г., 16.07.2013 г., 20.08.2013 г., 10.09.2013 г., 30.09.2013 г., 23.10.2013 г., 28.10.2013 г., 20.11.2013 г., 25.11.2013 г., 12.12.2013 г., 16.12.2013 г., 18.12.2013 г., 27.12.2013 г.) неоднократно заключались дополнительные соглашения, в которых изменялся размер субсидии.
Окончательной суммой субсидии, установленной допсоглашением от 27.12.2013 г., является сумма в размере 2 672 515,37 рублей.
В соответствии с платежными поручениями N 21798 от 16.09.2013 г. на сумму 423 790 рублей, N 18322 от 08.08.2013 г. на сумму 333 000 рублей, N 21255 от 12.09.2013 г. на сумму 514 560 рублей МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области перечислило МАДОУ ДС "Дарование" целевые субсидии на иные цели по соглашению от 09.01.2013 г.
24 апреля 2013 г. между Министерством образования Оренбургской области и администрацией м/о Ташлинский район Оренбургской области заключено соглашение N 39-БОУ о взаимодействии по реализации в 2013 году областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2012-2015 годы между министерством образования Оренбургской области и муниципальным образованием.
В соответствии с п.1 соглашения N 39-БОУ предметом является определение порядка взаимодействия сторон по реализации в 2013 году областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения" на 2012-2015 годы по следующим направлениям: ремонт систем электроснабжения; приведение путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности; приобретение и монтаж оборудования АПС, СОУЭ, ПАК "Стрелец-Мониторинг" ("Тандем-2-М") и модернизация систем АПС, ранее установленных в образовательных учреждениях и другие.
Согласно п.2.2 соглашения N 39-БОУ Министерство образования Оренбургской области в порядке межбюджетных отношений перечисляет муниципальному образованию субсидию для финансирования расходов на проведение противопожарных мероприятий в 2013 году в сумме 3 896 900 рублей в рамках областной целевой программы "Безопасность образовательного учреждения на 2012-2015 годы", при условии выделения софинансирования за счет средств бюджета муниципальных образований (не менее 50%) в сумме 1 948 450 рублей.
Муниципалитет определяет перечень образовательных учреждений, нуждающихся в приведении путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности; за счет средств муниципального бюджета организует и проводит конкурсные процедуры на разработку проектно-сметной документации, приобретение необходимого оборудования (материалов), выполнение работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности и обеспечивает софинансирование из муниципального бюджета не менее 50% в сумме 849 350 рублей; заключает муниципальные контракты с организациями-победителями аукционов на выполнение работ по приведению в соответствии с требованиями пожарной безопасности путей эвакуации и эвакуационных выходов; обеспечивает эффективное и целевое использование выделенных средств и предоставляет отчетность в Министерство (п.4.4-4.7).
В соответствии с Приложением N 1 к Соглашению на приведение путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности выделено 2 548 050 руб., в том числе из областного бюджета 1 698 700 руб., из муниципального бюджета 849 350 руб.
На основании п.2.15 соглашения муниципальное образование обеспечивает целевое и эффективное использование субсидии.
Срок действия Соглашения ограничен 2013 годом (п.8.1 Соглашения).
В соответствии с платежным поручением N 767 от 07.05.2013 г. Министерство образования Оренбургской области перечислило администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области денежные средства по областной целевой программе "Безопасность образовательных учреждений" на 2012х-2015 гг. в сумме 3 896 900 рублей.
Согласно платежных поручений N 18322 от 08.08.2013 г., N 21255 от 12.09.2013 г., N 21798 от 16.09.2013 г. МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район перечислило МАДОУ ДС "Дарование" сумму в размере 1 271 350 рублей.
В соответствии с Протоколами N 2,3 заседания наблюдательного совета от 15.07.2013 г., 26.07.2013 г. наблюдательным советом МАДОУ ДС "Дарование" принято решение заключить договор на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАДОУ ДС "Дарование" с ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал", так как общество зарекомендовало себя как надежный партнер.
Как следует из приказа N 07а от 14.01.2013 г. "О внесении изменений в состав наблюдательного совета МАДОУ ДС "Дарование" утвержден состав Наблюдательного совета МАДОУ ДС "Дарование". В состав Наблюдательного совета МАДОУ ДС "Дарование" входят: начальник МУ УО <_> - председатель Наблюдательного совета, заместитель главы администрации района по социальным вопросам <_> - заместитель председателя Наблюдательного совета; директор ГАОУ НПО "Профессиональное училище N 68" <_> методист МКУ "Ташлинский ИМЦ" <_> старший воспитатель МАДОУ ДС "Дарование" <_>
С предложением заключить договор на выполнение работ по ремонту в МАДОУ ДС "Дарование" именно с ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал" выступила заместитель председателя наблюдательного совета <_> так как данный подрядчик работает на территории Ташлинского района седьмой год, осуществлял капитальный ремонт зданий девяти образовательных учреждений, зарекомендовал себя как надежный партнер и выполняющий весь объем обязательств без нарушения сроков.
<_> занимает должность заместителя главы администрации Ташлинского района по социальным вопросам, что следует из приказа N 07а от 14.01.2013 г.
Решение о выборе подрядчика (ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал") на выполнение работ по ремонту в МАДОУ ДС "Дарование" в ходе указанного выше заседания наблюдательного совета было принято единогласно.
29.07.2013 г. между МАДОУ ДС "Дарование" (Заказчик) и ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал" (Подрядчик) заключен договор N 37у на выполнение подрядных работ по ремонту путей эвакуации в МАДОУ ДС "Дарование".
В соответствии с п.1.1 договора Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить в установленный настоящим договором срок ремонт путей эвакуации в МАДОУ ДС "Дарование" в соответствии с локальным сметным расчетом, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора. Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его.
Стоимость работ по настоящему договору составляет 1 293 025 рублей (п.1.2 договора). Подрядчик обязуется закончить работы не позднее 31.08.2013 г. (п.2.3 договора).
Согласно п.2.1 Договора N 37у от 29.07.2013 г. заказчик обязуется оплатить выполненную работу в соответствии с условиями договора, а подрядчик в соответствии с п.2.3 Договора обязан представлять по требованию заказчика отчетность о ходе и (или) результатах выполнения работ по форме, требуемой заказчиком.
Как следует из платежных поручений N 5066420 от 18.09.2013 г., 4881434 от 09.08.2013 г., N 5059907 от 17.09.2013 г. МАДОУ ДС "Дарование" в счет оплаты по договору N 37у от 29.07.2013 г. перечислило ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал" сумму в размере 1 271 350 рублей.
Согласно справке о стоимости работ N 1 от 30.08.2013 г. работы выполнены на сумму 1 293 025 рублей, акты о приемке выполненных работ N 1 от 30.08.2013 г. также составлены на сумму 1 293 025 рублей, данные акты подписаны директором МАДОУ ДС "Дарование" и директором ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал".
В соответствии с актом рабочей комиссии о контроле качества ремонта здания МАДОУ ДС "Дарование" от 30.09.2013 г. принят ремонт здания МАДОУ ДС "Дарование", выполненный ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал". В состав приемочной комиссии входили представитель администрации муниципального образования, начальник Управления образования администрации м/о Ташлинский район, заведующий МАДОУ ДС "Дарование" и т.д.
Также актом приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссии принят капитальный ремонт здания МАДОУ ДС "Дарование", данный акт подписан заведующей МАДОУ ДС "Дарование" (заказчик), директором ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал" (подрядчик), главным архитектором администрации м/о Ташлинский район.
09.01.2014 г. между Управлением образования администрации м/о Ташлинский район (Учредитель) и МАДОУ ДС "Дарование" (Учреждение) заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета м/о Ташлинский район на иные цели МАДОУ ДС "Дарование".
Согласно пп.б п.2 соглашения Учредитель обязуется перечислить Учреждению в установленном порядке субсидию в сумме 1 688 300 рублей. Срок действия соглашения - до 31.12.2014 г.
20.05.2014 г. дополнительным соглашением между Управлением образования администрации м/о Ташлинский район (Учредитель) и МАДОУ ДС "Дарование" (Учреждение) изменена сумма субсидии на 2 969 071 рубль.
Из представленных пояснений начальника МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области и представителя МАДОУ ДС "Дарование" следует, что в целях реализации Соглашения от 09.01.2014 г. были проведены закупочные процедуры, которые проводились в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ, а именно, закупка N 31401373608. Данная информация о закупке размещена на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru.
В силу ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" до 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения вправе принять правовой акт в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в отношении закупок, предусмотренных частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона и осуществляемых в 2014 году. Указанные правовые акты в случае их принятия бюджетными учреждениями должны быть размещены до 1 апреля 2014 года на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. До размещения указанного правового акта, но не позднее 1 апреля 2014 года бюджетные учреждения осуществляют такие закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно протоколу заседания наблюдательного совета N 2 от 19.03.2014 г. утверждено Положение о порядке проведения закупок товаров, работ, услуг для нужд муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад "Дарование".
В соответствии с утвержденным Положением было размещено извещение о проведении закупки способом запроса ценовых предложений на право заключения договора на выполнение работ по ремонту полов и замене дверей в здании МАДОУ ДС "Дарование" N 31401373608 на официальном сайте 25.07.2014 г.
Победителем запроса ценовых предложений объявлено ООО "Строитель" как участник, предложивший лучшие условия по цене договора.
08.08.2014 г. был заключен договор строительного подряда N 31401373608/01/1 между МАДОУ ДС "Дарование" и ООО "Строитель".
Таким образом, МАДОУ ДС "Дарование" были соблюдены требования Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
В соответствии с постановлением N 43п от 24.01.2012 г. администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области "О передаче с баланса МУ УО администрации района муниципального имущества в МАДОУ ДС "Дарование"" следует, что в оперативное управление МАДОУ ДС "Дарование" передано нежилое двухэтажное основное строение здания детского сада с подвалом литер Е площадью 1664,2 кв.м., по адресу: Оренбургская область, Ташлинский район, с.Ташла, ул.Победы, д. 18.
На основании Решения Совета депутатов м/о Ташлинский район Оренбургской области N 23/115-рс от 28.12.2012 г. утверждено Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании Ташлинский район.
Согласно п.2.1.1 Положения участниками бюджетного процесса в Ташлинском районе являются также: главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, получатели бюджетных средств.
Из справки администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области N 530 от 11.09.2014 г. следует, что Управление образования администрации м/о Ташлинский район и администрация м/о Ташлинский район являются самостоятельными главными распорядителями бюджетных средств.
Решением Совета депутатов м/о Ташлинский район Оренбургской области N 21/335-рс от 01.12.2008 г. "О порядке размещения муниципального заказа" установлено, что администрация Ташлинского района и ее структурные подразделения осуществляют функции муниципального заказчика.
В приложении N 1 к решению Совета депутатов от 01.12.2008 г. N 21/335-рс указано, что муниципальным заказчиком - получателем бюджетных средств, уполномоченных на размещение муниципальных заказов, являются: Администрация Ташлинского района, Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Исходя из ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.
В ст. 38 БК РФ установлен принцип адресности бюджетных средств, означающий, что бюджетные ассигнования доводятся до конкретных получателей бюджетных средств.
В соответствии со ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на: оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), в том числе ассигнования на оплату государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд.
Как следует из ст. 69.1 БК РФ бюджетными ассигнованиями на оказание государственных (муниципальных) услуг являются в том числе ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат по оказанию ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам.
Согласно п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг, также порядок оказания соответствующих услуг и предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов).
В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" предусмотрено государственное (муниципальное) финансирование капитального ремонта недвижимого имущества.
Расходы на капитальный ремонт и обустройство прилегающей территории не могут быть отнесены к расходам на содержание недвижимого имущества автономного учреждения в силу следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Исходя из п. 2 ч. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
Таким образом, нормы Налогового кодекса выделяют самостоятельно расходы на содержание и эксплуатацию имущества, и его ремонт.
В соответствии с пунктом 66 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 13.10.2003 N 91н, содержание объекта основных средств осуществляется с целью поддержания эксплуатационных свойств указанного объекта посредством его технического осмотра и поддержания в рабочем состоянии. Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Согласно пункту 67 Методических рекомендаций затраты, производимые при ремонте объекта основных средств, отражаются на основании соответствующих первичных учетных документов по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда, задолженности поставщикам за выполненные работы по ремонту и других расходов.
Таким образом, расходы на содержание недвижимого имущества автономного учреждения и расходы на его ремонт, и обустройство прилегающей территории являются самостоятельными видами расходов.
На основании изложенного, комиссия УФАС приходит к вводу о том, что ни Федеральный закон N 174-ФЗ, ни иной нормативный правовой акт не содержат положений, предусматривающих наделение автономных учреждений субсидиями на капитальный ремонт недвижимого имущества и благоустройство территорий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3), а также организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время (п. 13).
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения района организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения (подп.9 ч.1 ст.14 ФЗ N 131).
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
На основании ст.50, 82 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент пожарной безопасности) электропроводка и кабельные линии должны соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Согласно ч.5 ст.6 Технического регламента пожарной безопасности собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 указанного федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.
При этом пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 данного федерального закона (ч.4 ст. 6 Технического регламента пожарной безопасности).
В соответствии с ч.1 ст. 63 Технического регламента пожарной безопасности первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
При этом первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Таким образом, приведение зданий образовательных учреждений в соответствии с требованиями пожарной безопасности относится, в том числе, к потребностям муниципального образования, так как способствует достижению цели предоставления образования населению.
Исходя из п.4 ч.1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно ч.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов) под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
В силу ч.2 ст.1 Закона о размещении заказов настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением случаев, если такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.
В соответствии со ст. 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Из анализа приведенных норм в совокупности следует, что автономное учреждение может быть создано для выполнения работ и оказания муниципальных услуг юридическим и физическим лицам. При этом, указанные работы (услуги) являются полномочиями органов местного самоуправления. Создание автономного учреждения для выполнения работ (оказания услуг) для муниципального образования или органа местного самоуправления Федеральным законом "Об автономных учреждениях" не предусмотрено. Указанные работы (услуги) являются муниципальной нуждой и финансирование их выполнения осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов. Выделение субсидий на эти цели муниципальному автономному учреждению ни Федеральным законом N 174-ФЗ, ни Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено.
В соответствии с ч. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ). Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели. Порядок определения объема и условия предоставления указанных субсидий из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Между тем, правоотношения возникли по вопросу выполнения работ (ремонт путей эвакуации) для муниципальных нужд, что регулируется ст.72 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, предоставление субсидий на иные цели не может рассматриваться как предоставление субсидий на выполнение работ для муниципальных нужд, поскольку бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд и ассигнования на предоставление субсидий автономным учреждениями относятся к различным самостоятельным видами бюджетных ассигнований. Кроме того, для размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлено специальное регулирование в виде Закона о размещении заказов.
Частью 1 ст.54 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также установлено, что размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказов.
В соответствии с ч.2 ст.10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Таким образом, приведение путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности в здании детского сада, являющийся муниципальными нуждами, был осуществлен без проведения торгов. Действий по размещению заказа в данной сфере МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области" не предпринимались, что повлекло расходование бюджетных средств для удовлетворения муниципальных нужд вне рамок Закона о размещении заказов. Вследствие чего хозяйствующие субъекты (помимо ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал") были лишены доступа на рынок по производству общестроительных работ (ОКВЭД 45.21) в Оренбургской области, поскольку для доступа на данные рынки необходимо соблюдение определенных процедур - участие в торгах; что повлекло ущемление их прав, в том числе прав на обжалование результатов торгов, создание преимущественных условий для деятельности на данном рынке, недопущение состязательности за доступ на рынок и ограничение конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Помимо этого ч. 4.1 ст. 10 Закона о размещении заказов четко определяет, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона. Однако, МАДОУ ДС "Дарование" не был проведен аукцион по отбору подрядчика.
Рынок по строительству, осуществлению общестроительных работ (приведение путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствие с требованиями пожарной безопасности) на территории Оренбургской области является конкурентным. Так на территории Оренбургской области деятельность по строительству, монтажу, ремонту, помимо ООО "Модуль-Волга-Дон-Урал", осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: ИП <_> ООО "СнабСтройИнвест", ООО "Оренбурггражданстрой", ООО "Артивиа", ЗАО "Оренбургнефтехиммонтаж", ООО "Оренбургзаводстройсервис", в частности на территории м/о г. Орск действуют: ООО "Универсал", ООО "Группа СПЕКТР", ООО "УралРемСтрой", ИП <_> ООО "Блиц-2" и др.
Согласно п. 4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.
Заключение сделки должно не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав субъекта гражданско-правовых отношений. Деятельность и поведение участника отношений, имеющих своим результатом удовлетворение потребностей муниципального образования (муниципальных нужд), должно производиться посредством проведения торгов в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.
Действия администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области, МУ "Управление образованием администрации м/о Ташлинский район" и МАДОУ ДС "Дарование" по реализации Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии из бюджета муниципального образования на иные цели фактически были направлены на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по производству общестроительных работ в границах муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ч.1 ст. 17 Устава м/о Ташлинский район Оренбургской области (далее - Устав) структуру органов местного самоуправления м/о Ташлинский район составляют:
- представительный орган муниципального района - Совет депутатов;
- глава муниципального образования - Глава района;
- исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - Администрация района;
- контрольно-счётный орган муниципального района - Ревизионная комиссия.
В соответствии с ч.1 ст. 31 Устава администрация м/о Ташлинский район является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделяется Уставом муниципального образования "Ташлинский район" и иными нормативно-правовыми актами Совета депутатов полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Оренбургской области. Местную администрацию возглавляет глава муниципального образования.
Структура администрации района утверждается Советом депутатов по представлению главы района. В структуру администрации района входят отраслевые (функциональные) подразделения администрации района (ч.2 ст. 30 Устава).
Согласно п.13 ч.1 ст. 3 Устава к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района (п.3 ч.1 ст. 13 Устава).
В соответствии с п.15 Положения об администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области, администрация м/о Ташлинский район в соответствии с Уставом муниципального образования администрация является юридическим лицом и от имени муниципального образования приобретает имущественные и неимущественные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Имеет расчётный счет в банке, печать со своим наименованием, бланки, другие реквизиты, регистрируемые в установленном порядке.
Организационная структура администрации м/о Ташлинский район утверждается Советом депутатов. В составе администрации создаются отраслевые и функциональные структуры в форме управлений, отделов, комитетов. Структура каждого подразделения, его функции и задачи регламентируются отдельными положениями (ст. 24 Положения).
Отраслевые структурные подразделения администрации создаются для реализации функций по управлению отраслями хозяйства, социально-культурной сферой, для координации деятельности муниципальных предприятий и учреждений, функционирующих в рамках каждой отрасли, для укрепления взаимовыгодного сотрудничества между администрацией муниципального района, муниципальными предприятиями и учреждениями - с одной стороны и организациями иных форм собственности - с другой. Возглавляют отраслевые управления и отделы начальники и заведующие (ст. 25 Положения).
Функциональные структурные подразделения образуются с целью информационного, правового, организационного, кадрового, юридического, материально-технического обеспечения деятельности главы администрации района.
Возглавляют функциональные отделы, управления, комитеты начальники, заведующие, руководители, председатели (ст. 26 Положения).
Отраслевые структурные подразделения являются юридическими лицами, имеют свои печати, штампы, бланки. Могут открывать в банках расчетные и текущие счета, заключать от своего имени договора с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами по предметам своей деятельности, производить другие действия в пределах полномочий, установленных Положением о данном структурном подразделении (ст. 27 Положения).
Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации, осуществляющим исполнительные, распорядительные и контрольные функции, организующим работу по исполнению и реализации программ развития в определенной области деятельности на основании положения об управлении.
В соответствии с п.1.1 Положения о муниципальном учреждении Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области (утв. Постановлением администрации Ташлинского района Оренбургской области N 775п от 22.11.2011 г.) МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области является отраслевым структурным подразделением администрации Ташлинского района Оренбургской области, обеспечивающим организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, организацию предоставления дополнительного образования детям в муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Ташлинского района, а также организацию отдыха детей в каникулярное время.
Управление образования возглавляет начальник (п.5.1 Положения).
Начальник Управления образования является главным распорядителем бюджетных средств и имеет право распоряжаться бюджетными средствами по подведомственным учреждениям (п.5.2.2 Положения).
Согласно п. 3.1 Положения Управление образования является главным распорядителем бюджетных средств: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств в сфере образования, формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств, обеспечивает контроль за соблюдением получателями субвенций, межбюджетных субсидий и иных субсидий, определенных Бюджетным кодексом, условий, установленных при их предоставлении и т.д.
В соответствии с п.3.3 Положения Управление образования осуществляет функции учредителя образовательных учреждений: контролирует сохранность и эффективное использование образовательным учреждением закрепленных за ним на праве оперативного управления имущества и денежных средств, а также земельных участков.
Как следует из п.3.11 Положения Управление образования организует работу по подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, осенне-зимнему периоду, выполнению текущего и капитального ремонтов.
Исходя из п.3.26 Положения Управление образования является уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов на поставку товаров, оказание услуг на выполнение работ для муниципальных заказчиков (образовательных учреждений).
Управление образования обязано осуществлять правовую экспертизу договоров образовательных учреждений Ташлинского района (п.4.2.4 Положения).
Согласно постановлению N 731п от 08.11.2011 г. "Об утверждении перечня главных распорядителей бюджетных средств" МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области является главным распорядителем бюджетных средств.
На основании п. 2.1 Устава МАДОУ ДС "Дарование" Учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей.
В соответствии с п.1.3 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование Ташлинский район Оренбургской области.
Согласно п.1.4 Устава функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области осуществляет администрация Ташлинского района Оренбургской области в лице муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области (далее - МУ УО).
Как следует из п.6.2 Устава органами управления Учреждения являются: руководитель Учреждения - заведующий, наблюдательный совет.
Наблюдательный совет создается в составе 5 членов. В состав наблюдательного совета входят: 2 представителя МУ УО, 1 представитель собственника, 1 представитель общественности, в том числе, имеющие заслуги и достижения в сфере деятельности Учреждения, 1 представитель работников Учреждения (п.п. 6.13 Устава).
Исходя из вышеизложенного, сотрудники МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области", администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области присутствовали при отборе подрядчика для выполнения работ по ремонту здания МАДОУ ДС "Дарование".
Таким образом, ни администрацией м/о Ташлинский район Оренбургской области, ни Управлением образования администрации м/о Ташлинский район, при информированности об условиях освоения бюджетных средств в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", не были предприняты действия по размещению заказа, а также не было предпринято иных действий, способствующих уведомлению уполномоченного на размещении заказа органа о необходимости проведения размещения заказа.
Целью Закона о размещении заказов является эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Несоблюдение требований Закона о размещении заказа при расходовании бюджетных средств для реализации муниципальных нужд ведет к отбору неквалифицированных недобросовестных подрядчиков, в связи с чем, работы, услуги выполняются подрядчиками некачественно. Соответственно, органам власти, либо автономным учреждениям приходится обращаться с требованиями об устранении недостатков работ, или заключать договоры с иными подрядчиками, что затягивает срок выполнение работ, и, как правило, требует дополнительного финансирования.
Кроме того, сфера образования как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства. Следовательно, отсутствие условий для развития образования (отсутствие соответствующих помещений и др.) влечет ухудшение качества образования и затрудняет доступ граждан РФ к его получению.
Исходя из вышеизложенного, действия администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области, МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район" и МАДОУ ДС "Дарование" по заключению соглашения от 09.01.2013 г., а также дополнительных соглашений от 06.02.2013 г., 23.04.2013 г., 16.07.2013 г., 20.08.2013 г., 10.09.2013 г., 30.09.2013 г., 23.10.2013 г., 28.10.2013 г., 20.11.2013 г., 25.11.2013 г., 12.12.2013 г., 16.12.2013 г., 18.12.2013 г., 27.12.2013 г., по совместному отбору исполнителя работ (согласно протоколам наблюдательного совета N 2 от 15.07.2013 г. и N 3 от 26.07.2013 г.), проведению контроля за выполнением работ (акт рабочей комиссии о контроле качества ремонта здания МАДОУ ДС "Дарование" от 30.09.2013 г., акт приемки законченного капитальным ремонтом объекта приемочной комиссией) без соблюдения требований действующего законодательства направлены на ограничение конкуренции на рынке общестроительных работ на территории Оренбургской области, в частности на территории МО Ташлинский район Оренбургской области.
Комиссией Оренбургского УФАС признан доказанным факт нарушения МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области", администрацией м/о Ташлинский район Оренбургской области, МАДОУ ДС "Дарование" п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно ст. 22 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на антимонопольный орган возложены следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления, иными хозяйствующими субъектами и физическими лицами; предупреждение и выявление нарушений антимонопольного законодательства; принятие мер по их прекращению, а также по привлечению к ответственности за допущенные нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать администрацию м/о Ташлинский район Оренбургской области нарушившей п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
Выдать администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- довести до сведения сотрудников администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области положения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N 06-06-33/2014;
- не допускать отбора подрядчиков для выполнения работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности зданий дошкольных образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, в границах муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства;
- не допускать заключение договоров на выполнения работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности объектов муниципальной собственности в нарушение антимонопольного законодательства.
3. Признать МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области" нарушившим п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
4. Выдать МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области" предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего:
- довести до сведения сотрудников МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район" Оренбургской области положения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N 06-06-33/2014;
- не допускать отбора подрядчиков для выполнения работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов дошкольных образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, в границах муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства;
- не допускать заключение договоров на выполнения работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности объектов муниципальной собственности в нарушение антимонопольного законодательства.
5. Признать МАДОУ детский сад "Дарование" нарушившим п.4 ст.16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции".
6. Выдать МАДОУ детский сад "Дарование" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства, для чего:
- довести до сведения сотрудников МАДОУ ДС "Дарование" положения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N 06-06-33/2014.
7. Передать материалы дела N 06-06-33/2014 уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии <__>
Члены Комиссии <__>
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа влечет ответственность, установленную ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Предписание N1
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
по делу N06-06-33/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_> членов Комиссии - <_>
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", на основании решения по делу N06-06-33/2014 о нарушении МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; администрацией м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; МАДОУ ДС "Дарование" п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
1. Администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области ПРЕКРАТИТЬ нарушение п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по проведению общестроительных работ (ОКВЭД 45.21, 45.4, 45.41) в границах м/о Ташлинский район Оренбургской области, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для этого в срок до "25" декабря 2014 года:
- довести до сведения сотрудников администрации м/о Ташлинский район" Оренбургской области положения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N06-06-33/2014;
- не допускать отбора подрядчиков для выполнения работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности зданий дошкольных образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, в границах муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства;
- не допускать заключение договоров на выполнение работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности объектов муниципальной собственности в нарушение антимонопольного законодательства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до "29" декабря 2014 г. с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии <__>
Члены Комиссии <__>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предписание N2
о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции
по делу N06-06-33/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_> членов Комиссии - <_>
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", на основании решения по делу N06-06-33/2014 о нарушении МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; администрацией м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; МАДОУ ДС "Дарование" п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
1. МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области ПРЕКРАТИТЬ нарушение п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по проведению общестроительных работ (ОКВЭД 45.21, 45.4, 45.41) в границах м/о Ташлинский район Оренбургской области, и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для этого в срок до "25" декабря 2014 года:
- довести до сведения сотрудников МУ "Управление образования администрации м/о Ташлинский район" Оренбургской области положения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N06-06-33/2014;
- не допускать отбора подрядчиков для выполнения работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов дошкольных образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, в границах муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области в нарушение требований антимонопольного законодательства;
- не допускать заключение договоров на выполнение работ по приведению путей эвакуации и эвакуационных выходов в соответствии с требованиями пожарной безопасности объектов муниципальной собственности в нарушение антимонопольного законодательства.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до "29" декабря 2014 г. с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии <__>
Члены Комиссии <__>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предписание N3
о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства
по делу N06-06-33/2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии - <_> членов Комиссии - <_>
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49, ст. 50 Федерального закона N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", на основании решения по делу N06-06-33/2014 о нарушении МУ Управление образования администрации м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; администрацией м/о Ташлинский район Оренбургской области п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции"; МАДОУ ДС "Дарование" п.4 ст.16 Федерального закона "О защите конкуренции", предписывает:
1. МАДОУ ДС "Дарование" ПРЕКРАТИТЬ нарушение п.4 ст. 16 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции", выразившегося в заключении ограничивающего конкуренцию соглашения, направленного на уклонение от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на рынок по проведению общестроительных работ (ОКВЭД 45.21, 45.4, 45.41) в границах м/о Ташлинский район Оренбургской области, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, для этого в срок до "25" декабря 2014 года:
- довести до сведения сотрудников МАДОУ ДС "Дарование" положения статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции" и данное решение по делу N06-06-33/2014.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить в Оренбургское УФАС России до "29" декабря 2014 г. с момента исполнения, представив документы, подтверждающие его исполнение.
Председатель Комиссии <__>
Члены Комиссии <__>
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Примечание: неисполнение в установленный срок настоящего Предписания влечет наложение административного штрафа в соответствии с ч.2.6 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области N 06-06-33/2014 (опубликовано 19 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016