Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области
от 8 февраля 2016 г. N РНП-49-07-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом, рассмотрела материалы, поступившие от Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная станция переливания крови" для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - Агаевой Л.П. при исполнении контракта по результатам проведения электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови" в 2015году" (реестровый номер 0347200001415002298).
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании подпункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки установила:
1. 25.09.2015 уполномоченным органом - Министерством экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов для ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови" в 2015году" (реестровый номер 0347200001415002298). Начальная (максимальная) цена контракта 166 639,80 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 1-2239ЭА-15 от 07.10.2015 г. было подано 2 аукционных заявки. Заявки участников с порядковыми номерами 4, 5 были допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 13.10.2015 N 2-2239ЭА-15, аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения аукциона ни один участник аукциона не подал предложение о цене гражданско-правового договора. Победителем признана ИП Агаева Людмила Павловна с ценой контракта 166 639,80 руб.
2. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
28.10.2015 г. между ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови" и ИП Агаевой Л.П. заключен договор N 0347200001415002298_194634 на поставку медицинских расходных материалов для ГБУЗ "Магаданская станция переливания крови" в 2015 году.
В соответствии с пунктом 7.6. Договора, настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон или решению суда, а также, в случае существенного нарушения договора одной из сторон, по основаниям предусмотренным гражданским законодательством.
Пунктом 3.1. Договора установлено, что поставка товара осуществляется по адресу Покупателя (г. Магадан, ул. Потапова, 2) полной партией в течение 30 дней с момента заключения настоящего договора. Поставщик поставляет товар в рабочие дни, время приема товара с 12 до 15 ч.
Из пояснений заказчика следует, что ИП Агаевой Л.П. нарушены сроки исполнения контракта. А именно, в установленный договором срок ИП Агаева Л.П. не поставила ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови" товар, в соответствии со спецификацией (Приложением N 1 к договору).
09.12.2015 г. в адрес ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови" от ИП Агаевой Л.П. поступило сообщение, из которого следует, что у ИП Агаевой Л.П. наступили обстоятельства непреодолимой силы, которые выразились в том, что ТЛК "Регион", обязуясь доставить товар для МОГБУЗ "Омсукчанская РБ" в течение 26-40 дней, не выполнила свои обязательства и доставила товар 04.12.2015 г. В связи с этим, у ИП Агаевой Л.П. не было денежных средств на выполнение контракта с ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови". ИП Агаева Л.П. обращалась в ПАО "Сбербанк", банк ООО "Лето банк" за получением кредита, но ей было отказано. В соответствии с ч.9 ст.34 Закона 44-ФЗ обстоятельства непреодолимой силы наступили по вине другой стороны. В соответствии с п.8 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и ч.1 ст.450 Гражданского кодекса РФ ИП Агаева Л.П. предложила расторгнуть Договор по соглашению сторон.
Заказчиком 15.12.2015 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с ИП Агаевой Л.П.
3. Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как следует из представленных материалов, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП Агаевой Л.П. было направлено 15.12.2015 по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также по адресу электронной почты.
Кроме этого, во исполнение требований ч.12 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчику необходимо было в течение трех рабочих дней с даты принятия решения, то есть не позднее 18.12.2015 г., разместить на Официальном сайте данное решение. Как следует из материалов дела, 15.12.2015 г. заказчиком была размещена на официальном сайте информация о расторжении контракта.
4. До рассмотрения дела по существу ИП Агаева Л.П. представила пояснения. Из пояснений следует, что у ИП Агаевой Л.П. сложились непредвиденные обстоятельства по вине третьей стороны, в частности, недобросовестность работы ТЛК "Регион", которая при поставке расходного материала для нужд МОГБУЗ "Омсукчанская районная больница" (Гражданско-правовой договор N 0347200001415002144-15), нарушила сроки поставки товара на 30 (тридцать дней), товар был доставлен ТЛК "Регион" в учреждение 11.12.2015 г., и несвоевременная оплата по Государственному контракту N 123 от 06.08.2015 г. для ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" (срок оплаты по Контракту в соответствии с п.3.5. Расчет с Поставщиком осуществляется Государственным заказчиком по факту поставки Товара в течение 20 календарных дней после надлежащего оформления документов.) Товар поставлен в учреждение 23.08.2015 г., фактический срок оплаты 16.12.2015 г.), в результате чего у ИП Агаевой Л.П. не оказалось денежных средств для закупки и поставки товара по Договору N 0347200001415002298_194634 на поставку медицинских расходных материалов для ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови" в 2015 года. ИП Агаева Л.П. обращалась за получением кредита в ПАО "Сбербанк" Московский банк ВСП N 01564, но был получен ответ, что в конце года заявки на получение кредита в сумме 100 000 (сто тысяч) не будут рассматриваться, поскольку очень маленькая сумма. Заявка в банке ООО "ЛЕТО БАНК" также была отклонена. ИП Агаева Л.П. предлагала Заказчику поставить товар после 20.12.2015 г., однако Заказчик не согласился. Хотя в соответствии с п.6.6 Договора N 0347200001415002298_194634 на поставку медицинских расходных материалов для ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови" в 2015 года при наступлении обстоятельств, повлекших невозможность полного или частичного исполнения любой из сторон обязательств по настоящему Договору (стихийные бедствия, катастрофы, забастовки, решения органов государственной власти или управления, повлекшие за собой невозможность исполнения настоящего Договора, или другие независящие от сторон обстоятельства), срок исполнения обязательств отодвигается соразмерно времени, в течение которого будут действовать такие обстоятельства. ИП Агаевой Л.П. Заказчиком были установлены жесткие сроки поставки до 20.12.2015 г., после чего Заказчик незамедлительно принял решение об одностороннем отказе.
Также ИП Агаева Л.П. пояснила, что она, как добросовестный поставщик, не нарушила сроки отправки товара по Гражданско-правовому договору N 0347200001415002144-15 от 28.09.2015 г. (срок отправки товара согласно накладной от 02.10.2015 г.) и по Государственному контракту N 123 от 06.08.2015 г. для ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" (товар доставлен в учреждение 23.08.2015 г.).
В ходе рассмотрения дела по существу Комиссией Магаданского УФАС России исследовались приложенные к пояснениям документы, а именно: счет N15-01193361243 от 12.08.2015 г. за услуги (ООО "Деловые Линии") по организации доставки груза; сообщение ГБУЗ "Ямало-Ненецкий окружной противотуберкулезный диспансер" о невозможности выплаты задолженности перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями по заключенным государственным контрактам до 20.12.2015 г.; платежное поручение N81 от 05.10.2015 г. за услуги (ООО "ТЛК Регион") по организации доставки груза по счету N00000728 от 02.10.2015 г.; товарно-транспортная накладная N 00000728 от 02.10.2015 г. по маршруту Москва-Магадан.
Рассмотрев все представленные материалы, Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу, что неисполнение ИП Агаевой Л.П. обязательств по рассматриваемому контракту вызвано неисполнением своих обязательств иными заказчиками.
В силу ч.3 ст.401 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, ссылка ИП Агаевой Л.П. на исполнение иных контрактов не может быть рассмотрена Комиссией как подтверждающая добросовестность участника закупки, так как ИП Агаева Л.П. не представила доказательств добросовестности поведения в рамках исполнения контракта с Заказчиком ГБУЗ "Магаданская областная станция переливания крови".
5. Включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности индивидуального предпринимателя в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
В данном случае, со стороны ИП Агаевой Л.П. усматриваются признаки недобросовестного поведения. С момента заключения контракта и до момента расторжения контракта в одностороннем порядке, со стороны ИП Агаевой Л.П. не было предпринято каких-либо мер для исполнения контракта и доставки товара по адресу, указанному Заказчиком.
В соответствии с ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе проведения проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта Комиссия Магаданского УФАС России пришла к выводу о том, что ИП Агаева Л.П. допустила существенные нарушения условий контракта, в связи с чем, подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со ст.104 Федерального Закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1062, Комиссия Магаданского УФАС России решила:
1. Сведения, представленные Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Магаданская областная станция переливания крови" в отношении ИП Агаевой Л.П. (ул. Целинная, 129/А, г. Сочи, Русская Мамайка, Краснодарский край, 354053), включить в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения договора сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Аагаевой Л.П. в Реестр недобросовестных поставщиков, считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 8 февраля 2016 г. N РНП-49-07-2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016