Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл
(опубликовано 8 июня 2011 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 года.
Полный текст решения изготовлен 08 июня 2011 года.
Комиссия Марийского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти вр.и.о. начальника отдела юридической работы и обеспечения текущей деятельности А.;
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б
член Комиссии - специалист - эксперт отдела аналитической работы и контроля хозяйствующих субъектов Б.,
рассмотрев дело N 03-18/30 в отношении ООО "Радуга М" по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона от 13 марта 2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) при размещении на первой полосе Газеты рекламы следующего содержания:
"с 26 февраля по 22 апреля только в "Радуге XL"
ВЫИГРАЙ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Одну из 6 туристических путевок в любую точку планеты*
Сделай покупку на сумму от 1000 руб., получи купон и учувствуй в акции!
*разыгрывается сертификат на сумму 15 000 руб. который можно потратить на поездку в любую страну на выбор_"
в присутствии лиц, участвующих в деле:
Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "Радуга М" - главного редактора К., действующего на основании доверенности от 24 мая 2011 года, срок действия доверенности на один месяц; юрисконсульта С., действующего на основания доверенности от 24 мая 2011 года, срок действия доверенности на один месяц.
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения мониторинга рекламы, размещенной в газете "Радужные новости" N 18 (20) от 03 марта 2011 года (далее - Газета), специалистами Марийского УФАС России обнаружена реклама, содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Так, на первой полосе Газеты размещена реклама следующего содержания:
"с 26 февраля по 22 апреля только в "Радуге XL"
ВЫИГРАЙ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Одну из 6 туристических путевок в любую точку планеты*
Сделай покупку на сумму от 1000 руб., получи купон и учувствуй в акции!
*розыгрывается сертификат на сумму 15 000 руб. который можно потратить на поездку в любую страну на выбор_"
Результат мониторинга зафиксирован 17 марта 2011 года.
Определением от 04 мая 2011 года было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 9 Федерального закона "О рекламе" N 03-18/30 в отношении ООО "Радуга М".
Из письменных объяснений директора ООО "Радуга М" (вх. 2329 N 15.04.2011 г.) следует, что ООО "Радуга М" является организатором акции и издателем газеты "Радужные новости". По мнению ООО "Радуга М" источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения указан в нижней части рекламного модуля. Копия документа "Условия стимулирующего мероприятий "Большое путешествие" размещена на стенде "уголок потребителя" в магазине по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Анциферова, д. 4, также информация об условиях стимулирующего мероприятия озвучивается по телефону редакции газеты.
Представитель ООО "Радуга М" К. на заседании Комиссии Марийского УФАС России, поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении от 15.04.2011 г. (вх. 2329), факт нарушения ООО "Радуга М" законодательства о рекламе не признал.
Заслушав объяснения лиц участвующих в деле и изучив представленные документы и материалы, Комиссия Марийского УФАС России установила следующее.
1. ООО "Радуга М" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.01.2000 ОГРН 111111111111 (свидетельство о постановке на учет юридического лица серия 12 N 000960323, выданное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Йошкар-Оле). Юридический адрес: ул. Складская, д. 20 "А", г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424016.
Согласно Уставу ООО "Радуга М", утвержденному Решением участников ООО "Радуга М" от 01.01.1000 года и выписке из ЕГРЮЛ от 13.05.2011 г. дополнительным видом деятельности Общества является рекламная деятельность, издание газет.
ООО "Радуга М" зарегистрировано в качестве средства массовой информации в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Марий Эл 29 сентября 2009 году, что подтверждается свидетельством N ПИ N ТУ 12-0040.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Информация, размещенная на вывеске с элементами рекламы является рекламой:
- распространяется посредством размещения в средствах массовой коммуникации - газета;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (к ООО "Радуга М");
- направлена на формирование и поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижения на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.
2. В рекламе ООО "Радуга М", размещенной в Газете, не указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
В соответствии с частью 11 статьи 5 Закона о рекламе при производстве, распространении и размещении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Поскольку рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания воспользоваться рекламируемым предложением, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.
Отсутствие в рекламе существенной части информации: источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения, приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей рекламы, имеющих намерение воспользоваться рекламируемым предложением.
Таким образом, рассматриваемая реклама не отвечает требованиям статьи 9 Закона о рекламе.
В соответствии со статьей 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение статьи 9 Закона о рекламе несёт рекламодатель, рекламораспространитель и рекламопроизводитель в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине;
Согласно статье 3 Закона о рекламе рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Антимонопольным органом установлено, что ООО "Радуга М" разместило рассматриваемую рекламу по своей инициативе.
Таким образом, ООО "Радуга М" является рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем рассматриваемой рекламы.
На момент рассмотрения дела, доказательств прекращения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, ООО "Радуга М" предоставлено не было.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган вправе выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на первой полосе газеты "Радужные новости" N 18 (20) от 03 марта 2011 года, следующего содержания: "с 26 февраля по 22 апреля только в "Радуге XL"
ВЫИГРАЙ БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Одну из 6 туристических путевок в любую точку планеты*
Сделай покупку на сумму от 1000 руб., получи купон и учувствуй в акции!
*разыгрывается сертификат на сумму 15 000 руб., который можно потратить на поездку в любую страну на выбор_", ввиду нарушения требований статьи 9 Закона о рекламе.
2. Выдать ООО "Радуга М" обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения рекламного законодательства Российской Федерации.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Марийского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.0
Резолютивная часть решения объявлена 25 мая 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 06 июня 2011 г.
, что в соответствии с пунктом 43 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, считается датой принятия решения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл (опубликовано 8 июня 2011 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016