Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
(опубликовано 15 декабря 2010 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "29" ноября 2010 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" декабря 2010 г.
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
рассмотрев дело N338-10-а по признакам нарушения Администрацией Краснокамского муниципального района Пермского края (г. Краснокамск, пр-т Маяковского, 11), Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (г. Краснокамск, пр-т Маяковского, 11) ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), установила:
26.02.2010 г. в Пермское УФАС России поступило совместное заявление <_> (вх.N1943-10) о нарушении органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района Пермского края антимонопольного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В частности в заявлении указано, что 17.03.2009 г. Администрацией Краснокамского муниципального района Пермского края (далее также - Администрация) и ООО "Спектр" заключен договор купли-продажи земельного участка площадью 9901,51кв.м, находящегося на территории Краснокамского центрального рынка.
Предоставлен земельный участок в собственность для осуществления деятельности по организации розничного рынка.
До момента заключения указанного договора купли-продажи ООО "Спектр", наравне с заявителями являлось собственником недвижимого имущества, расположенного на территории городского рынка, и использовало земельный на общих условиях.
Заявители считают, что право на приобретение в собственность спорного земельного участка ООО "Спектр" должно было реализовывать наравне с остальными собственниками объектов недвижимости, находящихся на территории рынка.
Заявителями отмечено, что проданный земельный участок включает в себя практически всю территорию центрального рынка г. Краснокамск, т.е. и те участки, которые, необходимы заявителями для обслуживания их объектов недвижимости. Вся территория рынка с момента существования огорожена забором.
Между тем при отчуждении указанного земельного участка:
- не было проведено торгов, предусмотренных законодательством РФ;
- не было публикации в СМИ, о возможности приобрести спорный земельный участок;
- не было публичных слушаний;
- никто с заявителями (как со смежными землепользователями) не согласовывал границы земельных участков.
В результате вышеуказанных незаконных действий органов местного самоуправления Краснокамского муниципального района Пермского края, <_> были лишены возможности приобрести в собственность земельные участки, необходимы для обслуживания своих объектов недвижимости, расположенных на территории центрального рынка г. Краснокамск.
В последствии ООО "Спектр" предоставило спорный земельный участок в аренду ООО "Краснокамский центральный рынок".
В свою очередь, ООО "Краснокамский центральный рынок" огородило спорный земельный участок деревянным забором, таким образом, что заявители были лишены возможности беспрепятственно и безвозмездно использовать свои объекты недвижимости (торговые объекты), расположенные на территории рынка.
Учитывая изложенное заявители полагают, что своими действиями органы местного самоуправления Краснокамского муниципального района Пермского края нарушили требования ст. 15 Закона о защите конкуренции, поскольку незаконное отчуждение земельного участка фактически привело к препятствованию осуществления деятельности <_>
Из анализа письменной и устной позиции представителей Администрации следует, что 17.03.2009 г. между Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (далее также - Комитет) и ООО "Спектр" заключен договор купли продажи земельного участка, площадью 9901,51кв.м, с кадастровым номером N59:07:001 06 08:10, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр. Комсомольский, 21 (далее также - Земельный участок).
Заключен указанный договор на основании распоряжения Главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р.
Торги при продаже Земельного участка органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района Пермского края не проводились т.к. ООО "Спектр" являлось собственником объектов недвижимости (два торговых павильона, два склада, здание туалета), расположенных на указанном земельном участке, и имело исключительное право на его выкуп.
Также представитель Администрации отметил, что Земельный участок исторически формировался как центральный универсальный рынок г. Краснокамск, обеспечивающий потребности населения в доступных товарах, услугах.
В силу указанного органами местного самоуправления выдерживалась политика по сохранению данного объекта как единого имущественного комплекса.
По состоянию на 1992 г. площадь рынка составляла 1,6 га.
В 1997 г. площадь рынка сократилась до 10, 8 га.
К моменту заключения договора купли - продажи Земельного участка ООО "Спектр" его площадь составляла 9901,51кв.м.
Сокращение территории центрального рынка стало следствием отчуждения ряда земельных участков в собственность хозяйствующих субъектов (в т.ч. заявителей) - собственников торговых объектов, находящихся на территории рынка.
На момент заключения договора от 17.03.2009 г. земельные участки заявителей не входили в состав Земельного участка (центрального рынка г. Краснокамска), а являлись самостоятельными имущественными комплексами.
Согласно п. 4 договора купли - продажи от 17.03.2009 г. ООО "Спектр" (Покупатель) обязан обеспечить право беспрепятственного прохода и проезда по всей территории рынка к смежным земельным участкам и расположенным на них зданиям, строениям, сооружениям.
Следовательно, отчуждая Земельный участок в собственность ООО "Спектр" органами местного самоуправления Краснокамского района Пермского края были приняты достаточные меры для соблюдения прав и законных интересов иных собственников (в т.ч. заявителей) торговых объектов (земельных участков), фактически расположенных в границах рынка.
Таким образом, по мнению представителя Администрации в действиях органов местного самоуправления Краснокамского муниципального района Пермского края отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, в связи с чем рассмотрение данного дела необходимо производством прекратить.
В письменной и устной позиции представитель Комитета поддержал позицию Администрации и также просил Комиссию Пермского УФАС России рассмотрение данного дела прекратить.
В письменной и устной позиции представитель ООО "Краснокамский центральный рынок" поддержал позицию ответчиков по делу, а также пояснил, что согласно Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" понятие розничный рынок раскрывается как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли - продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Следовательно, совершение сделок с Земельным участком возможно только как с единым имущественным комплексом.
Из анализа письменной и устной позиции представителя Министерства развития предпринимательства и торговли Пермского края следует, что деятельность по организации розничного рынка, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр-т Комсомольский, 21, осуществляет ООО Краснокамский центральный рынок" на основании разрешения N5, выданного Администрацией 02.06.2009 г.
Иными сведениями и информацией, необходимых для рассмотрения данного дела Министерство не обладает.
Изучив представленные документы и информацию, выслушав доводы сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 23 Устава Краснокамского муниципального района Пермского края, утвержденного Решением Краснокамской Думы от 22.06.2005 N 77 полномочиями Администрации района является распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, установленном Земским собранием.
В силу п. 3.17 Положения о комитете имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Краснокамского муниципального района от 31.01.2008 N 5 Комитет в установленной сфере деятельности осуществляет в установленном порядке управление и распоряжение земельными участками, право государственной собственности, на которые не разграничено, а также земельными участками, находящимися в собственности Краснокамского муниципального района.
Согласно п. 4.2 Положения о порядке предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящихся в собственности Краснокамского муниципального района, утвержденного Решением Земского собрания Краснокамского муниципального района от 01.03.2007 N 21 в месячный срок со дня поступления заявления от собственника здания, расположенного на земельном участке, находящегося в муниципальной собственности о предоставлении его в собственность, с приложением кадастрового паспорта земельного участка глава Краснокамского муниципального района по представлению Комитета имущественных отношений принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность, либо готовит проект договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
17.03.2009 г. между Комитетом (Продавец) и ООО "Спектр" (Покупатель), на основании распоряжения Главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р заключен договор купли - продажи Земельного участка.
Согласно п. 1.1 указанного договора Земельный участок относится к земельным участкам рынков.
Распоряжением Главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р Комитету предписано предоставить (заключить договор купли - продажи) ООО "Спектр" Земельный участок для эксплуатации торговых площадей (рынок).
Комиссией Пермского УФАС России установлено и сторонами не оспаривается, что Земельный участок формировался и использовался как центральный рынок г. Краснокамск задолго до его отчуждения ООО "Спектр".
Так, сторонами в материалы дела представлено свидетельство N1412 от 27.11.1992 г. выданное Краснокамскому колхозному рынку, в котором указано, что площадь центрального рынка г. Краснокамск составляла 1,6025 га.
В дальнейшем земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснокамск, пр-т Комсомольский, 21 передавался Администрацией в аренду Краснокамскому РАЙПО (договоры от 12.02.1998 г., от14.04.2003 г.), Потребительскому обществу "Вектор" (договор от 25.05.2004 г N23-4.4), ООО "Спектр" (дополнительное соглашение от 24.11.2008 г. к договору аренды от 25.05.2004 г. N23-4.4).
При заключении Администрацией и ООО "Спектр" дополнительного соглашения от 24.11.2008 г. площадь земельного участка, являющегося территорией рынка, сократилась до 9901,51кв.м. (выписка из государственного кадастра недвижимости от 15.07.2008 г. N07/08-01-4881).
Сокращение территории центрального рынка г. Краснокамск стало следствием отчуждения из муниципальной собственности части земельных участков, используемых для эксплуатации зданий торговых объектов, фактически находящихся на территории центрального рынка, и являющихся собственностью физических, юридических лиц.
Указанные земельные участки, по документам, представленным в материалы дела не входили в состав единого Земельного участка.
Подтверждением изложенного служит, представленные в материалы дела:
- копия акта согласования границ Земельного участка от 26.03.2004 г.;
- свидетельства от 13.05.2005 г. о государственной регистрации права собственности <_> на земельный участок, площадью 360, 12 кв.м, расположенный на территории центрального рынка (кадастровый номер 59:07:001 06 08 0004);
- распоряжения главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 09.03.2005 г. N356-р "О предоставлении земельного участка, расположенного на территории рынка ЧП <_> дополнительно в собственность, за плату";
- распоряжения Главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 25.07.2005 г. N1265-р "О предоставлении земельного участка, расположенного на территории рынка, <_> дополнительно в собственность, за плату".
Между тем, фактически земельные участки <_> использовались для размещения торговых объектов, находящихся непосредственно на территории центрального рынка г. Краснокамск.
Доказательством данного факта являются представленные <_> в материалы дела выписки из государственного кадастра недвижимости от 29.07.2008 г. NN 07/08-01-5296, 07/08-01-5297, в п. 7 которых указано, что купленные ими земельные участки (с кадастровыми номерами 59:07:0010608:2, 59:07:0010608:1 соответственно) предоставлены для торговой деятельности и находятся на территории центрального рынка.
Также на территории центрального рынка г. Краснокамск были расположены и иные объекты недвижимости, находящиеся в собственности хозяйствующих субъектов.
В частности ООО "Спектр" на праве собственности принадлежали два торговых объекта, два склада, здание туалета (свидетельство о государственной регистрации права N 59 АК 399341 от 29.07.2003 г., N59 АК 399342 от 29.07.2003 г.).
Земельные участки, на которых стояли указанные недвижимые объекты, входили в состав территории центрального рынка г. Краснокамск, т.е. небыли оформлены ООО "Спектр" в собственность.
В материалы дела заявителями также представлены фотографии, свидетельствующие, что территория центрального рынка огорожена железобетонным забором, таким образом, что у покупателей отсутствует возможность подойти к торговым объектам заявителей, кроме как, через проходы (проезды), находящиеся на Земельном участке.
При этом, доставить товар, вывезти ТБО и КГМ заявители могут также только путем использования указанных проходов (проездов).
Следовательно, к моменту заключения Администрацией и ООО "Спектр" договора купли - продажи Земельного участка от 17.03.2009 г., сложилась ситуация при которой на исторически сложившейся территории центрального рынка г. Краснокамск осуществляли торговую деятельность хозяйствующие субъекты, как собственники торговых объектов, так и арендаторы торговых мест.
При этом, всеми собственниками земельных участков, расположенных на территории центрального рынка г. Краснокамск, использовались общие проходы (проезды).
В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2006 г. N271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ" (далее также - Закон о рынках) под розничным рынком понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
Управляющая рынком компания - юридическое лицо, которому принадлежит рынок, которое состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеет разрешение на право организации рынка, полученное в порядке, установленном Правительством РФ (п. 7 ст. 3 Закона о рынках).
Торговое место - место на рынке (в том числе павильон, киоск, палатка, лоток), специально оборудованное и отведенное управляющей рынком компанией, используемое для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и отвечающее требованиям, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится рынок, и управляющей рынком компанией (п. 8 ст. 3 Закона о рынках).
Планировка, перепланировка и застройка рынка, реконструкция и модернизация зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений осуществляются управляющей рынком компанией при соблюдении архитектурных, градостроительных и строительных норм и правил, основных требований, которые установлены органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 11 Закона о рынках).
Оборудование рынка осуществляется управляющей рынком компанией (ч. 1 ст. 12 закона о рынках).
Содержание рынка осуществляется управляющей рынком компанией (ч. 1 ст. 13 закона о рынках).
Режим работы рынка определяется управляющей рынком компанией самостоятельно в пределах установленных органами местного самоуправления часов работы для предприятий розничной торговли (ч. 2 ст. 15 закона о рынках).
Анализ вышеизложенных положений Закона о рынках позволяет сделать вывод, что под рынком понимается единый имущественный комплекс (в т.ч. земельный участок) принадлежащий одному хозяйствующему субъекту (управляющей компании), который в свою очередь оборудует, содержит и предоставляет юридическим (физическим) лицам торговые места, для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
При этом, управляющая компания обеспечивает соблюдение лицами, осуществления деятельности по продаже товаров норм действующего законодательства РФ (санитарного, трудового, законодательства о пожарной безопасности и т.д.), а также определяет режим работы рынка.
Осуществление торговой деятельности (размещение торгового объекта) на розничном рынке без заключения договора с управляющей рынком компанией Законом о рынках не предусмотрено.
Каких - либо документов свидетельствующих, что на момент заключения Администрацией и ООО "Спектр" договора купли - продажи Земельного участка центральный рынок г. Краснокамск принадлежал юридическому лицу, имеющему разрешение на организацию рынка в материалы дела представлено не было.
Выше указано, что 17.03.2009 г. между Комитетом (Продавец) и ООО "Спектр" (Покупатель), на основании распоряжения Главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р заключен договор купли - продажи Земельного участка.
Согласно распоряжения Главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р Земельный участок отчужден из муниципальной собственности, в т.ч. на основании заявления ООО "Спектр".
Данным заявлением (вх.N3403 от 05.08.2008 г.) Общество просит Администрацию предоставить в соответствии с ч.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ преимущественное право выкупа Земельного участка.
В обоснование преимущественного права выкупа Земельного участка ООО "Спектр" указывает на наличие на праве собственности ряда недвижимых объектов, находящихся на испрашиваемом участке.
Из анализа письменных и устных пояснений представителей сторон, а также распоряжения главы Краснокамского муниципального района от 06.03.2009 г. N377-р Комиссией установлено, что Земельный участок предоставлен ООО "Спектр" в порядке, предусмотренном ст. 36 Земельного кодекса.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Комиссия Пермского УФАС России считает необходимым отметить, что границы Земельного участка ограждены забором, на нем оборудованы торговые места для осуществления торговой деятельности, был определен и действовал режим работы рынка, осуществлялась охрана мест торговли.
Т.е. земельный участок, расположенный по адресу: г. Краснокамск, 21 являлся розничным рынком.
Кроме того, заявлением (вх.N3403 от 05.08.2008 г.) ООО "Спектр" просит Администрацию предоставить Земельный участок для его целевого использования именно как розничного рынка.
Следовательно, при рассмотрении заявления ООО "Спектр" (вх.N3403 от 05.08.2008 г.) и заключении договора купли - продажи Земельного участка от 17.03.2009 г. органам местного самоуправления Краснокамского муниципального района Пермского края надлежало руководствоваться не только ст. 36 Земельного кодекса РФ, но и Законом о рынках.
Рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка (далее также - заявитель), на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 4 Закона о рынках).
Заключение Комитетом и ООО "Спектр" договора купли - продажи Земельного участка от 17.03.2009 г. наделило последнего (как собственника указанного земельного участка) правом оборудовать, содержать и распоряжаться исторически сложившейся территорией центрального рынка г. Краснокамск.
Т.е. ООО "Спектр" фактически было наделено полномочиями управляющей розничным рынком компании.
При этом, документы, сведения, свидетельствующие о выдаче ООО "Спектр" разрешения на организацию рынка по адресу: г. Краснокамск, пр-т Комсомольский, 21 в материалы дела не представлены.
Предоставляя ООО "Спектр" Земельный участок для использования как центральный рынок, Администрация и Комитет знали, что на предоставляемой территории (огороженной забором) расположены и иные земельные участки, не являющиеся муниципальной собственностью, использование по назначению которых возможно только путем использования общих проходов (проездов), на территории рынка.
В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Согласно Положению о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 N 105, земельные участки и прочно связанные с ними здания и сооружения в городах и других поселениях рассматриваются как единые объекты недвижимого имущества. Установление границ землепользования (межевание) направлено на установление границ сложившихся объектов недвижимости и формирование новых объектов в сложившейся застройке. Для всех типов застройки в границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно-транспортной инфраструктуры.
Из содержания указанных норм права следует, что предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
В рассматриваемом случае к такой части относится, в т.ч. проходы (проезды), расположенные на территории центрального рынка г. Краснокамск.
В соответствии с ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны превышать предусмотренные градостроительным регламентом максимальные размеры земельных участков и не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Обязательным условием разделения земельного участка на несколько земельных участков является наличие подъездов, подходов к каждому образованному земельному участку. Объединение земельных участков в один земельный участок допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Следовательно, передавая в собственность ИП <_> земельные участки в 2005 г., а ООО "Спектр" Земельный участок в 2009 г., Администрация и Комитет обязаны были обеспечить наличие подъездов (проходов) к каждому вновь образованному земельному участку, находящемуся на территории центрального рынка г. Краснокамск (огороженной забором).
К таким действиям в частности относится:
- формирование нового земельного участка;
- определение границ отчуждаемого земельного участка и их согласование со смежными землепользователями, в т.ч. <_>
- установления публичного сервитута.
При этом, довод представителей Администрации и Комитета, согласно которого органами местного самоуправления Краснокамского муниципального района Пермского края при продаже Земельного участка ООО "Спектр" были соблюдены права заявителей Комиссия отклоняется, в силу следующего.
Указание в п. 4 договора купли - продажи от 17.03.2009 г. на обязанность ООО "Спектр" (Покупатель) обеспечить право беспрепятственного прохода и проезда по всей территории рынка к смежным земельным участкам и расположенным на них зданиям, строениям, сооружениям к действиям по обеспечению свободного владение, пользования <_> принадлежащих им земельных участков, не относится к действиям по обеспечению прав заявителей на беспрепятственное использование своих земельных участков, поскольку не соблюдение Покупателем данного требования не влечет для него каких - либо правовых последствий, что также подтверждается существующим положением дел.
Также Комиссией отклоняется довод представителя ООО "Краснокамский центральный рынок", согласно которого Администрация и Комитет отчуждая Земельный участок ООО "Спектр", распоряжалась им как единым целым, в силу Закона о рынках.
Выше указано, что распоряжение тем или иным земельным участком не должно приводить к нарушению прав и законных интересов, в т.ч. смежных землепользователей, и должно обеспечивать им возможность беспрепятственного использования по целевому назначению своих земельных участков.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Под конкуренцией в силу п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст под кодом 70.20.2 указан вид деятельности "Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества".
Согласно Приложения А (описание группировок) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности вид деятельности "Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества" включает в себя, в том числе сдачу внаем земли, торговых мест.
При этом, указанные хозяйствующие субъекты должны соответствовать обязательным требованиям, установленным Законам о рынках (ст.ст. 5, 6 Закона о рынках).
Соответствие хозяйствующих субъектов требованиям, установленным Законом о рынках, подтверждается разрешением, выданным органом местного самоуправления.
Осуществление хозяйствующим субъектом деятельности по организации розничного рынка в отсутствие соответствующего разрешения, не допустимо.
Анализ вышеизложенного позволяет Комиссии Пермского УФАС России сделать вывод, что Администрация, Комитет, передав ООО "Спектр" в собственность Земельный участок, в отсутствие соответствующего разрешения на организацию розничного рынка, предоставили последнему преимущественные условия деятельности, на рынке оказания услуг по сдаче внаем торговых мест, что недопустимо в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, ч. 1 ст. 15 закона о Защите конкуренции накладывает запрет на совершение органами местного самоуправления действий, которые приводят или могут привести к необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами.
Комиссией установлено, что <_> являются хозяйствующими субъектами, осуществляют деятельность на рынке оказания услуг розничной торговли путем реализации товаров в торговых объектах, расположенных на земельных участках, находящихся у них в собственности и по факту расположенных на территории центрального рынка г. Краснокамск.
До момента отчуждения Земельного участка ООО "Спектр" (17.03.2009 г.), заявители использовали проходы (проезды) на центральный рынок на общих основаниях со всеми смежными землевладельцами (землепользователями).
После заключения Администрацией и ООО "Спектр" договора купли - продажи Земельного участка и, незаконного наделения указанного Общества функциями и правами управляющей рынком компании, <_> фактически были лишены возможности свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им земельными участками, поскольку новый собственник огородил Земельный участок деревянным забором.
Отсутствие возможности для заявителей беспрепятственно использовать свои земельные участки препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности.
Следовательно, действия Администрации, Комитета по отчуждению Земельного участка и при этом, не обеспечение <_> возможности беспрепятственного использования, принадлежащих им на праве собственности земельных участков квалифицируется Комиссией, как действия противоречащие ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции выразившееся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности заявителей на рынке оказания услуг розничной торговли.
Комиссией также установлено, что Администрация, Комитет (в силу Устава Краснокамского муниципального района Пермского края, Положения о Комитете) наделены правами юридического лица, имеют обособленное имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде общей юрисдикции, арбитражном суде в пределах своей компетенции.
Основания для прекращения рассмотрения дела N 338-10-а, предусмотренные ст. 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссией Пермского УФАС России не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать факт нарушения Администрацией Краснокамского муниципального района Пермского края, Комитетом имущественных отношений администрации краснокамского муниципального района Пермского края требования п.п. 2, 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2010 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном предоставлении преимущественных условий осуществления деятельности ООО "Спектр" на рынке оказания услуг по сдаче в аренду торговых мест, путем издания распоряжения главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р "О прекращении права аренды на земельный участок ООО "Спектр" и предоставлении его в собственность за плату", а также путем заключения Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и ООО "Спектр" договора купли - продажи земельного участка площадью 9901,51кв.м, с кадастровым номером N59:07:001 06 08:10, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр. Комсомольский, 21, в отсутствие достаточных законных оснований, а также в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. ИП <_> путем отчуждения ООО "Спектр" земельного участка площадью 9901,51кв.м, с кадастровым номером N59:07:001 06 08:10, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр. Комсомольский, 21, без обеспечения возможности данным хозяйствующим субъектам беспрепятственного использования, принадлежащих им на праве собственности земельных участков, используемых для осуществления торговой деятельности, что приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Краснокамск.
2. Выдать Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Комитету имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, принятия мер, направленных на обеспечение конкуренции, в т.ч. путем восстановления нарушенных прав ИП <_> на беспрепятственное использование принадлежащих им на праве собственности земельных участков, расположенных на территории центрального рынка г. Краснокамск с целью осуществления предпринимательской деятельности на рынке розничной торговли.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 338-10-а
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "15" декабря 2010 г. по делу N 338-10-а о нарушении Администрацией Краснокамского муниципального района Пермского края (г. Краснокамск, пр-т Маяковского, 11), Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (г. Краснокамск, пр-т Маяковского, 11) ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), предписывает:
Комитету имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в срок до 25.02.2011 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном предоставлении преимущественных условий осуществления деятельности ООО "Спектр" на рынке оказания услуг по сдаче в аренду торговых мест, путем издания распоряжения главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р "О прекращении права аренды на земельный участок ООО "Спектр" и предоставлении его в собственность за плату", а также путем заключения Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и ООО "Спектр" договора купли - продажи земельного участка площадью 9901,51кв.м, с кадастровым номером N59:07:001 06 08:10, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр. Комсомольский, 21, в отсутствие достаточных законных оснований, а также в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. ИП <_> путем отчуждения ООО "Спектр" земельного участка площадью 9901,51кв.м, с кадастровым номером N59:07:001 06 08:10, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр. Комсомольский, 21, без обеспечения возможности данным хозяйствующим субъектам беспрепятственного использования, принадлежащих им на праве собственности земельных участков, используемых для осуществления торговой деятельности, что приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Краснокамск, а именно:
в срок до 18.03.2011 г. в рамках имеющихся полномочий и с учетом действующего законодательства РФ принять меры направленные на обеспечение конкуренции, в т.ч., путем восстановления нарушенных прав ИП <_> на беспрепятственное использование принадлежащих им на праве собственности земельных участках, расположенных на территории центрального рынка г. Краснокамск, с целью осуществления предпринимательской деятельности на рынке розничной торговли.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 338-10-а
Комиссия Пермского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии <_>
Члены Комиссии: <_>
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на основании своего решения от "15" декабря 2010 г. по делу N 338-10-а о нарушении Администрацией Краснокамского муниципального района Пермского края (г. Краснокамск, пр-т Маяковского, 11), Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края (г. Краснокамск, пр-т Маяковского, 11) ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции), предписывает:
Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края в срок до 25.02.2011 г. прекратить нарушение ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в необоснованном предоставлении преимущественных условий осуществления деятельности ООО "Спектр" на рынке оказания услуг по сдаче в аренду торговых мест, путем издания распоряжения главы Краснокамского муниципального района Пермского края от 06.03.2009 г. N377-р "О прекращении права аренды на земельный участок ООО "Спектр" и предоставлении его в собственность за плату", а также путем заключения Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края и ООО "Спектр" договора купли - продажи земельного участка площадью 9901,51кв.м, с кадастровым номером N59:07:001 06 08:10, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр. Комсомольский, 21, в отсутствие достаточных законных оснований, а также в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в т.ч. ИП <_> путем отчуждения ООО "Спектр" земельного участка площадью 9901,51кв.м, с кадастровым номером N59:07:001 06 08:10, расположенного по адресу: г. Краснокамск, пр. Комсомольский, 21, без обеспечения возможности данным хозяйствующим субъектам беспрепятственного использования, принадлежащих им на праве собственности земельных участков, используемых для осуществления торговой деятельности, что приводит к ограничению, устранению, недопущению конкуренции на рынке оказания услуг розничной торговли в границах г. Краснокамск, а именно:
в срок до 18.03.2011 г. в рамках имеющихся полномочий и с учетом действующего законодательства РФ принять меры направленные на обеспечение конкуренции, в т.ч., путем восстановления нарушенных прав ИП <_> на беспрепятственное использование принадлежащих им на праве собственности земельных участках, расположенных на территории центрального рынка г. Краснокамск с целью осуществления предпринимательской деятельности на рынке розничной торговли.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Пермское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
.
наверх
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (опубликовано 15 декабря 2010 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016