Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 12 июля 2011 г.
Я, Шалимов Петр Андреевич, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении N 6-Т-11-АП, возбужденного в отношении юридического лица - ЗАО КБ "КЕДР"
свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц серия 24 N 002441069,
юридический адрес: г. Москва, ул. Руставели, д. 15, 127254,
ИНН 2451001025,
квалифицируемого по части 4 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
в отсутствии законного представителя ЗАО КБ "КЕДР", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении заказной корреспонденции N 12163),
в присутствии Управляющего Абаканским филиалом ЗАО КБ "КЕДР" Манна Игоря Валерьевича, действующего на основании доверенности N 131 от 26.05.2011.
Права, предусмотренные статьями 25.1, 25.5 КоАП РФ, разъяснены.
Ходатайств и отводов не поступало. установил:
По информации, размещенной Министерством финансов Республики Хакасия на официальном сайте, для реализации положений постановления Правительства Республики Хакасия от 23.09.2009 N 417 "О предоставлении субсидий юридическим лицам и компенсаций населению на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам коммерческих банков" по состоянию на 14.01.2011 аккредитованы 4 банка: АКБ "Банк Хакасии" (ОАО), ОАО "Сбербанки России" в лице Абаканского отделения N 8602, КБ "Хакасский муниципальный банк" (ОАО), ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала.
В связи с этим Хакасским УФАС России был направлен запрос в Правительство Республики Хакасия о том, с какими кредитными организациями на территории Республики Хакасия заключены соглашения, направленные на реализацию указанного постановления Правительства Республики Хакасия.
В ответ на указанный запрос Министерство финансов Республики Хакасия сообщило, что с ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала заключено соглашение о взаимодействии от 31.01.2011 N 04-д и представлена копия заключенного соглашения.
Из представленной информации следует, что 31 января 2011 года Правительством Республики Хакасия в лице Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия В.М. Зимина с ЗАО КБ "КЕДР" в лице Управляющего Абаканским филиалом ЗАО КБ "КЕДР" Манна И.В. заключено соглашение N 04-д о взаимодействии в рамках реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 23.09.2009 N 417 "О предоставлении субсидий юридическим лицам и компенсаций населению на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам коммерческих банков".
В соответствии с частью 9 статьи 35 Закона о защите конкуренции финансовые организации обязаны направлять в антимонопольный орган уведомления обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.
Частью 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции установлена обязанность лица, достигшего соглашения, уведомить антимонопольный орган о достижении соглашения в письменной форме в течение пятнадцати дней с даты его достижения. Однако, в нарушение указанных норм закона ЗАО КБ "КЕДР" не направило в адрес Хакасского УФАС России уведомление о заключении указанного соглашения.
В связи с изложенным 18.03.2011 в адрес ЗАО КБ "КЕДР" было направлено уведомление о составлении протокола по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ. Абаканским филиалом ЗАО КБ "КЕДР" и ЗАО КБ "КЕДР" 25.03.2011 и 30.03.2011 соответственно было получено уведомление о составлении протокола, о чем свидетельствуют карточки почтовых уведомлений о вручении.
04.04.2011 в Хакасское УФАС России поступило уведомление ЗАО КБ "КЕДР" о том, что 31.01.2011 заключено соглашение о взаимодействии N 04-д с Правительством Республики Хакасия. Однако ЗАО КБ "КЕДР" данное уведомление представлено не по форме, утвержденной Приказом ФАС России от 25.06.2007 N 184 "Об утверждении формы уведомления о соглашении финансовой организации", кроме того к уведомлению не приложены документы, установленные частью 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 3.40 Административного регламента ФАС России по исполнению государственной функции по осуществлению контроля за соответствием антимонопольному законодательству ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующих субъектов, утвержденного Приказом ФАС России от 31.10.2007 N 356, в случае отсутствия документов и сведений, предусмотренных Приложением N 4 к Регламенту, а также сведений о причинах, объясняющих невозможность их представления, либо о недоступности их для заявителя уведомление не считается поступившим в антимонопольный орган, о чем Хакасским УФАС России было сообщено в ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала в письме от 06.04.2011 исх. N 05-1069.
Уведомление ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала (вх. N 977) о заключении соглашения о взаимодействии N 04-д от 31.01.2011 с Правительством Республики Хакасия, оформленное надлежащим образом, с приложением документов, установленных частью 10 статьи 35 Закона о защите конкуренции, поступило в Хакасское УФАС России 08.04.2011, то есть с нарушением сроков, установленных частью 12 статьи 35 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 4 статьи 19.8 КоАП РФ непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган уведомлений, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, представление уведомлений, содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации порядка и сроков подачи уведомлений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного 22.04.2011 уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России был составлен протокол N 6-Т-11-АП об административном правонарушении в отношении юридического лица - ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, в присутствии Управляющего Абаканским филиалом ЗАО КБ "КЕДР" Манна И.В. на основании общей доверенности от 22.01.2010 N 19. Копия протокола об административном правонарушении N 6-Т-11-АП была направлена в адрес ЗАО КБ "КЕДР" и Абаканского филиала ЗАО КБ "КЕДР" заказным письмом с уведомлением, в материалах дела имеются сведения о получении (почтовые уведомления о вручении N 53960, 53961).
При подготовке к рассмотрению дела заместителем руководителя управления был сделан вывод, что ЗАО КБ "КЕДР" при составлении протокола было лишено предоставленных КоАП РФ гарантий защиты по нижеследующим обстоятельствам.
Согласно части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе, а в соответствии с частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола. Однако из содержания протокола N 6-Т-11-АП об административном правонарушении не следует, что Манну И.В. были разъяснены права, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ, а также была предоставлена возможность ознакомления с протоколом, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола.
На основании изложенного, определением от 26.04.2011 протокол об административном правонарушении N 6-Т-11-АП и другие материалы дела были возвращены для устранения нарушений, допущенных при составлении протокола.
11.05.2011 уведомлением о составлении протокола законный представитель ЗАО КБ "КЕДР" (либо защитник) был приглашен 09.06.2011 в 10 часов 00 минут для составления протокола об административном правонарушении, указанное уведомление получено обществом 19.05.2011 (уведомление о вручении заказного почтового отправления N 62688).
09.06.2011 заместителем руководителя Хакасского УФАС России был составлен протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица - ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала за нарушение установленных антимонопольным законодательством сроков подачи уведомления по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя общества, в присутствии Управляющего Абаканским филиалом ЗАО КБ "КЕДР" Манна И.В. на основании доверенности от 26.05.2011 N 131.
В материалы дела ЗАО КБ "КЕДР" 18.04.2011 и 09.06.2011 представлены письменные пояснения, в которых указано следующее.
1) Управляющий Абаканским филиалом ЗАО КБ "КЕДР" Манн И.В. уже привлечен к административной ответственности за данное правонарушение.
2) Соглашение с Правительством РХ N 04-д от 31.01.2011 о взаимодействии в рамках реализации постановления Правительства Республики Хакасия от 23.09.2009 N 417 "О предоставлении субсидий юридическим лицам и компенсаций населению на возмещение части затрат на уплату процентов по ипотечным кредитам коммерческих банков" было заключено банком в первый раз. По указанному соглашению рекламы не было, кредитов с целью реализации соглашения до настоящего времени не выдавалось.
3) ЗАО КБ "КЕДР" к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства не привлекалось, в настоящее время антимонопольный орган уведомлен о заключенном соглашении в установленном порядке, следовательно, отсутствует общественная опасность в бездействиях финансовой организации по несвоевременному представлению соответствующего уведомления.
4) Имеются смягчающие обстоятельства - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
В связи с этим, Управляющий Абаканским филиалом ЗАО КБ "КЕДР" Манн И.В. просит освободить общество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела 12.07.2011 Манн И.В. подтвердил пояснения, данные ранее, также представил письменное ходатайство (вх. N 2005 от 12.07.2011) о применении статьи 2.9 КоАП, в которых дополнительно указал, что ему как должностному лицу объявлен выговор, приложив Приказ ЗАО КБ "КЕДР" от 20.06.2011 N 332/1 "О применении мер дисциплинарного взыскания".
Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 19.8 КоАП РФ (в пределах своих полномочий). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).
Таким образом, настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России, в пределах предоставленных полномочий.
Должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении 09.06.2011, права и законные интересы юридического лица не нарушены, защитник присутствовал при составлении протокола, имел возможность ознакомиться с протоколом, представить пояснения и замечания по содержанию протокола. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение обо всех процессуальных действиях Хакасского УФАС России, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступало, следовательно, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.
Рассмотрев обстоятельства дела, оценив довод ЗАО КБ "КЕДР" о возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождении юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью, прихожу к следующим выводам.
Правовым последствием применения положений указанной нормы является вынесение постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении и объявление устного замечания (часть 1 статьи 29.9 КоАП).
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Объективная сторона вменяемого ЗАО КБ "КЕДР" правонарушения выразилась в несвоевременном представлении в антимонопольный орган уведомления о заключении между Правительством Республики Хакасия и ЗАО КБ "КЕДР" соглашения от 31.01.2011 N 04-д. Уведомление о заключенном соглашении от 31.01.2011 N 04-д поступило в Хакасское УФАС России 8 апреля 2011 года, хотя должно было быть представлено в течение 15 дней с даты достижения, то есть до 15 февраля 2011 года.
Объектом посягательства в данном случае явились общественные отношения в сфере осуществления государственного контроля за соглашениями, ограничивающими или способными ограничить конкуренцию хозяйствующих субъектов. Несвоевременное представление банком уведомления, необходимого для реализации Хакасским УФАС России полномочий, препятствует эффективному осуществлению антимонопольным органом полномочий по контролю за экономической концентрацией на товарном рынке и представляет собой существенную угрозу правоохраняемым интересам в сфере антимонопольного регулирования, так как законодательно предусмотрена обязанность финансовых организаций уведомлять в установленные антимонопольным законодательством сроки обо всех соглашениях, достигнутых в письменной форме между ними или ними и федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции.
Учитывая изложенное, считаю, что в данном случае основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью отсутствуют.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, привлечение к административной ответственности должностного лица - Манна И.В. не освобождает от административной ответственности юридическое лицо - ЗАО КБ "КЕДР".
Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Согласно пункту 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признается, в том числе, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Однако, смягчающие обстоятельства учитываются при назначении наказания и применении санкции, но основанием для применения статьи 2.9 КоАП РФ не являются.
В силу требований части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Считаю, что у юридического лица ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. ЗАО КБ "КЕДР" не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие необходимых мер по соблюдению требований законодательства или объективную невозможность по принятию таких мер.
Неустранимых сомнений в виновности привлекаемого лица не выявлено.
Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами административного дела, которым установлено, что совершено административное правонарушение против порядка управления.
Вину в нарушении законодательства ЗАО КБ "КЕДР" признало.
? Лицо, совершившее административное правонарушение: юридическое лицо - ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала.
? Событие административного правонарушения: нарушение установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации сроков подачи уведомлений.
? Место совершения административного правонарушения: г. Абакан.
? Время совершения административного правонарушения: 16 февраля 2011 года.
? Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение (за нарушение части 4 статьи 19.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственности в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей).
Принимая во внимание все обстоятельства дела, наличие смягчающих обстоятельств, считаю необходимым назначить юридическому лицу - ЗАО КБ "КЕДР" административное наказание в виде минимальной санкции, предусмотренной частью 4 статьи 19.8 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 35 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", частью 4 статьи 19.8, статьей 23.48, пунктом 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
Привлечь ЗАО КБ "КЕДР" в лице Абаканского филиала к административной ответственности по части 4 статьи 19.8 КоАП РФ и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (юридический адрес: ул. Вяткина, 3, г. Абакан, РХ. 655017).
Должник: ЗАО КБ "КЕДР"
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу __ июля 2011 года.
Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана __ июля 2011 года.
Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 1 года со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Согласно части 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму штрафа за нарушение антимонопольного законодательства необходимо уплатить:
? в федеральный бюджет ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКАТО 95401000000, код бюджетной классификации 16111602010010000140.
В поле назначения платежа после основания, указать "денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства".
В трехдневный срок со дня уплаты штрафа ЗАО КБ "КЕДР" следует представить в Хакасское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ предусмотрено, что неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.
Заместитель
руководителя управления П.А. Шалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 12 июля 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016