Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 10 марта 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю в сфере размещения заказов (комиссия Томского УФАС России) в составе:
председателя комиссии: Алиева Р.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
членов комиссии: Ураевой Л.Р., заместителя начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
Константинова В.А., главного специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
Литосовой Л.А., ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
Звонилова С.А., специалиста - эксперта отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
Аникеевой О.В., специалиста 1 разряда отдела контроля государственных закупок и земельных отношений,
при участии представителей:
государственного заказчика - Областного государственного учреждения "Облстройзаказчик" Администрации Томской области, П. (доверенность б/н от 09.03.2011), Т. (доверенность б/н от 09.03.2011) специализированной организации по договору от 01.01.2006 N21 - ОГСУ "Центр государственного заказа, Ш. (доверенность б/н от 09.03.2011),
в отсутствие представителей заявителя, уведомленного о месте и времени рассмотрения дела должным образом (ЛУ/959 от 05.03.2011),
рассмотрев жалобу Представительства Партнерства с ограниченной ответственностью "МЕТАКО" (Великобритания) г. Москва (дело N03-10/12-11) на действия государственного заказчика - ОГУ "Облстройзаказчик" Администрации Томской области при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске", установила:
04.03.2011 (вх.N1192) в Томское УФАС России поступила жалоба от Представительства Партнерства с ограниченной ответственностью "МЕТАКО" (Великобритания) г. Москва (далее - заявитель) на действия государственного заказчика - ОГУ "Облстройзаказчик" Администрации Томской области при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске", нарушающие по мнению заявителей законодательство в сфере размещения заказов. Жалоба подана должным образом и в определенный законодательством о размещении заказов срок.
В своей жалобе заявитель указал на нарушения в конкурсной документации на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске"содержатся нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 94-ФЗ) ведущие к ограничению конкуренции, а именно:
Заказчик установил в п.2.2. конкурсной документацией (Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса, установленные в соответствии с п.1 ч.1 ст.11 Закона 94-ФЗ) следующее:
2.2.1. Участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом настоящего конкурса, а именно:
2.2.2.1. Участник размещения заказа должен иметь свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, на: Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральном проектировщиком), стоимость которых по одному договору не превышает двадцать пять миллионов рублей.
2.2.2.2. Участник размещения заказа должен иметь собственную лицензию на проектирование радиационных источников (в случае привлечения для выполнения работ субподрядной организации, данную лицензию должен иметь как генеральный проектировщик, так и привлеченная субподрядная организация).
2.2.2.3. Участник размещения заказа должен иметь собственную лицензию на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (в случае привлечения для выполнения работ субподрядной организации, данную лицензию должен иметь как генеральный проектировщик, так и привлеченная субподрядная организация),государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске" в разделе 1. Предмет контракта п.1.1. Подрядчик обязуется по Техническому заданию Государственного Заказчика (Приложение N1 к Контракту) выполнить работы по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске" (далее по тексту контракта - работы) собственными силами на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, лицензии на проектирование радиационных источников, лицензии на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения (Приложение N2 к Контракту) и/или силами привлеченных субподрядных организаций (свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия на проектирование радиационных источников, лицензия на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения и договор, заключенный Подрядчиком и субподрядной организацией).
Заявитель считает, что наличие лицензий на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения требуется только на следующие помещения в соответствие с "Медико-техническим заданием" из конкурсной документации (32% от всех площадей объекта):
1. Помещения под размещение медицинского ускорителя электронов (25 МэВ):
процедурная ускорителя - 90 кв.м.
2. Помещения под размещение гамма-терапевтического аппарата дистанционной терапии: процедурная - 75 кв.м.
3. Помещения под размещение аппарата для контактной лучевой терапии:
процедурная брахитерапии - 24 кв.м.
4. Помещения под размещение аппарата близко дистанционной (близко фокусной) рентгенотерапии: процедурная - 20 кв.м.
5. Помещения под размещение компьютерного симулятора-томографа: процедурная - 34 кв.м.
6. Помещения рентгенологического кабинета: процедурная рентгенологического кабинета на 3 рабочих места с комнатой для раздевания пациентов - 63 кв.м.
Заявитель считает, что установление требований о наличии у участника размещения заказа (при наличии свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией "Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), стоимость которых по одному договору не превышает двадцать пять миллионов рублей") собственной лицензии на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения ведет к ограничению конкуренции и нарушает ст.1 Закона 94-ФЗ в части расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.
Другим нарушением в действиях заказчика заявитель считает следующее:
В соответствии с положениями п.6 ст.48 "Архитектурно-строительное проектирование" Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N190-ФЗ, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу:
градостроительный план земельного участка;
результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
На основании п.14 "Требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций" части III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Технического задания на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске" Подрядчик при корректировке проектно-сметной документации должен предусмотреть инженерно-технические мероприятия ГО по техническим условиям, выданными ГУ МЧС России по Томской области, которые будут переданы Заказчиком Подрядчику в течение 20 дней с даты заключения государственного контракта, а на основании п. 15 "Особые условия" части III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Технического задания на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске" Подрядчик при корректировке ПСД должен учесть выводы и рекомендации, изложенные в "Заключении" по обследованию существующих строительных конструкций выполняемого в декабре 2010 - феврале 2011.
Заявитель считает, что заказчик нарушил п.4 ч.2 ст.22 Закона 94-ФЗ, так как был обязан опубликовать на официальном сайте эти документы вместе с конкурсной документацией, а именно градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий "Заключении" по обследованию существующих строительных конструкций выполняемого в декабре 2010 г. - феврале 2011 г., технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения), требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, которые необходимы Подрядчику для начала проектирования.
Заявитель просит обязать ОГУ "Облстройзаказчик" Администрации Томской области отменить требование о наличие у участника размещения заказа собственной лицензии на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения; обязать заказчика разместить на официальном сайте необходимые для начала проектирования, расчета стоимости и сроков выполнения работ исходные данные, а именно: градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий "Заключение" по обследованию существующих строительных конструкций выполняемого в декабре 2010 - феврале 2011; технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения); требования по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Представители государственного заказчика в письменном отзыве на жалобу и на заседании по рассмотрению дела N03-10/12-11 привели следующие обоснования законности действий заказчика:
Установленные в конкурсной документации требования о наличии у Участника размещения заказа собственных лицензий на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения обусловлены положениями действующего законодательства, а именно ст. 26 Федерального закона от 21.11.1995 N170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и п. 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. N865, ст. 10 Федерального закона от 09.01.1996 N3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного Постановлением правительства РФ от 25.02.2004 N107. Указанные виды деятельности подлежат лицензированию и наличие разрешений (лицензии) на осуществление данных видов деятельности законодатель не ставит в зависимость от площади помещений в здании, занимаемых специализированным оборудованием. Данное положение позволяет обеспечить выполнение одного из принципов закона от 21.11.1995 N170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", а именно принципа обеспечения безопасности при использовании атомной энергии - защиты отдельных лиц, населения и окружающей среды от радиационной опасности. Возможность привлечения субподрядных организаций при выполнении определенных условий (также наличие разрешений (лицензий) в конкурсной документации не ограничивается.
В подтверждение своей позиции представители заказчика представили на заседании по делу N03-10/12-11 разъяснения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в лице Сибирского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, органа занимающегося выдачей разрешений (лицензий) на проектирование радиационных источников (копия запроса ОГУ "Облстройзаказчик" АТО от 25.01.20011 и копия ответа на запрос приобщены в материалы дела). На основании изложенного, представители заказчика считают, что требования о наличии лицензий, установленные в конкурсной документации законны, обоснованны и не нарушают права участников размещения заказа.
По вопросу размещения на официальном сайте градостроительного плана земельного участка; результатов инженерных изысканий; технических условий; требований по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской
обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, представители заказчика считают, что обязанность, установленная п.6 ст.48 Градостроительного кодекса РФ у заказчика возникает только после заключения контракта. Также после заключения контракта, в соответствии с условиями п.4.2.1. проекта государственного контракта, лицу, с которым заключен контракт, будет передано "Заключение" по обследованию существующих строительных конструкций, выполненное в декабре 2010 - феврале 2011.
Представители считают, что, поскольку предметом конкурса является корректировка существующей проектной документации в связи с изменениями требований к оборудованию, то размещение в составе конкурсной документации разработанного проекта и медико-технического задания является достаточным для выполнения требований действующего законодательства к описанию участниками размещения заказа выполняемых работ, являющихся предметом конкурса.
Изучив материалы размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске", комиссия Томского УФАС России установила следующее:
Извещение об открытом конкурсе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске" и конкурсная документация опубликованы на Официальном сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов.
Максимальная цена государственного контракта составляет 6 200 000 рублей.
Источник финансирования заказа: областной бюджет на 2011 год.
Заказчик: Областное государственное учреждение "Облстройзаказчик" Администрации Томской области.
Предмет контракта: выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске".
Стадия размещения заказа: Размещение заказа приостановлено 09.03.2011 на стадии приема заявок от участников размещения заказа. Дата окончания срока подачи заявок 28.03.2011.
Комиссия Томского УФАС России рассмотрев доводы, изложенные в жалобе Представительства ПОО "МЕТАКО" в г. Москва, объяснения изложенные представителями заказчика, установила:
На основании п.1 ч.1 ст.11 Закона 94-ФЗ государственный заказчик при размещении заказа путем проведения торгов обязан установить требования к участникам размещения заказа о соответствии участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Предметом торгов является корректировка проектно-сметной документации строительства объекта, содержащего радиационные источники и источники ионизирующего излучения.
К деятельности по проектированию радиационных источников и источников ионизирующего излучения установлено требование о наличии у проектировщиков лицензий на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, что регулируется Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения, утвержденного Постановлением правительства РФ от 25.02.2004 N107, п.4 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 г. N865, во исполнение требований ст.26 Федерального закона от 21.11.1995 N170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", ст.10 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения".
Таким образом, государственный заказчик на основании п.1 ч.1 ст.11 Закона 94-ФЗ обязан был установить требование о наличии у участника лицензий на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения. При этом, на основании пп. б п.3 ч.3 ст.25 Закона 94-ФЗ заявка участника размещения заказа должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованию, установленному п.1 ч.1 ст.11 Закона 94-ФЗ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, такие товары, работы, услуги являются предметом конкурса и данные требования предусмотрены конкурсной документацией. То есть, заказчик вправе требовать от участника размещения заказа представлений в составе конкурсной заявки копий лицензий на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
Кроме того, заказчик предусмотрел возможность привлечения участником субподрядных организаций, для чего потребовал наличия у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией на работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком), стоимость которых по одному договору не превышает двадцать пять миллионов рублей. В связи с тем, что нормы Закона 94-ФЗ не позволяют устанавливать требования к субподрядным организациям, но в случае привлечения субподрядных организаций, субподрядная организация также должна отвечать требованиям, установленным законодательством к проектированию объектов, связанных с радиационной опасностью, то есть иметь лицензии на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения, информация об этом была указана заказчиком в скобках в ч.ч.2.2.2.2., 2.2.2.3 конкурсной документации.
На основании изложенного комиссия Томского УФАС России пришла к выводу об отсутствии нарушения в действиях заказчика по установлению требования в конкурсной документации о наличии у участника размещения заказа собственных лицензий на проектирование радиационных источников и на проектирование средств радиационной защиты источников ионизирующего излучения.
Комиссия пришла также к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушения ч.2 ст.22 Закона 94-ФЗ по основаниям, изложенным во второй части жалобы, в части не опубликования в составе конкурсной документации документов, требуемых п.6 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации на официальном сайте, на основании следующего:
Частью 1 ст.1 Закона 94-ФЗ установлено, что закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд. Ст.5 Закона 94-ФЗ определяет понятие "размещение заказа": под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними контрактов. При этом, в соответствии с ч.4 ст.9 Закона 94-ФЗ заказ признается размещенным со дня заключения контракта. Таким образом, закон не распространяется на правоотношения возникающие между заказчиком и участником размещения заказа после заключения контракта.
В ч.6 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации речь идет о правоотношениях возникающих между заказчиком и участником размещения заказа не на стадии размещения заказа, а после заключения контракта, а именно, в соответствии с указанной статьей, в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с заказчиком, заказчик обязан предоставить такому лицу: градостроительный план земельного участка; результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий); технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Таким образом, у заказчика отсутствовала обязанность знакомить с перечисленными документами участников размещения заказа на стадии проведения открытого конкурса.
Комиссия Томского УФАС России проверила сведения заявителя о нарушении ч.2 ст.22 Закона 94-ФЗ в результате не размещения в составе конкурсной документации требований по разработке инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций на основании ч.14 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пришла к следующему выводу:
В соответствии с ч.2 ст.22 Закона 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. То есть, нормой ч.2 ст.22 Закона 94-ФЗ закреплено право заказчика устанавливать в конкурсной документации перечисленные требования в том объеме, который необходим заказчику для определения соответствия предлагаемых ему работ по корректировке проектно-сметной документации его потребностям.
На основании того, что заказчик был вправе установить в документации любой объем требований к качеству и безопасности работ, он установил требования в ч.2.5 конкурсной документации и техническом задании в необходимом ему объеме.
Требования, установленные в п.14 технического задания "подрядчик при корректировке проектно-сметной документации должен предусмотреть инженерно-технические мероприятия ГО по техническим условиям, выданным ГУ МЧС России по Томской области, которые будут переданы подрядчику в течение 20 дней с даты заключения государственного контракта" не могут ограничить участие в открытом конкурсе, так как относятся ко всем участникам размещения заказа и не могут представлять собой преимущество конкретному участнику размещения заказа.
На основании изложенного Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика ОГУ "Облстройзаказчик" Администрации Томской области, утвердившего конкурсную документацию, нарушений в сфере размещения заказов.
Руководствуясь ч.1 ст.1, ст.5, ч.2 ст.22, п.4 ч.2.ст.22, ч.6 ст.60, ч.5 ст.17 Закона 94-ФЗ, комиссия Томского УФАС России решила:
Признать жалобу Представительства Партнерства с ограниченной ответственностью "МЕТАКО" на действия государственного заказчика на действия государственного заказчика - ОГУ "Облстройзаказчик" Администрации Томской области при размещении заказа путем проведения открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации по объекту: "Строительство Радиологического корпуса областного онкологического диспансера в г. Томске" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 10 марта 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016