Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
N 06/519 (опубликовано 9 февраля 2016 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 05.02.2016
Решение изготовлено в полном объёме 09.02.2016
Комиссия по контролю в сфере закупок, товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
<>
при участии представителей интересов государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Крым "Крымский Республиканский онкологический клинический диспансер имени В. М. Ефетова" (далее - Заказчик, ГБУЗРК "КРОКД имени В.М. Ефетова") Т. А. Кирюхиной (по доверенности),
О. Н. Дюрягиной (по доверенности), -
на основании обращений Управления экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел по Республике Крым (далее - Заявитель 1) от 12.01.2016 N4/45 (вх. N50ов от 12.01.2016), Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Крым и г. Севастополю (далее - Заявитель 2) от 05.02.2016 N171/6-803 (вх. N436ов от 05.02.2016) о наличии в действиях Заказчика при проведении электронного аукциона "Лекарственное средство - эрибулин" (номер извещения 0375200049015000077) (далее - Аукцион) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установила:
В Крымское УФАС России поступили обращения Заявителя 1, Заявителя 2 о наличии в действиях Заказчика при проведении Аукциона нарушений Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии по проведению внеплановой проверки назначено на 10:40 03.02.2016. По собственной инициативе Комиссии в связи с выяснением обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании Комиссии объявлен перерыв до 10:40 05.02.2016.
Представители Заказчика не согласились с доводами заявителей и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
- извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) - 14.09.2015;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - аукцион в электронной форме;
- начальная (максимальная) цена контракта - 4 361 500,00 российских рублей;
- дата окончания подачи заявок: 30.09.2015; дата окончания срока рассмотрения первых частей: 30.09.2015; дата проведения Аукциона: 05.10.2015;
- на участие в Аукционе поданы 2 заявки;
- признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе обе заявки;
- в ходе проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал один участник; наилучшее предложение цены контракта составляет - 4 339 500,00 российских рублей; снижение от начальной (максимальной) цены контракта составило 0,50%.
При проведении на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении Аукциона Комиссией установлено следующее.
1. Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является офшорной компанией.
Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.
Таким образом, бездействие Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование к участнику закупки, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушает часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В силу пункта 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 5 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона должна содержать информацию, указанную в статье 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информацию о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
В извещении об осуществлении Аукциона, размещенном Заказчиком на официальном сайте, Заказчик указал:
"_
Информация о процедуре закупки |
|
_ |
_ |
Дата и время окончания подачи заявок |
30.09.2015 09:00 |
_" (цитата извещения об осуществлении закупки).
Вместе с тем, в разделе 1.2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчик установил:
"_
10 |
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме. Место (по адресу заказчика), день и время начала рассмотрения. |
|
09 ч. 00 мин. (время московское) "28" сентября 2015 года |
_" (цитата документации об Аукционе).
Таким образом, в документации об Аукционе Заказчик указал информацию о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе
(09 ч. 00 мин. "28" сентября 2015 года) не соответствующую информации о дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, указанной в извещении об осуществлении закупки, размещенном на официальном сайте (30.09.2015 09:00).
Действия Заказчика, указавшего в документации об Аукционе информацию о времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, не соответствующую аналогичной информации, содержащейся в извещении об осуществлении закупки, нарушают требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В силу пункта 4 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В извещении об осуществлении Аукциона, размещенном Заказчиком на официальном сайте, Заказчик указал:
"_
Информация о процедуре закупки |
|
|||
_ |
_ |
|||
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников |
30.09.2015 |
|||
|
|
|
|
_" (цитата извещения об осуществлении закупки).
Вместе с тем, в разделе 1.2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчик установил:
"_
11 |
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме. |
|
"29" сентября 2015 года |
_" (цитата документации об Аукционе).
Таким образом, в документации об Аукционе Заказчик указал информацию о дате окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе ("29" сентября 2015 года) не соответствующую информации о дате окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, указанной в извещении об осуществлении закупки, размещенном на официальном сайте (30.09.2015).
Действия Заказчика, указавшего в документации об Аукционе информацию о дате окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, не соответствующую аналогичной информации, содержащейся в извещении об осуществлении закупки, нарушают требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В силу пункта 5 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указывается дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе.
В извещении об осуществлении Аукциона, размещенном Заказчиком на официальном сайте, Заказчик указал:
"_
Информация о процедуре закупки |
|
|||
_ |
_ |
|||
Дата проведения аукциона в электронной форме |
05.10.2015 |
|||
|
|
|
|
_" (цитата извещения об осуществлении закупки).
Вместе с тем, в разделе 1.2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчик установил:
"_
12 |
Дата проведения аукциона в электронной форме. В случае, если дата проведения электронного аукциона приходится на нерабочий день, день проведения электронного аукциона устанавливается на ближайший следующий за ним рабочий день. Величина понижения начальной цены контракта ("шаг аукциона"): "Шаг аукциона" составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). |
|
"02" октября 2015 года |
_" (цитата документации об Аукционе).
Таким образом, в документации об Аукционе Заказчик указал информацию о дате проведения Аукциона ("02" октября 2015 года) не соответствующую информации о дате проведения Аукциона, указанной в извещении об осуществлении закупки, размещенном на официальном сайте (05.10.2015).
Действия Заказчика, указавшего в документации об Аукционе информацию о дате проведения Аукциона, не соответствующую аналогичной информации, содержащейся в извещении об осуществлении закупки, нарушают требования части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о порядке, датах начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В разделе 1.2 "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе Заказчик указал:
"_
32 |
Порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе |
|
В соответствии со статьей 65 Федерального Закона 44-ФЗ от 05 апреля 2013 г. Любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. С "14" сентября 2015 г. до "25" сентября 2015 г. |
_" (цитата документации об Аукционе).
В соответствии с документацией об Аукционе, извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе установлены на 30.09.2015.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, дата окончания предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе согласно положениям части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть установлена на 30.09.2015.
Таким образом, Заказчик в документации об Аукционе не указал соответствующую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе.
Действия Заказчика, не указавшего в документации об Аукционе надлежащую дату окончания срока предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе, нарушают требования пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. При этом согласно требованиям части 6 статьи 65, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе по истечении срока для внесения изменений в документацию об электронном аукционе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе, цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 (далее - Правила от 25.11.2013 N1063).
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На основании изложенного, надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки (штрафа, пени) является включение в проект контракта пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6 - 8 Правил от 25.11.2013 N1063.
При этом включение в проект контракта ссылки на Правила от 25.11.2013 N1063 вместо установления вышеуказанных размеров пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.
Заказчик в проекте контракта к документации об Аукционе ответственность сторон изложил в следующей редакции:
"_
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
7.1. В случае просрочки исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по контракту стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
7.2. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного настоящим контрактом, поставщик вправе потребовать уплату пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного срока исполнения обязательства по настоящему контракту.
Размер такой пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
За ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязательств по настоящему контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик взыскивает штраф в размере 10 процентов от цены контракта Заказчик освобождается от уплаты пени и (или) штрафа, если докажет, что просрочка исполнения (ненадлежащего исполнения) указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине поставщика.
7.3. В случае просрочки исполнения поставщиком своих обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик обязан уплатить заказчику пеню.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом".
Поставщик освобождается от уплаты пени, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.
Уплата пени не освобождает поставщика от обязанности выплатить предусмотренный настоящим Контрактом штраф за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Уплата пени не освобождает Поставщика от надлежащего исполнения обязательств по настоящему контракту.
7.4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком своих обязательств по настоящему контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик взыскивает штраф в размере 2,5 процентов от цены контракта.
7.5. Уплата штрафа по контракту не освобождает поставщика от исполнения обязательств, предусмотренных настоящим контрактом.
7.6. В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней)" (цитата проекта контракта).
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен размер пени за просрочку исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, соответствующий требованиям Правил от 25.11.2013 N1063.
Данные действия Заказчика нарушают требования части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктов 6-8 Правил от 25.11.2013 N1063 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая приведенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 7 статьи 34, пункта 11 части 1 статьи 64, частей 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, пунктов 6-8 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063.
2. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать в виду заключения контракта по результатам закупки.
3. Передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС России материалы дела N06/20-16 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю N 06/519 (опубликовано 9 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016