Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 10 августа 2011 г.
Комиссия Управления ФАС России по Волгоградской области по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Бабкиной Ю.А. - председателя Комиссии, и.о. начальника отдела контроля размещения госзаказа,
Колесниковой О.В. - члена Комиссии, старшего государственного инспектора отдела контроля размещения госзаказа,
Емельянова Д.А. - члена Комиссии, специалиста 1 разряда отдела контроля размещения госзаказа,
в присутствии:
Мироновой Л.А. - представителя Комитета экономики администрации Волгоградской области (на основании доверенности N 07-65/15 от 08.09.2010 г.),
рассмотрев материалы дела N 11-02/02-367, возбужденного по жалобе ООО "АРГО-Технолоджи", в которой обжалуются положения конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" установила:
В УФАС по Волгоградской области 05.08.2011 г. вх. N 5816 поступила жалоба ООО "АРГО-Технолоджи", в которой обжалуются положения конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году".
В своей жалобе ООО "АРГО-Технолоджи" сообщает следующее.
Конкурсная документация содержит следующие нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
1) Документы к конкурсу (извещения, конкурсная документация, документы о внесе-нии изменений, разъяснения) расположены в разделах "Документы заказа" и "Изменения и разъяснения". Вся приложенная информация, размещенная в этих разделах, имеет рас-познаваемые форматы и имена файлов, однако, документ "Изменения АИСГЗ ВО - 20.07.2011 N 0129200001911001313 в ред. N 4 от 20.07.2011" (последняя редакция кон-курсной документации) в разделе "Документы заказа", опубликованный на сайте 20.07.2011 в 11:38 при попытке скачивания вместо названия содержит неопределенный набор символов и определяется как неизвестный тип файла, что препятствует его откры-тию и ознакомлению с его содержимым. Кроме того по схо-жим причин затрудненно изучение конкурсной документации из раздела "Изменения и разъяснения", документ "Изменения АИСГЗ ВО - 20.07.2011". Таким образом, участникам размещения заказа в целом ограничена возможность оз-накомления с текущей версией конкурсной документации.
В результате затруднения с открытием документов Заказчиком допущена ситуация, которая ограничивает доступ к информации, в частности к конкурсной документации, что приводит к ограничению конкуренции и нарушению части 1 статьи 17 "Антимонополь-ные требования к торгам" Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конку-ренции".
2) Согласно содержанию закладки "Общая информация" карты заказа N0129200001911001313 на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов:
- Начальная (максимальная) цена контракта: 8 000 000,00 рублей
- Размер обеспечения заявки: 800 000,00 рублей
- Размер обеспечения исполнения контракта: 80 000,00 рублей.
Соответствующая информация находится также и в документе "Извещение N 0129200001911001313 в ред. N 4 от 20.07.2011" во вкладке "Документы заказа" карты заказа N0129200001911001313 на Официальном сайте Российской Федерации для разме-щения информации о размещении заказов
При этом в Разделе 2 "Информационная карта конкурса" доступных версий кон-курсной документации на право заключения государственного контракта на оказание ус-луг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы госу-дарственного заказа Волгоградской области в 2011 году размеры обеспечения не совпа-дают с информацией, приведенной в документе "Извещение N 0129200001911001313 в ред. N 4 от 20.07.2011" и с информацией на Официальном сайте:
Размер обеспечения заявки на участие в конкурсе: 1% от начальной (макси-мальной) цены контракта, что составляет 80 000 рублей 00 копеек (восемьдесят тысяч рублей).
Размер обеспечения исполнения контракта: 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 800 000 рублей 00 копеек (восемьсот тысяч рублей).
Информации об изменении этих размеров обеспечения не обнаружено, что подра-зумевает ее текущее состояние.
Часть 4 Статьи 20 "Конкурс на право заключить контракт" Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, ока-зание услуг для государственных и муниципальных нужд" ограничивает размер обеспе-чения заявки на участие в конкурсе:
При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превы-шать пять процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Согласно документу "Извещение N 0129200001911001313 в ред. N 4 от 20.07.2011" и информации, представленной в карте заказа N0129200001911001313 на Официальном сайте, размер обеспечения заявки на участие в конкурсе составляет 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает вышеуказанные требования Фе-дерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, Заказчиком допущено нарушение части 6 Статьи 22 "Содержание кон-курсной документации" Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении зака-зов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муни-ципальных нужд" - Сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответство-вать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
3) В ходе внесения изменений в конкурсную документацию, согласно "Решению от 13.07.2011 г. о внесении изменений по открытому конкурсу на оказание услуг по со-провождению и развитию автоматизированной информационной системы государ-ственного заказа Волгоградской области в 2011 году (номер извещения 0129200001911001313)" из пункта 13. "Требования к участникам размещения заказа" Раз-дела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации были исключены требования:
соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание ус-луг, являющихся предметом конкурса, а именно: наличие действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной ин-формации.
Кроме того из пункта 14. "Документы, входящие в состав заявки на участие в кон-курсе" Раздела 2 "Информационная карта конкурса" конкурсной документации были ис-ключены требования о предоставлении:
копий документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, а именно: нали-чие лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиден-циальной информации.
Согласно части 1 Статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государ-ственных и муниципальных нужд" при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:
1) соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливае-мым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осу-ществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно письму N07-15/181 от 27.07.2011 за подписью Председателя Комитета экономики Администрации Волгоградской области, поступившему от Заказчика в ответ на запрос ООО "АРГО-Технолоджи" о разъяснении положений конкурсной документации
АИСГЗ ВО является системой в защищенном исполнении. АИСГЗ ВО создава-лась на основе технического задания, в котором были сформулированы требова-ния к защите информации от несанкционированного доступа, а также определена необходимость создания системы защиты информации в соответствии со сле-дующими нормативными документами:
- ГОСТ 50922-96. "Защита информации. Основные термины и определения".
- ГОСТ 51583-2000. "Порядок создания автоматизированных систем в за-щищенном исполнении".
- Гостехкомиссия России. Руководящий документ. "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классифика-ция автоматизированных систем". 1992 г.
- Гостехкомиссия России. Руководящий документ. "Средства вычислитель-ной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показа-тели защищенности от НСДк информации". 1992 г.
Характеристикой АИГЗ ВО как системы в защищенном исполнении является заданный в этом же техническом задании класс ее защищенности 1Г в соответ-ствии с Руководящим документом Гостехкомиссии России "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классифика-ция автоматизированных систем".
Кроме того, в части 2 "Характеристика объекта автоматизации" Раздела 4 "Техни-ческое задание" конкурсной документации на право заключения государственного кон-тракта на оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информаци-онной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году упоминается использование в АИСГЗ ВО шифровальных (криптографические) средств - для обеспечения юридической значимости документооборота в АИСГЗ ВО ис-пользуется электронная цифровая подпись.
Стоит также отметить, что в части 4 "Содержание услуг по доработке и внедрению нового функционала АИСГЗ ВО Раздела 4 "Техническое задание" конкурсной докумен-тации на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровож-дению и развитию автоматизированной информационной системы государственного зака-за Волгоградской области в 2011 году" Заказчиком выдвинуты требования поддержки Ис-полнителем эксплуатации системы защиты информации АИСГЗ ВО в защищенном ис-полнении.
В соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Глава 2. Орга-низация и осуществление лицензирования. Статья 12. Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, п.1), обязательному лицензированию подлежат следующие виды деятельности, имеющие непосредственное отношение предмету конкурса:
1) разработка, производство, распространение шифровальных (криптографи-ческих) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, за-щищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выпол-нение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое об-служивание шифровальных (криптографических) средств, информационных сис-тем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифроваль-ных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое об-служивание шифровальных (криптографических) средств, информационных cue-тем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифроваль-ных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
4) разработка и производство средств защиты конфиденциальной информа-ции;
5) деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Таким образом, документами, подтверждающими соответствие участников разме-щения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированных информационных систем в защищенном исполнении и, в частности системы АИСГЗ ВО, являются:
1. Лицензия ФСБ России на осуществление разработки, производства шифроваль-ных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем.
2. Лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденци-альной информации.
Отсутствие требований в конкурсной документации к наличию у уча-стника заказа следующих лицензий, необходимых для оказания услуг согласно предмету конкурса:
- лицензия ФСБ России на осуществление разработки, производства шифроваль-ных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных и телекоммуникационных систем;
- лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденци-альной информации,
является нарушением части 1 Статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
ООО "АРГО-Технолоджи" считает, что дальнейшее проведение открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" без устранения заказчиком-уполномоченным органом нарушений, содержащихся в конкурсной документации, существенным образом ограничивает права и законные интересы участников размещения заказа и может являться основанием для признания рассматриваемого открытого конкурса недействительным.
Представитель заказчика-уполномоченного органа - Комитета экономики администрации Волгоградской области - возражали против заявленных требований заявителя жалобы. Считает доводы заявителя относительно несоответствия положений конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" требованиям действующего законодательства РФ несостоятельными. В удовлетворении заявленных требований просил отказать.
Выслушав доводы сторон, ознакомившись с представленными документами и проведя внеплановую проверку, Комиссия УФАС по Волгоградской области пришла к выводу, что жалоба ООО "АРГО-Технолоджи" является обоснованной в части неустановления требования о наличии у участников размещения заказа лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации по следующим основаниям:
Из ч. 1 ст. 1 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 21.07.2005 г. N94-ФЗ) следует, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, во исполнение указанного положения федерального законодательства порядок размещения заказов должен соответствовать требованиям, предъявляемым Федеральным Законом от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ к таким процедурам.
В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ размещение заказов может осуществляться, в том числе, путем проведения торгов в форме открытого конкурса.
05 августа 2011 года заказчиком-уполномоченным органом - Комитетом экономики администрации Волгоградской области - на официальной сайте Российской Федерации для размещения заказов - www.zakupki.gov.ru. - размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году".
1) Довод заявителя по ограничения доступа к информации документов открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" является несостоятельным.
Комиссией УФАС по Волгоградской области на официальной сайте Российской Федерации для размещения заказов - www.zakupki.gov.ru. - изучены документы открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году". Трудностей при открытии и скачивании не установлено.
2) Ч.6 ст.22 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ установлено, что сведения, содержащиеся в конкурсной документации, должны соответствовать сведениям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса.
В соответствии с ч.3 ст.24 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Изменение предмета конкурса не допускается. В течение одного дня со дня принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение двух рабочих дней направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
Решением о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" установлено в том числе:
1. размер обеспечения заявки изменить с 800 000 рублей на 80 000 рублей;
2. размер обеспечения исполнения контракта изменить с 80 000 рублей на 800 000 рублей
О чем свидетельствует размещение заказчиком-уполномоченным органом Извещения N 0129200001911001313 в ред. N 5 от 03.08.2011, опубликованное 03 августа 2011 года в 17 часов 08 минут.
Следовательно, в данной части жалоба ООО "АРГО-Технолоджи" является необоснованной.
3) Из ч.1 ст.22 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Конкурсная документация открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" утверждена председателем Комитета экономики Администрации Волгоградской области Р.С. Бековым.
В силу п.1 ч.4 ст.22 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ Конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 настоящего Федерального закона требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 10 ч.4 ст.22 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать в том числе требования к участникам размещения заказа, установленные в соответствии со статьей 11 настоящего Федерального закона.
Из п.1 ч.1 ст. 11 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ следует, что при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующее обязательное требование к участникам размещения заказа - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с п.п.4,5 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежат следующие виды деятельности: разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации, деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Таким образом, документами, подтверждающими соответствие участников разме-щения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированных информационных систем в защищенном исполнении и, в частности системы АИСГЗ ВО, является лицензия ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденци-альной информации.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, является обязательное наличие у участника размещения заказа действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Данная позиция также подтверждается письменным возражением и устным подтверждением представителя заказчика-уполномоченного органа при рассмотрении жалобы ООО "АРГО-Технолоджи" на положения конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" по существу.
Согласно ч.5 ст.22 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В п.11 "Условия конфиденциальности" Раздела 5 "Проект государственного контракта" конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" установлено, что исполнитель для оказания услуг должен иметь лицензию ФСТЭК России на деятельность по технической защите информации.
Из анализа вводной части проекта государственного контракта следует, что под "Исполнителем" понимается победитель рассматриваемого открытого конкурса.
Следовательно, заказчиком-уполномоченным органом требуется в конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" установить требование к участникам размещения заказа о наличии действующей лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной ин-формации.
Действия заказчика-уполномоченного органа, выраженные в утверждении конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году", содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Таким образом, жалоба ООО "АРГО-Технолоджи" является обоснованной в части неустановления требования о наличии у участников размещения заказа лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Внеплановая проверка процедуры размещения государственного заказа на предмет соблюдения законодательства о размещении заказов иных нарушений не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия на основании ч.ч. 9, 10 ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94 - ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1) Признать жалобу ООО "АРГО-Технолоджи" обоснованной в части неустановления требования о наличии у участников размещения заказа лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
2) Признать заказчика-уполномоченного органа при утверждении конкурсной документации открытого конкурса на право заключения государственного контракта "Оказание услуг по сопровождению и развитию автоматизированной информационной системы государственного заказа Волгоградской области в 2011 году" нарушившим п.1 ч. 4 ст. 22 Федерального Закона от 21.07.05г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3) Выдать заказчику-уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений.
4) Передать соответствующему должностному лицу Управления ФАС России по Волгоградской области или в правоохранительные органы материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 10 августа 2011 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 3.2.2016