Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 19 июля 2011 г. N 11-01-15-03/293
Резолютивная часть решения оглашена 05 июля 2011 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2011 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии заместитель руководителя управления -
начальник отдела контроля органов власти;
Члены Комиссии: старший государственный инспектор отдела контроля органов власти;
государственный инспектор отдела контроля органов власти;
В присутствии: представителей Департамента городского хозяйства Администрации Волгоград; Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда; ООО "Волгоградская коммунальная техника"; МУП "Автомобильный коммунальный транспорт Волгограда"
рассмотрев дело N11-01-15-03/293, по признакам нарушения Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда (адрес: 400131, г. Волгоград, ул. Чуйкова, 15) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон о защите конкуренции), установила:
Дело N 11-01-15-03/293 возбуждено в отношении Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда (далее Департамент городского хозяйства) по материалам направленным Управлением Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области в адрес Волгоградского УФАС (п.1 ч. 2 ст. 39 ФЗ "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006).
В УФАС по Волгоградской области поступили материалы из Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области, а именно Протокол совещания при и.о. руководителя Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда от 18.06.2010 г., согласно которому принято решение: 1) закрепить за МУП "Автокоммунтранс Волгограда" предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО от населения из Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Ворошиловского, Центрального районов Волгограда; 2) закрепить за ООО "Волгокомтехника" предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО от населения Кировского, Советского районов Волгограда.
Представитель Департамента городского хозяйства подтвердила факт проведения совещания при и.о. руководителя Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда от 18.06.2010 г. с организациями, осуществляющими предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г.Волгограда, где и были распределены обязанности между указанными организациями.
Представитель Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда (далее Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов) пояснила, что с октября 2010 г. сфера организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов относится к функциям Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов. В адрес Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов материалов о закреплении районов Волгограда за организациями осуществляющими предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г.Волгограда не имеется.
Представитель ООО "Волгокомтехника" подтвердил факт проведения совещания 18.06.2010 г., по итогам которого ООО "Волгокомтехника" стала осуществлять сбор и вывоз ТБО от населения Кировского и Советского районов Волгограда.
Представитель МУП "Автокоммунтранс Волгограда" пояснил, что на совещании 18.06.2010 г. за МУП "Автокоммунтранс Волгограда" было закреплено предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО от населения из Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Ворошиловского, Центрального районов Волгограда. На сегодняшний день МУП "Автокоммунтранс Волгограда" также предоставляет услуги по сбору и вывозу ТБО от населения из Кировского района Волгограда.
Исследовав имеющиеся в деле материалы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары (пункт 5).
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. При этом в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не относит услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. Данная услуга является конкурентной и ее стоимость устанавливается организацией, оказывающей данный вид деятельности, на основании договора с потребителем.
18.06.2010 г. у и.о. руководителя департамента городского хозяйства состоялось совещание, на котором присутствовали: и.о. руководителя департамента городского хозяйства, начальник отдела озеленения и санитарного состояния территории ДГХ, директор ООО "Современные экологические технологии", директор ООО "ЭкоМастер", директор ООО "Волгокомтехника", директор МУП "Автокоммунтранс Волгограда", начальник договорного отдела МУП "Автокоммунтранс Волгограда". На данном совещании обсуждались вопросы по распределению объемов по вывозу твердых бытовых отходов с территории Волгограда.
Согласно протоколу совещания от 18.06.2010, по результатам обсуждения закрепления территории за перевозчиками, было принято решение закрепить за МУП "Автокоммунтранс Волгограда" предоставление услуг по сбору и вывоз ТБО от населения из Тракторозаводского, Краснооктябрьского, Ворошиловского, Центрального районов и закрепить за ООО "Волгокомтехника" предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО от населения Кировского и Советского районов.
ООО "Волгокомтехника", в своих объяснениях направленных в Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области указывают, что вывоз отходов по адресам: ул. Аренского, д.36, д. 38, ул. Коганова, д. 24, д. 26 (Советский район) г. Волгограда осуществляет с августа 2010 г., после принятия соответствующего решения администрацией г. Волгограда (протокол совещания от 18.06.2010 г.).
Кроме того, утверждение представителей Департамента городского хозяйства о том, что данное совещание 18.06.2010 г. не порождает каких-либо прав и обязанностей противоречит материалам дела, поскольку в материалах дела имеется коллективная жалоба граждан, проживающих в Советском районе Волгограда, из которой следует, что договорных отношений с ООО "Волгокомтехника" не имеется, происходит навязывание услуг по вывозу ТБО из частного сектора Советского района Волгограда.
Исходя из вышеизложенного следует, что действия Департамента городского хозяйства по закреплению территорий сбора и вывоза отходов за конкретными перевозчиками ТБО, создают для потребителей данной услуги ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такую услугу.
Таким образом, потребители услуг по сбору и вывозу ТБО, являясь субъектами гражданского права, вправе самостоятельно выбрать и решить с какой организацией, предоставляющей услуги по сбору и вывозу ТБО заключать договор. Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда закрепив за МУП "Автокоммунтранс Волгограда" и ООО "Волгокомтехника" районы г.Волгограда, т.е. определив для потребителей услуги конкретных перевозчиков ограничил выбор хозяйствующих субъектов, которые предоставляют указанные услуги. Тем самым Департамент городского хозяйства Администрации Волгограда действовал за пределами действующего законодательства.
Согласно п.1.1 Положения о департаменте городского хозяйства администрации Волгограда (утв. Утвержденного решением Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 г. N15/446) Департамент городского хозяйства администрации Волгограда является отраслевым структурным подразделением администрации Волгограда и осуществляет полномочия органа местного самоуправления Волгограда от лица администрации Волгограда в части решения вопросов местного значения в пределах полномочий, предусмотренных Положением.
Согласно Решения Волгоградской городской Думы от 06.10.2010 г. N37/1122 "О внесении изменений в положение о департаменте по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда утвержденное решением Волгоградской городской Думы от 06.07.2006 г. N33/725 "Об утверждении положения о департаменте по охране окружающей среды и природных ресурсов Администрации Волгограда", в решение Волгоградской городской Думы от 04.02.2009 г. N15/446 "Об утверждении положения о департаменте городского хозяйства Администрации Волгограда" к основным задачам и функциям департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов.
Таким образом, в действии Департамента городского хозяйства Администрации Волгограда, которое выразилось в закреплении территорий сбора и вывоза отходов за конкретными перевозчиками ТБО, создают для потребителей данной услуги ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такую услугу имеется нарушение п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции" N135-ФЗ от 26.07.2006.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать факт нарушения Департаментом городского хозяйства Администрации Волгограда п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", которое выразилось в создании для потребителей услуг по сбору и вывозу ТБО ограничений выбора хозяйствующих субъектов, путем закрепления районов Волгограда по сбору и вывозу отходов за конкретными перевозчиками ТБО.
2. Предписание по делу N11-01-15-03/293 не выдавать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 19 июля 2011 г. N 11-01-15-03/293
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016