Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N АА06-06/2015-502 (опубликовано 28 декабря 2015 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии <_> - руководитель Управления,
члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует), <_> - специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков, <_> - старший специалист 3 разряда финансово-административного отдела (кворум Комиссии имеется),
в присутствии:
заявителя по делу - <_>
ответчика по делу - представителя ПАО "МРСК Центра и Приволжья" <_> по доверенности от 15.07.2015,
рассмотрев дело NАА06-06/2015-502, о нарушении ПАО "МРСК Центра и Приволжья" (Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Рождественская, д. 33, ИНН 5260200603) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
на заседании Комиссии 15.12.2015 установила:
В Удмуртское УФАС России 10.09.2015 вх.N8320 поступило заявление гражданки <_> на действия филиала "Удмуртэнерго" ПАО "МРСК Центра и Приволжья", выразившиеся в выдаче трудновыполнимых технических условий и договора о технологическом присоединении к электрическим сетям, поскольку стоимость технологического присоединения рассчитана не от ближайшей точки присоединения и составила 1 206 307,94 руб.
В связи с наличием в действиях ПАО "МРСК Центра и Приволжья" признаков нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", на основании приказа Удмуртского УФАС России от 16.11.2015 N324 "О возбуждении дела NАА06-06/2015-502 и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", в соответствии с частью 6 статьи 44 Закона "О защите конкуренции", пунктом 3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, Удмуртским УФАС России было возбуждено дело NАА06-06/2015-502.
Определением от 16.11.2015 рассмотрение дела NАА06-06/2015-502 было назначено на 15.12.2015 в 10 часов 30 минут.
Приказом от 10.12.2015 N344 в Приказ Удмуртского УФАС России от 16.11.2015 N324 были внесены изменения, касающиеся состава Комиссии.
Рассмотрев представленные материалы и документы, выслушав доводы Ответчика, Комиссия установила следующее.
Согласно заявлению вх.N8320, гражданка <_> обратилась в адрес филиала "Удмуртэнерго" с заявкой о присоединении энергопринимающих устройств объекта - жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Красный Кустарь, ул. Дачная, 1г.
В ответ от филиала "Удмуртэнерго" был отправлен проект договора, по которому гражданке <_> вместо 550 руб. необходимо было заплатить 1 206 307,94 руб. Исходя из представленных документов и технических условий, точка присоединения к филиалу "Удмуртэнерго" расположена на расстоянии 1,25 км от границ участка заявителя на опоре проектируемой ВЛ-0,4 кВ ТП N880 фид. N4 ПС Завьялово - 15 кВт. Вместе с тем, в заявлении указано, что сетевая организация имеет фид.N8 напряжением 10кВ, электросетевое хозяйство которого проходит через земельный участок гражданки <_>
В соответствии с абз. 1 п. 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861,в адрес заявителей, указанных в п. 14 Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в двух экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя.
В п. 14 Правил указана категория заявителей - физические лица, обратившиеся с заявкой в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно.
Согласно техническим условиям от 24.09.2015, п. 1 договора от 24.09.2015, максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств <_> составляет 15 кВт, класс напряжения - 0,4 кВ.
Следовательно, в силу положения абз. 1 п. 15 Правил, филиал "Удмуртэнерго" должен был направить в адрес <_> проект договора о технологическом присоединении в срок до 06.10.2015 включительно.
Сопроводительным письмом от 24.09.2015 N12-2-1-1-23/3782 филиал "Удмуртэнерго" направил в адрес <_> проект договора N12-2-1-1-2015-1/1887-л от 24.09.2015 (далее - проект договора от 24.09.2015), согласно которому ПАО "МРСК Центра и Приволжья" принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения к источнику питания ТП N880 фид.N4 ПС Завьялово энергопринимающих устройств объекта <_> - жилого дома, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. Красный Кустарь, ул. Дачная, 1г, с учетом следующих характеристик: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 15 кВт, класс напряжения - 0,4 кВ.
Дополнительно филиал "Удмуртэнерго" направил в адрес <_> акт согласования расстояния от электросетевых объектов сетевой организации до границы земельного участка заявителя от 24.09.2015 г., в котором предложило гражданке <_> подтвердить, что минимальное расстояние, измеренное по прямой линии от границы участка заявителя до ближайшего объекта электрической сети сетевой организации, имеющего класс напряжения, указанный в заявке N05-3-19/829 от 21.09.2015 г. составляет более 500 метров.
В соответствии с абз. 1 п. 17 Правил, плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Согласно абз. 5 Письма ФСТ России от 15.07.2014 NЕП-7582/12, плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 рублей.
В соответствии с абз. 4 п. 2 Письма ФСТ России от 26.06.2015 NЕП-7333/12, под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителям, указанным в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил технологического присоединения, класс напряжения которых составляет до 20 кВ (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).
Гражданка <_> относится к категории заявителей, указанных в п.14 Правил.
Поскольку на расстоянии ближе 500-м сетевая компания имеет объекты электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20кВ (а именно фид.N8 напряжением 10кВ), то филиал "Удмуртэнерго" должен был при обращении <_> с заявкой направить в ее адрес проект договора о технологическом присоединении с размером платы не более 550 руб.
Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 21.08.2014 по делу NА50-18963/2013.
Вместо этого филиал "Удмуртэнерго", направив проект договора от 24.09.2015, предложил <_> осуществить технологическое присоединение от точки подключения, которая располагается на расстоянии 1,25 км, при этом плата составила 1 206 307,94 руб.
ПАО "МРСК Центра и Приволжья" оказывает услуги по передаче электрической энергии.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 147-ФЗ "О естественных монополиях" от 17.08.1995, услуги по передаче электрической энергии относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий.
На основании ч. 5 ст. 5 Закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии признается доминирующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Составление филиалом "Удмуртэнерго" проекта договора о технологическом присоединении с оплатой в размере 1 206 307,94 руб. вместо 550 руб. влечет за собой ущемление интересов <_> Указанное действие филиала "Удмуртэнерго" является нарушением, предусмотренным ч.1 ст.10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия признает, что указанное нарушение допущено ПАО "МРСК Центра и Приволжья" на рынке услуг по передаче электрической энергии.
Комиссия признает, что временной интервал товарного рынка, на котором совершено правонарушение, определен 2015 г., т.к. составление проекта договора N12-2-1-1-2015-1/1887-л о технологическом присоединении к объекту, находящемуся не на минимальном расстоянии от земельного участка <_> имело место в 2015 г. (24.09.2015), проект договора направлен в адрес <_> 24.09.2015 (сопроводительным письмом N12-2-1-1-23/3782). На момент обращения в адрес ПАО "МРСК Центра и Приволжья" с заявкой у <_> имелась возможность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям другой сетевой организации: ООО "Коммунальные технологии", однако право выбора сетевой организации, к электрическим сетям которой заявитель намерен осуществить технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств, остается за заявителем. Согласно абз. 1, 2 п. 3 Правил, сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Продуктовые границы определены как услуги по передаче электрической энергии, согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях", а также в связи с невозможностью замены данных услуг иными услугами.
Географические границы определены территорией пролегания электрических сетей ПАО "МРСК Центра и Приволжья" в Завьяловском районе Удмуртской Республики, т.к. объекты ВЛ-0,4кВ ТП N880 фид.N4 ПС Завьялово (который указан в проекте договора N12-2-2-1-1-2015-1/1887-л), ВЛ-10 кВ фид.N8 ПС Завьялово (который располагается на меньшем расстоянии от земельного участка <_> по сравнению с ВЛ-0,4 кВ ТП N880 фид.N4 ПС Завьялово), а также земельный участок <_> располагаются в Завьяловском районе Удмуртской Республики.
Вместе с тем, ПАО "МРСК Центра и Приволжья" представило в Удмуртское УФАС России измененный договор N12-2-1-1-2015-1/1887-л об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в котором указана плата за технологическое присоединение в размере 550 рублей. Данный договор подписан <_> 09.11.2015 г.
На заседании Комиссии 15.12.2015 заявитель <_> сообщила, что к настоящему моменту между ней и ПАО "МРСК Центра и Приволжья" заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащий плату за подключение - 550 рублей.
На заседании Комиссии 15.12.2015 представитель ответчика <_> подтвердила, что договор, содержащий плату за подключение в размере 550 рублей, с <_> уже заключен; производство по делу просит прекратить.
То обстоятельство, что проект договора о технологическом присоединении ранее содержал условие о подключении к объекту, находящемуся не на минимальном расстоянии от земельного участка заявителя, приводило к нарушению прав <_> т.к. в данном случае плата за технологическое присоединение к электрическим сетям составляла 1 206 307,94 руб. вместо 550 рублей. На данный момент плата за технологическое присоединение по измененному договору скорректирована и составляет 550 рублей.
Согласно пояснениям ПАО "МРСК Центра и Приволжья", рассматриваемое в рамках дела NАА06-06/2015-502 нарушение следует переквалифицировать с ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" на п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно письму ПАО "МРСК Центра и Приволжья" от 10.12.2015 вх.N10056, от <_> никаких мотивированных возражений, писем претензий в адрес ПАО "МРСК Центра и Приволжья" не поступало.
Довод ПАО "МРСК Центра и Приволжья" о переквалификации является необоснованным, т.к. доказательств того, что <_> направляла возражения в адрес ПАО "МРСК Центра и Приволжья" для урегулирования вопроса о размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, в Удмуртское УФАС России не представлено.
Комиссией Удмуртского УФАС России признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" не установлено.
Комиссия, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, приходит к выводу, что нарушение и его последствия устранены в добровольном порядке.
В соответствии со ст. 48 Закона "О защите конкуренции", данное обстоятельство является основанием для прекращения дела в связи с устранением нарушения и его последствий.
Руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.140, 3.147 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 Комиссия решила:
Признать ПАО "МРСК Центра и Приволжья" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления доминирующим положением путем составления проекта договора о технологическом присоединении к объекту, находящемуся не на минимальном расстоянии от земельного участка заявителя.
2. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО "МРСК Центра и Приволжья" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N АА06-06/2015-502 (опубликовано 28 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016