Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области
от 26 апреля 2011 г.
Резолютивная часть решения оглашена "12" апреля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено "26" апреля 2011 г.
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии - заместителя руководителя управления Плетешкова А.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти Полищук М.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Басавиной О.А., специалиста первого разряда отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., рассмотрев дело N82 по признакам нарушения Администрацией г.Мурманска (183006, г.Мурманск, пр.Ленина, д.75) и ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" (183052, г.Мурманск, ул.Героев Рыбачьего, д.11) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Гражданка, являющаяся собственником жилого помещения в многоквартирном доме по адресу: г.Мурманск, пр-д Молодёжный, д.8, обратилась в Мурманское УФАС России с заявлением в отношении Администрации г.Мурманска в лице Управления Первомайского административного округа и ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" (далее по тексту - ОАО "МУ ЖСК") о нарушении антимонопольного законодательства, выразившемся в осуществлении в период организации и проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г.Мурманск, пр-д Молодёжный, д.8 в мае 2008 года согласованных действий, которые могли привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по управлению многоквартирными домами.
В ходе рассмотрения дела Комиссией были установлены следующие обстоятельства.
В мае 2008 года Администрация г.Мурманска, осуществляющая права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности г.Мурманска, инициировала проведение общего собрания собственников помещений в форме заочного голосования в целях выбора способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Мурманск, проезд Молодёжный, дом 8.
Сообщения о проведении общего собрания собственников помещений в указанном доме были изготовлены инициатором проведения собрания и, как свидетельствуют материалы дела, направлены представителем ОАО "МУ ЖСК" в адрес собственников помещений дома N8 по проезду Молодёжный г.Мурманска заказной корреспонденцией.
Из представленных в ходе рассмотрения дела копий решений собственников помещений указанного многоквартирного дома следует, что собственникам помещений для выбора в качестве управляющей организации инициатором проведения собрания был предложен только один хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность на рынке услуг по управлению многоквартирными домами - ОАО "МУ ЖСК". Альтернативы выбору ОАО "МУ ЖСК" в качестве управляющей организации бланки решений собственников помещений не предусматривали.
Как следует из полученных при рассмотрении дела пояснений специалиста Управления Первомайского административного округа, на основании доверенности принимавшей в мае 2008 г. участие в проведении общего собрания в доме по адресу г.Мурманск, пр-д Молодёжный, д.8 в качестве представителя Администрации г.Мурманска, предложение о выборе в качестве управляющей компании ОАО "МУ ЖСК" было обусловлено тем, что данный хозяйствующий субъект заявил о своём намерении обслуживать указанный дом и предложил свои услуги. Администрацией г.Мурманска не были предприняты меры по информированию прочих управляющих организаций, действовавших на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, о возможности принять на обслуживание указанный выше многоквартирный дом.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, д.8, составленного 23 мая 2008 г., подсчёт голосов производился представителем Администрации г.Мурманска и представителем управляющей организации ОАО "МУ ЖСК" .
В ходе рассмотрения дела Комиссией было установлено, что при проведении общего собрания члены счётной комиссии произвели учёт голосов ряда жилых помещений как муниципальных, несмотря на то, что на момент проведения общего собрания эти помещения находились в частной собственности и их фактические собственники участия в голосовании не принимали. Кроме того, в некоторых случаях имел место двойной учёт голосов: в отношении ряда квартир при проведении общего собрания одновременно голосовали и физические лица, являющиеся собственниками этих квартир, и представитель Администрации г.Мурманска.
Согласно копии решения собственника помещения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, д.8 представитель Администрации г.Мурманска по доверенности голосовал от имени собственника следующих жилых помещений: квартиры N 3, 5, 8, 9, 10, 14, 15, 22, 25, 30, 36, 37, 42, 45, 62.
Помимо указанного, в материалах дела имеются копии решений физических лиц - собственников следующих жилых помещений: квартира N 3, 6, 7, 8, 12, 13, 15, 20, 21, 30, 32, 34, 35, 40, 41, 43, 46, 54, 56, 57,70, 71.
При этом, согласно информации, предоставленной Комитетом имущественных отношений г.Мурманска (N15/04.03-1395 от 11.02.2011 г.), по состоянию на 23.05.2008 г. в реестре муниципальной собственности города Мурманска по адресу пр. Молодёжный, д.8 значились только следующие объекты жилищного фонда - квартиры N 5, 9, 14, 22, 36, 37, 72.
Также по информации МУП "МРИВЦ" (по состоянию на 01.07.2009 г.) квартиры N 3, 8, 10, 15, 25, 42, 45, 62 на момент организации и проведения общего собрания в доме по адресу пр.Молодёжный, д.8 находились в частной собственности.
Таким образом, при проведении общего собрания в указанном многоквартирном доме в мае 2008 года в отношении квартир N 10, 25, 42, 45, 62 в голосовании принимал участие представитель Администрации г.Мурманска, осуществляющей права собственника в отношении муниципального имущества, несмотря на то, что указанные помещения на момент проведения собрания находились в частной собственности; фактические собственники указанных жилых помещений, как свидетельствуют материалы дела, участие в голосовании не принимали.
Помимо этого, в отношении квартир N 3, 8, 15, 30 имел место двойной учёт голосов: при проведении общего собрания в отношении указанных жилых помещений, как следует из материалов дела, одновременно голосовали и физические лица, являющиеся их собственниками, и представитель Администрации г.Мурманска.
Данные обстоятельства указывают на необъективность подсчёта голосов, а следовательно и на искажение результатов голосования, в частности, в части решения вопроса о наличии кворума (правомочности) общего собрания собственников жилых помещений, при проведении которого решался вопрос о выборе управляющей организации ОАО "МУ ЖСК".
По итогам проведения в мае 2008 г. общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Мурманск, проезд Молодёжный, д.8, ОАО "МУ ЖСК" было выбрано в качестве управляющей организации в указанном доме.
На основании решения общего собрания между ОАО "Мурманская управляющая Жилищно-сервисная компания" и Администрацией г.Мурманска, как собственником помещений по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, д.8, был заключён Договор N517-М управления многоквартирным домом от 23.05.2008 г. Данный договор был заключён сроком на пять лет и вступил в силу с 01.06.2008 г. В соответствии с указанным договором ОАО "МУ ЖСК" приняло на себя обязательства по осуществлению управления общим имуществом в многоквартирном доме, организации предоставления коммунальных услуг, проведению работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Оценивая изложенные обстоятельства, представленные в ходе рассмотрения дела документы и пояснения в этой части, Комиссия приходит к выводу, что Администрация г.Мурманска и ОАО "МУ ЖСК" в период организации и проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, д.8 в мае 2008 г. придерживались одной стратегии поведения, обеспечивающей выбор ОАО "МУ ЖСК" в качестве управляющей организации в указанном многоквартирном доме, и тем самым увеличение объёмов оказываемых Обществом услуг на рынке по управлению многоквартирными домами в границах города Мурманска, что соответствовало интересам ОАО "МУ ЖСК".
Согласно результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в границах г.Мурманска, проведенного Мурманским УФАС России, в 2008 г. на территории города Мурманска оказание услуг по управлению многоквартирными домами осуществляло 7 хозяйствующих субъектов. При этом, согласно полученным в ходе анализа данным, обслуживание основного объёма жилищного фонда осуществлялось только тремя компаниями по трём округам города (ОАО "УК "Жилцентр", ОАО "МУ ЖСК", ОАО "Севжилсервис"); совокупная доля остальных участников рынка оставалась незначительной и составляла всего 3,37%. По состоянию на конец 2008 года на ОАО "МУ ЖСК" приходилось 19,47% (391 дом) всего объёма жилищного фонда города Мурманска, обслуживаемого управляющими организациями.
Таким образом, учитывая изложенное, действия Администрации г.Мурманска и ОАО "МУ ЖСК" носили характер согласованных и могли привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в г.Мурманске, посредством установления для собственников помещений в доме N8 по проезду Молодёжный г.Мурманска при проведения общего собрания собственников в мае 2008 г. ограничения в выборе управляющей организации путём предложения единственного хозяйствующего субъекта (ОАО "МУ ЖСК"), а также осуществления подсчёта голосов собственников при описанных выше обстоятельствах.
В ходе рассмотрения дела N82 о нарушении антимонопольного законодательства было установлено, что в декабре 2008 года в доме N8 по проезду Молодёжный г.Мурманска состоялось общее собрание собственников помещений. На данном собрании было принято решение о создании товарищества собственников жилья. С сентября 2009 года Товарищество собственников жилья "ТСЖ Молодёжный 8" приступило к осуществлению деятельности по управлению указанным многоквартирным домом, что подтверждается имеющимися в материалах дела договорами, заключенными с обслуживающими и ресурсоснабжающими организациям, а также платёжными поручениями.
Согласно пункту 10.2 договора управления многоквартирным домом по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, д.8 от 23.05.2008 г., заключённого между ОАО "МУ ЖСК" и Администрацией г.Мурманска, действие данного договора прекращается по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае реализации ими права выбора другой формы управления или принятия решения о выборе другой управляющей организации.
Согласно представленным в ходе рассмотрения дела пояснениям представителя ОАО "МУ ЖСК", в связи с принятием на общем собрании собственниками помещений многоквартирного дома N8 по проезду Молодёжный решения о выборе способа управления - управление товариществом собственников жилья и созданием ТСЖ, ОАО "МУ ЖСК" в период деятельности в указанном доме "ТСЖ Молодёжный 8" с 01 сентября 2009 года по 01 сентября 2010 года управление домом не осуществляло, полагая, что договор управления домом N8 по проезду Молодёжный прекратил своё действие.
Решение собственников помещений в многоквартирном доме по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, д.8 о создании товарищества собственников жилья "ТСЖ Молодёжный 8" было обжаловано в судебном порядке. 30.04.2010 года Первомайским районным судом города Мурманска было вынесено решение о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N8 по проезду Молодёжный в г.Мурманске от 07 декабря 2008 года N1 в части создания ТСЖ "Молодёжный 8". Указанное решение, по результатам обжалования в Мурманском областном суде, кассационным определением от 07.07.2010 г. было оставлено без изменения, кассационная жалоба ТСЖ "Молодёжный 8" без удовлетворения.
Согласно пояснениям представителя ОАО "МУ ЖСК", полученным в ходе рассмотрения дела N82, ОАО "МУ ЖСК" возобновило обслуживание дома N8 по проезду Молодёжный г.Мурманска с 01.09.2010 г. на основании вступившего 07.07.2010 г. в законную силу решения Первомайского районного суда города Мурманска от 30.04.2010 г. о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в указанном доме в части создания ТСЖ "Молодёжный 8". По мнению представителя ОАО "МУ ЖСК", с учётом установленных в ходе судебного производства обстоятельств, общее собрание собственников помещений, состоявшееся в декабре 2008 года, не могло принимать никаких решений, в том числе и по вопросу о расторжении договора управления с ОАО "МУ ЖСК", в связи с чем, решение общего собрания собственников от 23.05.2008 г. о выборе в качестве управляющей компании ОАО "МУ ЖСК" сохраняет свою силу.
Мурманским муниципальным бюджетным учреждением "Новые формы управления" в адрес ММУП "МРИВЦ", ММУП "ЕДДС 051", ОАО "МУ ЖСК", ОАО "МТЭЦ", ОАО "Колэнергосбыт", ГОУП "Мурманскводоканал" 05 сентября 2010 г. было направлено письмо (исх.N768), информирующее указанные организации о возобновлении деятельности ОАО "МУ ЖСК" по управлению домом N8 по проезду Молодёжный г.Мурманска с 01.09.2010 г.
По мнению представителей Администрации г.Мурманска и ОАО "МУ ЖСК", поскольку суд признал решение собственников помещений в многоквартирном доме N8 по проезду Молодёжный (в части создания ТСЖ) недействительным, то договор управления домом N8 по проезду Молодёжный, заключённый с ОАО "МУ ЖСК" по результатам общего собрания собственников помещений в мае 2008 г., возобновил своё действие с 01.09.2010 г. ОАО "МУ ЖСК" были представлены копии договоров и дополнительных соглашений к договорам, заключённых с ресурсоснабжающими организациями в целях обслуживания многоквартирного дома N 8 по проезду Молодёжный г.Мурманска с 01.09.2010 г.
Изучив представленные сведения и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
По результатам состоявшегося в мае 2008 г. собрания собственников помещений многоквартирного дома N8 по проезду Молодёжный г.Мурманска, инициированного Администрацией г.Мурманска, ОАО "МУ ЖСК" было выбрано в качестве управляющей организации в данном доме; между ОАО "МУ ЖСК" и Администрацией г.Мурманск, как одним из собственников помещений дома, был заключён договор управления данным домом. На основании этого ОАО "МУ ЖСК" приступило к обслуживанию дома N8 по проезду Молодёжный. Таким образом, собственники помещений указанного многоквартирного дома в мае 2008 года на общем собрании приняли решение о выборе способа управления этим домом, и в целях реализации данного решения ОАО "МУ ЖСК" фактически приступило к исполнению функций управления многоквартирным домом.
В последствии, в связи с выбором собственниками помещений дома N8 по проезду Молодёжный иной формы управления домом - товарищества собственников жилья, и осуществлением "ТСЖ Молодёжный 8" обязанностей по управлению данным домом в период с 01 сентября 2009 года по 01 сентября 2010 года, ОАО "МУ ЖСК" прекратило оказывать услуги управления указанным домом, обоснованно полагая, что исполнение данной функции перешло к "ТСЖ Молодёжный 8".
Таким образом, ОАО "МУ ЖСК" в период деятельности "ТСЖ Молодёжный 8" (с 01 сентября 2009 года по 01 сентября 2010 года) свои обязательства по договору управления многоквартирным домом не исполняло. Поэтому Комиссия приходит к выводу, что решение собственников помещений многоквартирного дома от 23.05.2008 г. по выбору способа управления и управляющей организации ОАО "МУ ЖСК" в течение года фактически не реализовывалось.
Таким образом, договор управления многоквартирным домом, заключённый между ОАО "МУ ЖСК" и Администрацией г.Мурманска по итогам общего собрания собственников, состоявшегося 23.05.2008 г., с началом деятельности "ТСЖ Молодёжный 8" в доме N8 по проезду Молодёжный прекратил своё действие.
В судебном порядке было установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме N8 по проезду Молодёжный в г.Мурманске от 07 декабря 2008 года N1 не полностью, а только в части создания ТСЖ "Молодёжный 8" является недействительным (пункт 3 Повестки дня общего собрания). Однако пункт 4 Повестки дня общего собрания "смена способа управления многоквартирным домом с управления управляющей компаний ОАО "МУ ЖСК" на управление ТСЖ" судом не был отменён, и следовательно, сохранил свою силу.
Таким образом, собственникам помещений многоквартирного дома по адресу проезд Молодёжный, д.8 был выбран способ управления многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья. Однако данное решение о выборе способа управления данным домом не было реализовано в силу решения Первомайского районного суда города Мурманска от 30.04.2010 г. по делу N2-539/10.
В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что собственниками помещений многоквартирного дома по адресу проезд Молодёжный, дом N8 выбран способ управления домом, но выбранный способ не был реализован.
На основании вышеизложенного, Администрация г.Мурманска в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации была обязана провести открытый конкурс по отбору управляющей организации, однако не выполнила данную функцию органа местного самоуправления.
В свою очередь, ОАО "МУ ЖСК" возобновило исполнение обязательств по прекращённому и не действовавшему в течение года договору управления многоквартирным домом, несмотря на выбранный в доме N8 по проезду Молодёжный способ управления товариществом собственников жилья.
Описанные выше действия Администрации г.Мурманска и ОАО "МУ ЖСК" носили характер согласованных и были направлены на управление ОАО "МУ ЖСК" многоквартирным домом N8 по проезду Молодёжный, что соответствовало интересам Общества.
Как свидетельствуют данные анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по управлению многоквартирными домами за период 2009 г., проведённого Мурманским УФАС России, по состоянию на 31.12.2009 г. в границах г.Мурманска управление многоквартирными домами осуществляло 15 управляющих организаций. Основной объём жилищного фонда находился в управлении трёх хозяйствующих субъектов (ОАО "УК "Жилцентр", ОАО "МУ ЖСК", ОАО "Севжилсервис"); совокупная доля остальных участников рынка оставалась незначительной. По состоянию на конец 2009 г. на ОАО "МУ ЖСК" приходилось 24,69% всего объёма жилищного фонда г.Мурманска, обслуживаемого управляющими организациями (по сравнению с 2008 г. доля данного хозяйствующего субъекта возросла).
В целом же на территории Мурманской области в границах 42 муниципальных образований деятельность по управлению многоквартирными домами осуществлял 91 хозяйствующий субъект; кроме того, имело место увеличение состава участников рынка - в период с декабря 2008 года по март 2010 год рост составил 47%.
В 2010 году состав участников рынка услуг по управлению многоквартирными домами в г.Мурманске существенно увеличился и на конец 2010 года был представлен 26 хозяйствующими субъектами.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что рынок услуг по управлению многоквартирными домами на территории Мурманской области в целом и в границах города Мурманска является конкурентным и динамично развивающимся.
Таким образом, описанные выше действия Администрации г.Мурманска и ОАО "МУ ЖСК" носили характер согласованных и могли привести к ограничению конкуренции на рынке услуг по управлению многоквартирными домами, создать препятствия иным хозяйствующим субъектам для доступа на данный товарный рынок и увеличения объёмов оказываемых ими услуг.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции") запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Администрации г.Мурманска и ОАО "МУ ЖСК" нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать в действиях Администрации г.Мурманска и ОАО "МУ ЖСК" факт нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в осуществлении согласованных действий при организации и проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, дом N8 в мае 2008 года, а также при возобновлении деятельности ОАО "МУ ЖСК" в указанном доме с 01.09.2010 г.
2. Администрации г.Мурманска выдать предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции путём проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, д. N8.
Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.Н.Плетешков
Члены комиссии: М.С. Полищук, О.А. Басавина, Е.Н.Редина
П Р Е Д П И С А Н И Е N82
"26" апреля 2011 г. Мурманск
Комиссия Мурманского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председателя комиссии - заместителя руководителя управления Плетешкова А.Н., членов комиссии: начальника отдела контроля органов власти Полищук М.С., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти Басавиной О.А., специалиста первого разряда отдела контроля органов власти Рединой Е.Н., руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьёй 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 26.04.2011 г. по делу N82 о нарушении Администрацией г.Мурманска (183006, г.Мурманск, пр.Ленина, д.75) и ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" (183052, г.Мурманск, ул.Героев Рыбачьего, д.11) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации г.Мурманска (183006, г.Мурманск, пр.Ленина, д.75) в срок до 20 июня 2011 г. прекратить нарушение пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в осуществлении согласованных действий при организации и проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу г.Мурманск, проезд Молодёжный, дом N8 в мае 2008 года, а также при возобновлении деятельности ОАО "Мурманская Управляющая жилищно-сервисная компания" в указанном доме с 01.09.2010 г.,
а именно:
Провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г.Мурманск, проезд Молодёжный, д. N8.
О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Председатель Комиссии: А.Н. Плетешков
Члены Комиссии: М.С. Полищук, О.А. Басавина, Е.Н. Редина
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 26 апреля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016