Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 05-13/9597 (опубликовано 23 декабря 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 25 ноября 2014 г.
Решение изготовлено в полном объеме 02 декабря 2014 г.
Комиссия Чувашского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - "_"
члены Комиссии:
"_"
в присутствии представителя СПКК "Советское-Согласие" - "_" (доверенность N 10 от 30.07.2014 г.),
рассмотрев дело N 44-Р-2014, возбужденное в отношении СПКК "Советское-Согласие" по факту распространения на 63-й странице журнала "Детkids" N 6 за октябрь 2014 г. рекламы финансовых услуг, оказываемых СПКК "Советское-Согласие", содержащей признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5, Федерального закона "О рекламе", установила:
Чувашским УФАС России установлено, что на 63-й странице журнала "Детkids" N 6 за октябрь 2014 г. размещена реклама финансовых услуг, оказываемых СПКК "Советское-Согласие" следующего содержания:
"Сельскохозяйственный потребительский кредитный кооператив
"СОВЕТСКОЕ-СОГЛАСИЕ"
НАСЛАЖДАТСЯ уютом собственного дома
можно БЕСКОНЕЧНО
КАЖДАЯ молодая семья мечтает
О СОБСТВЕННОМ доме, в котором
будут расти и воспитываться ДЕТИ
Предоставляем займы на улучшение жилищных условий с
использованием средств материнского (семейного) капитала.
Семьи, обладающие сертификатом на материнский капитал,
Получают возможность приобрести жилой дом, квартиру или
комнату и улучшить свои жилищные условия. Главное преимущество -
чтобы приобрести готовое жилье, не обязательно ждать, пока детям исполниться три года. Такой займ можно
оформить сразу после получения на руки сертификата!
Заявка рассматривается до 3-х рабочих дней с момента
Предоставления полного пакета документов.
Обеспечение: залог - приобретаемый объект недвижимости и поручительство физических лиц.
СРОК ЗАЙМА: до 3-х месяцев
ПРОЦЕНТНАЯ СТАВКА: 21% годовых
УСЛОВИЕ: быть членом кооператива "Советское-Согласие"
СПКК "Советское-Согласие" принимает
временно свободные денежные средства
членов кооператива в виде займов
до 16,6 % годовых
Чебоксары: +7(8352) 28-64-00
Ядрин: +7(83547) 64-2-50
Моргауши: +7(83541) 69-8-34
www.chrskk.ru"
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, распространяемая СПКК "Советское-Согласие", направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться указанными финансовыми услугами по принятию сбережений, сообщение о возможности получить прирост к сумме сбережений в размере 16,6% годовых, вызывает интерес у неопределенного круга лиц и способствует продвижению этих услуг на рынке. Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 Федерального закона "О рекламе", поэтому является рекламой.
Общие требования к рекламе установлены в статье 5 Федерального закона "О рекламе", которой определено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускаются.
Частью 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" определено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О защите конкуренции" финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц; финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в том числе по выдаче кредитов (займов).
В силу пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
При этом в рекламе финансовых услуг существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Объектом рекламирования в рассматриваемой рекламе является финансовая услуга СПКК "Советское-Согласие" по привлечению свободных денежных средств граждан - членов кооператива, которые оформляются в виде договора займа.
Данная реклама финансовых услуг по приему свободных денежных средств граждан - членов кооператива содержит информацию о максимальной процентной ставке "до 16,6 % годовых", а информация об иных существенных условиях, таких как срок, на который принимаются свободные денежные средства граждан - членов кооператива, минимальная сумма принимаемых свободных денежных средств, периодичность выплаты процентов, а также иные условия, влияющие на окончательную сумму доходов вкладчика, не указаны.
Так как реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемой услугой, существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой. Следовательно, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об услуге приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемыми финансовыми услугами.
Таким образом, в содержании рекламы СПКК "Советское-Согласие" указаны неполные сведения об условиях привлечения свободных денежных средств граждан - членов кооператива по договору займа по процентной ставке "до 16,6 % годовых", что может привести к искажению сути рекламируемой финансовой услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.
Исходя из вышеизложенного, в рекламе финансовых услуг СПКК "Советское-Согласие" имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", согласно части 6 статьи 38 данного закона, несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно представленному СПКК "Советское-Согласие" договору на размещение рекламы и (или) рекламно-информационных материалов в журнале N 70 от 03.09.2014 г., заключенному между СПКК "Советское-Согласие" (Заказчик) и ООО "КИДС Медиа" (Исполнитель), Исполнитель по заданию Заказчика оказывает Заказчику услуги по размещению рекламных материалов в журнале "Детkids".
Таким образом, содержание рекламы определялось СПКК "Советское-Согласие" и в смысле пункта 5 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" данное общество является рекламодателем.
Представитель СПКК "Советское-Согласие" признала нарушение рекламного законодательства в рекламе финансовых услуг, размещенной на 63-й странице журнала "Детkids" N 6 за октябрь 2014 г.
Пояснила, что в рамках договора на размещение рекламы и (или) рекламно-информационных материалов в журнале N 70 от 03.09.2014 года ООО "КИДС Медиа" (Исполнитель) обязалось разместить рекламный материал СПКК "Советское-Согласие" (Заказчик) в номерах 6, 7, 8 журнала "Детkids".
При этом в рекламе, опубликованной в номере 6 данного журнала, не указана информация о сроке и минимальной сумме принимаемых денежных средств, необходимых для достижения рекламируемого дохода в размере 16,6% годовых.
Ненадлежащая реклама СПКК "Советское-Согласие" была опубликована по вине главного бухгалтера кооператива, которая заключила договор на размещение рекламы и (или) рекламно-информационных материалов в журнале N 70 от 03.09.2014 г. и предоставила информацию для распространения, при этом рекламное законодательство знала недостаточно хорошо, чтобы проконтролировать готовый для распространения рекламный макет на соответствие Федеральному закону "О рекламе".
Комиссия, заслушав представителя СПКК "Советское-Согласие", изучив материалы дела, пришла к выводу о нарушении требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе", в рекламе финансовых услуг, распространенной на 63-й странице журнала "Детkids" N 6 за октябрь 2014 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
На момент рассмотрения дела представитель СПКК "Советское-Согласие" сообщила, что в рекламу финансовых услуг кооператива внесены изменения, и в номере 8 журнала "Детkids" за декабрь 2014 г. текст рекламы не будет содержать информации о привлечении денежных средств членов кооператива, в связи с чем Комиссия Чувашского УФАС России не усматривает необходимости выдачи обществу предписания о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространенную на 63-й странице журнала "Детkids" N 6 за октябрь 2014 года, в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе СПКК "Советское-Согласие" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг, распространенную на 63-й странице журнала "Детkids" N 6 за октябрь 2014 года, в связи с нарушением требований, определенных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28 Федерального закона "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе СПКК "Советское-Согласие" не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Чувашского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии "_"
Члены Комиссии "_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 05-13/9597 (опубликовано 23 декабря 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016