Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
от 30 сентября 2010 г.
Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: Коренченко К. А. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: Ширинская В.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Коба И.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев материалы дела N 1006 от 14.09.2010 г., возбужденного в отношении ИП Черепахиной И.Н. по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на рекламных конструкциях (щиты 6х3), расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 49 и ул. Бодрая, 92 рекламы следующего содержания "Центр репродукции человека и ЭКО. За право быть счастливыми! Лечение женского и мужского бесплодия. Гинекологические и андрологические операции. (863) 227-51-10, 227-51-09" без предупреждения о необходимости получения консультации специалистов, что указывает на признаки нарушения ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ (далее - ФЗ "О рекламе"),
в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП Черепахиной И.Н.,
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства РФ о рекламе специалистом Ростовского УФАС России в городе Ростове-на-Дону по адресам: ул. Мечникова, 49 и ул. Бодрая, 92 были выявлены рекламные конструкции (щиты 3х6), содержащие рекламу следующего содержания: "Центр репродукции человека и ЭКО. За право быть счастливыми. Лечение женского и мужского бесплодия. Гинекологические и андрологические операции. (863) 227-51-10, 227-51-09".
Произведено фотографирование рекламы и составлен акт проверки рекламы.
В соответствии с ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" реклама медицинских услуг, в том числе методов лечения должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов и занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно ч.7 ст.38 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований установленных ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе".
Из представленных ООО "Центр репродукции человека и ЭКО" (далее - заинтересованное лицо) на запрос Ростовского УФАС России документов следует, что вышеуказанную рекламу на рекламных конструкциях разместила ИП Черепахина И.Н. (далее - Ответчик).
Таким образом, в силу п.7 ст. 4 ФЗ "О рекламе", в данном случае, рекламораспространителем является ИП Черепахина И.Н., как лицо, осуществившее распространение рекламы с использованием рекламных конструкции.
На основании данных фактов было возбуждено настоящее дело в отношении ИП Черепахиной И.Н.
В ответ на определение о возбуждении дела о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе, ИП Черепахина И.Н представила запрашиваемые документы, а также объяснения по факту выявленных нарушений, в которых сообщила следующее:
На основании договора, заключенного между ИП Черепахиной И.Н. и ООО "Центр репродукции человека и ЭКО", ИП Черепахина И.Н. является рекламораспространителем. Во исполнение вышеуказанного договора Ответчиком, по ошибке, в печать были переданы макеты рекламы без фразы "имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста", в результате чего был изготовлен оригинал макет рекламы ООО "Центр репродукции человека и ЭКО" (рекламный банер), рекламирующий медицинские услуги без вышеуказанного предупреждения.
При этом, из представленных ООО "Центр репродукции человека и ЭКО" пояснений и документов, следует, что заинтересованным лицом макет рекламы медицинских услуг был согласован с Ответчиком в надлежащем виде, то есть содержал пометку о наличии противопоказаний и необходимости получения консультации специалиста.
На заседании Комиссии Ростовского УФАС России ИП Черепахина И.Н. поддержала доводы, ранее изложенные в объяснениях.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, пришла к следующим выводам.
Согласно п.1 ст. 3 ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В силу п.п. 5, 7 этого же закона рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии с ч. 7 ст.24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. При этом, данное предупреждение должно занимать не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В силу Постановления Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению.
Согласно Приложению к Положению о лицензировании медицинской деятельности гинекология относится к услугам, оказываемым при осуществлении медицинской деятельности.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 февраля 2003 г. N 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия" утверждена Инструкция по применению методов вспомогательных репродуктивных технологий, содержащая перечень основных методов и программ ВРТ (экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство и т.д.).
Кроме того, в соответствии с "Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности" ОК 034-2007 (КПЕС 2002) услуги, оказываемые врачами и гинекологами-хирургами, а также услуги врачей-специалистов по проведению хирургических операций классифицируются как услуги в области здравоохранения.
При этом, из раздела "А" "Номенклатура работ и услуг в здравоохранении" (утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.07.2004) (далее - Номенклатура) следует, что медицинские услуги по осуществлению гинекологических и андрологических операций относятся к простым медицинским услугам, а лечение женского бесплодия, согласно разделу "В" данной Номенклатуры, относится к сложным и комплексным медицинским услугам.
В вышеуказанной рекламе присутствует информация следующего содержания "Центр репродукции человека и ЭКО. За право быть счастливыми. Лечение женского и мужского бесплодия. Гинекологические и андрологические операции. (863) 227-51-10, 227-51-09".
Данная реклама направлена на привлечения внимания к конкретным медицинским услугам, а именно, лечение женского и мужского бесплодия, а также проведение ООО "Центр репродукции человека и ЭКО" гинекологических и андрологических операций, следовательно, на основании вышеперечисленных норм права, данная реклама должна распространятся с соблюдением требований ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе".
Таким образом, данная реклама содержит нарушение ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе".
При этом, Ответчик сообщил о том, что данная реклама приведена в соответствие с требованиями ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе".
Однако, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение приведения данной рекламы в соответствие с законодательством Российской Федерации о рекламе, что свидетельствует о наличии оснований для выдачи ИП Черепахиной И.Н. предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
В соответствии с ч.4 ст.38 ФЗ "О рекламе" нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, 44,45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную на рекламных конструкциях (щиты 6х3), расположенных по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Мечникова, 49 и ул. Бодрая, 92 следующего содержания "Центр репродукции человека и ЭКО. За право быть счастливыми! Лечение женского и мужского бесплодия. Гинекологические и андрологические операции. (863) 227-51-10, 227-51-09" без предупреждения о необходимости получения консультации специалистов, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Черепахиной И.Н. предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2010 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.В. Ширинская, И.В. Коба
Предписание N 409
30.09.2010 г.
г. Ростов-на-Дону
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: Коренченко К.А.-заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти
члены Комиссии: Ширинская В.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Коба И.В. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти
на основании своего решения от 30.09.2010 г. по делу N 1006 о признании рекламы размещенной на ул. Мечникова, 49 и ул. Бодрая, 92 содержащую следующую информацию "Центр репродукции человека и ЭКО. За право быть счастливыми! Лечение женского и мужского бесплодия. Гинекологические и андрологические операции. (863) 227-51-10, 227-51-09", распространенной без предупреждения о необходимости получения консультации специалистов ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" и в соответствии с п.1 ч.2 ст. 33, ч. ч. 1,3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе", п. п. 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ИП Черепахиной И.Н. в течение 10 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:
привести рекламу следующего содержания "Центр репродукции человека и ЭКО. За право быть счастливыми! Лечение женского и мужского бесплодия. Гинекологические и андрологические операции. (863) 227-51-10, 227-51-09" в соответствие с требованиями ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе", путем внесения в вышеназванную рекламу предупреждения о необходимости получения консультации специалистов либо прекратить распространение данной рекламы.
2. ИП Черепахиной И.Н. представить в Ростовское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 13.10.2010 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ростовское УФАС России вправе в соответствии с п. 2.4. ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
Члены Комиссии: В.В. Ширинская, И.В. Коб
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 сентября 2010 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 2.2.2016