Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 27 апреля 2011 г.
Я, Шалимов Петр Андреевич, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 2-Т-11-АП, возбужденного в отношении юридического лица - ООО "Росгосстрах"
свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 50 N 004252702,
юридический адрес: г. Московская область, г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3,
ИНН: 5027089703,
квалифицируемого по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
в отсутствии ______________________________________________________
____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________.
Ходатайств и отводов не поступало. установил:
17 декабря 2010 года Хакасским УФАС России в отношении ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Республике Хакасия было возбуждено дело N 56-А-Т-10 о нарушении антимонопольного законодательства. Основанием для возбуждения данного дела послужило заявление ОАО "ЖАСО" в лице Абаканского филиала. В ходе рассмотрения дела N 56-А-Т-10 комиссией Хакасского УФАС России установлены следующие обстоятельства.
Уполномоченным органом - Государственным комитетом по размещению государственных заказов Республики Хакасия на официальном сайте http//zakaz.r-19.ru было размещено извещение N ОК/10-001100 от 17 сентября 2010 года о проведении совместного открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на оказание услуг ОСАГО для нужд государственных заказчиков Республики Хакасия. Заказчиками указанного открытого конкурса являлись: Государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Хакасия, Комитет по мобилизационной работе при Правительстве Республики Хакасия, Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия.
29 сентября 2010 года уполномоченный орган разместил разъяснения положений конкурсной документации на запрос одного из участников о наличии страховых выплат в предыдущем сроке страхования. В данных разъяснениях указано следующее: ГАЗ 3102 легковой - 2008-2009 гг сведений о страховых выплат не имеется, 2010 год страховая выплата имеется (Приложение 2), HYONDAI SONANA легковой - 2008-2009 гг сведений о страховых выплат не имеется, 2010 год страховых выплат нет (Приложение 3), ГАЗ 31105 легковой - 2008-2009 гг сведений о страховых выплат не имеется, 2010 год страховых выплат нет (Приложение 4).
7 октября 2010 года также размещено разъяснение положений конкурсной документации о текущем классе, зависящем от наличия или отсутствия страховых выплат, а именно, что уполномоченным органом будут внесены изменения в конкурсную документацию.
Извещением о внесении изменений в конкурсную документацию N ОК/10-001100 от 13 октября 2010 года Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия сообщил о внесении следующих изменений:
Приложение 2. Перечень транспортных средств, подлежащих страхованию. Комитет по мобилизационной работе при Правительстве Республики Хакасия, столбец 8 "Текущий класс, зависящий от наличия или отсутствия страховых выплат" изложить в следующей редакции: "5".
Приложение 3. Перечень транспортных средств, подлежащих страхованию. Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия, столбец 8 "Текущий класс, зависящий от наличия или отсутствия страховых выплат" изложить в следующей редакции: "3".
Приложение 4. Перечень транспортных средств, подлежащих страхованию. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, столбец 8 "Текущий класс, зависящий от наличия или отсутствия страховых выплат" изложить в следующей редакции: "3", столбец 9 "сумма премии 5652,50 руб".
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 9 названного Закона установлено, что страховые тарифы состоят из базовых страховых тарифов и коэффициентов.
Страховые тарифы, коэффициенты страховых тарифов по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов, коэффициентов страховых тарифов и порядок их применения при определении страховой премии по договору обязательного страхования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" (далее Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 N 739).
Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов.
ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Республике Хакасия при расчете суммы страховой премии по автомобилю ГАЗ 3102 (гос. номер Р009РХ), принадлежащему Комитету по мобилизационной работе при Правительстве Республики Хакасия, учитывало изменения в конкурсную документацию по этому транспортному средству в части текущего класса, зависящего от наличия или отсутствия страховых выплат, однако, общество не приняло во внимание разъяснение уполномоченного органа от 29.09.2010, в котором указывалось о наличии страховой выплаты по указанному автомобилю в 2010 году.
Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Республике Хакасия применило страховой тариф в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат (КБМ), отличный от установленного Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 N 739, тем самым уменьшило размер страховой премии по автомобилю ГАЗ 3101 и в результате итоговую сумму страховой премии. В результате уменьшения суммы страховой премии при подведении итогов конкурса, проведенного уполномоченным органом, конкурсной заявке ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Республике Хакасия присвоен первый номер, и 24 ноября 2010 года государственным заказчиком - Комитетом по мобилизационной работе при Правительстве Республик Хакасия и победителем вышеназванного конкурса - ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Республике Хакасия заключен государственный контракт б/н на сумму 4804,63 руб.
По результатам рассмотрения дела N 56-А-Т-10 28 января 2011 года Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что такие действия признала ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Республике Хакасия:
- противоречат законодательству Российской Федерации - статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", которая устанавливает, что страховщики не вправе применять ставки и (или) коэффициенты, отличные от установленных страховыми тарифами.
- направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, так как ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Республике Хакасия своими неправомерными действиями по занижению страхового тарифа, и в итоге страховой премии, получило преимущество, увеличив количество своих страхователей.
- причинили убытки конкурирующей страховой компании (в частности ОАО "ЖАСО"), лишив ее возможности участвовать в честной конкурентной борьбе и заключить государственные контракты на оказание услуг ОСАГО для нужд государственных заказчиков Республики Хакасия.
Данные действия в силу требований пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции являются недобросовестной конкуренцией.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлено, что недобросовестная конкуренция не допускается.
За нарушение требований статьи 14 Закона о защите конкуренции предусмотрена административная ответственность по статье 14.33 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 и частью 2 статьи 14.33 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного 16.03.2011 уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России был составлен протокол N 2-Т-11-АП об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО "Росгосстрах" по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ. Данный протокол был составлен в отсутствии законного представителя ООО "Росгосстрах", извещенного надлежащим образом уведомлением о месте и времени составления протокола от 09.02.2011 исх. N 05-386 (почтовое уведомление N 04004 о вручении 18.02.2011 заказного письма).
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно указанной норме протокол N 2-Т-11-АП об административном правонарушении был направлен заказным письмом с уведомлением по юридическому адресу ООО "Росгосстрах" и было получено 25.03.2011 (уведомление N 18704 о вручении заказного письма).
Определением от 16.03.2011 о продлении срока рассмотрения дела и о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 2-Т-11-АП дело назначено к рассмотрению на 27 апреля 2011 года. Названное определение получено обществом 25.03.2011, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма N 18705, имеющееся в материалах дела. Таким образом, ООО "Росгосстрах" надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.
Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.33 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).
Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 14.33 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.
Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы ООО "Росгосстрах" не нарушены, юридическое лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения настоящего дела, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало, следовательно, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.
В силу требований части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая изложенное, считаю, что у юридического лица ООО "Росгосстрах" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Неустранимых сомнений в виновности привлекаемого лица, не выявлено.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами административного дела, которым установлено, что совершено административное правонарушение в области предпринимательской деятельности.
Оснований для прекращения производства по делу не имеется.
? Лицо, совершившее административное правонарушение - юридическое лицо - ООО "Росгосстрах".
? Событие административного правонарушения в области предпринимательской деятельности: недобросовестная конкуренция, выразившаяся в совершении действий, противоречащих статье 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Постановлению Правительства РФ от 08.12.2005 N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии", обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, направленных на получение преимущества при осуществлении предпринимательской деятельности и причинивших убытки другим хозяйствующим субъектам (в частности ОАО "ЖАСО") при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд государственных заказчиков Республики Хакасия.
? Место совершения административного правонарушения: г. Абакан.
? Время совершения административного правонарушения: 24 ноября 2010 года.
? Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ предусмотрена санкция в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей).
Принимая во внимание все обстоятельства дела, отсутствие отягчающих обстоятельств, считаю возможным применить минимальную санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", частью 1 статьи 14.33, статьей 23.48, пунктом 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Привлечь ООО "Росгосстрах" к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере ста тысяч рублей.
Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (юридический адрес: ул. Вяткина, 3, г. Абакан, РХ. 655017).
Должник: ООО "Росгосстрах".
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу 18 мая 2011 года.
Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана 8 мая 2011 года.
Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 1 года со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Сумму штрафа за нарушение антимонопольного законодательства необходимо уплатить:
? в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010010000140.
В поле назначения платежа после основания, указать "денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства".
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ООО "Росгосстрах" следует представить в Хакасское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с части 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Заместитель
руководителя управления П.А. Шалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 27 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016