Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве
от 14 сентября 2015 г. N 4-14.3-896/77-15
Я, <> рассмотрев протокол от 31.08.2015 и материалы дела N 4-14.3-896/77-
15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ООО
"Здоровье", в связи с нарушением пунктов 5, 6, 7, 8 части 1 статьи 24
Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", при распространении в
эфире радиостанции "Радио России" рекламы медицинского прибора
"Биокорректор Люкс", ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи
14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее
- КоАП РФ),
в присутствии представителя ООО "Здоровье" <> установил:
ООО "Здоровье" (адрес: 109428, г. Москва, ул. Зарайская, д. 21) является
юридическим лицом, действующим на основании Устава, включено в Единый
государственный реестр юридических лиц за основным государственным
регистрационным номером 1117746787685, ИНН 7721737749, КПП 772101001.
ООО "Здоровье" 22.09.2014 в период с 09:00 до 10:00 в эфире
радиоканала "Радио России" распространило рекламу медицинского изделия
"Биокорректор Люкс".
Решением Комиссии Московского УФАС России по рассмотрению
дела N 3-24-102/77-15 о нарушении законодательства Российской Федерации о
рекламе от 23.07.2015 в указанной рекламе установлено нарушение требований
статьи 24 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе"
(далее - Закон о рекламе), а именно:
- нарушение пункта 5 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в
распространении рекламы медицинского изделия, содержащей утверждения или
предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо
расстройств здоровья;
- нарушение пункта 7 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в
распространении рекламы медицинского изделия, создающей впечатление
ненужности обращения к врачу;
- нарушение пункта 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, выразившееся в
распространении рекламы медицинского изделия, гарантирующей
положительное действие объекта рекламирования, его безопасность,
1
эффективность и отсутствие побочных действий.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, рекламой является информация,
распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых
средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение
внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к
нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о рекламе, объектом рекламирования
является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара,
изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо
мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль,
основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена
реклама.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе, под товаром понимается продукт
деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или
иного введения в оборот.
Спорная информация, распространенная в эфире радиоканала "Радио России",
представлена в форме диалога ведущего и гостя (представителя ООО "Здоровье), в
процессе которого рассказывается о методе лечения заболеваний посредством прибора
"Биокорректор Люкс", в том числе следующее:
- "А вот если не брать инфекционные поражения организма или
травмы, а вот именно на хронические болезни посмотреть. Причины у этих
заболеваний (у сердечных там, суставных, желудочных) у них схожие
причины - это нарушение в работе клеток в организме человека. Именно когда
клетки перестают нормально делиться, перестают, так сказать, работать так как
должны, возникают вот эти хронические проблемы, поэтому, сами понимаете,
так как все клетки в организме взаимосвязаны и обмениваются друг с другом
информацией, то когда появляется одно заболевание, оно влечет за собой
другое, то - третье, и вот получается, что в пожилом возрасте у человека букет
заболеваний.
- Понятно, ну если я Вас правильно понял, если причина на
клеточном уровне, то, значит, главная задача -это вот одновременно наладить
работу всех клеток организма, да А с помощью какого метода это можно
сделать
- Есть один метод, он открыт уже давно, несколько лет применяется
успешно и в Европе, и в Израиле, и в Китае. Это метод микрополяризации
клеток. Микрополяризация, это вот дословно, воздействие очень такими
слабыми импульсами тока, под действием которых клетки организма человека
начинают работать правильно и хорошо. Вот это клеточное лечение, метод
микрополяризации. Мало того, что здесь практически все возрастные болезни
лечатся - сердечно-сосудистые, суставные, эндокринные и даже желудочно-
кишечный тракт, так здесь еще минимум побочных эффектов и
противопоказаний, что тоже очень важно!
- В отличие от лекарств!
2
- В отличие от стандартных методик, да! Потому что одно лечим,
другое калечим. Это еще можно, когда вам там лет 30-40, когда вам 70-80 такой
принцип просто исключается. Ну и что самое главное, сейчас в Российской
Федерации есть очень хороший такой добротный и прекрасно себя показавший
медицинский прибор, который многим уже знаком. Он называется
"Биокорректор Люкс". Как раз аппарат "Биокорректор Люкс", дорогие друзья,
он лечит с использованием метода микрополяризации, то есть он действительно
лечит клетки организма человека.
- То есть именно он идеально подходит для пожилых людей у
которых уже в хроническую форму всякие болячки перешли.
- Абсолютно верно! Вне всякого сомнения, потому что он прост,
удобен, надежен, долговечен и плюс показывает очень хорошие результаты в
лечении, потому что все вот это болезни, ну согласитесь да, та же гипертония,
атеросклероз, сахарный диабет, артрит, артрозы, остеохондрозы - все это, в
основном, встречается тогда, когда человеку, скажем, уже за 60-70 лет. Вот
именно для таких возрастов.
- Когда стареть начинает организм.
- Конечно, вот для таких возрастов и разрабатывался "Биокорректор
Люкс", для того, чтобы помочь человеку по данным тяжелым заболеваниям. То
есть, во-первых, Вы поймите, Вы можете взять прибор на всю семью, потому
что прибор имеет функцию автонастройки. Он сам определяет заболевание, сам
начинает программу лечения и сам ее завершает.
- Просканирует организм, для начала, выявляет где и какие сбои, да
- Где клетки, так сказать, величина электромагнитного излучения
отличается от нормальной и он понимает какой орган работает хорошо, а какой
орган работает со сбоем, с болезнью. И таким образом, он подстроится под
меня, под Вас, под других членов семьи.
- То есть чисто объективный анализ происходит.
- Естественно! В этом-то и суть, потому что у одного человека
гипертония с причиной, скажем, в атеросклерозе сосудов, а у другого человека
та же гипертония, но с причиной, скажем, в печени и в почках. Поэтому одно и
то же, скажем, лекарство одному человеку поможет, другому не поможет, а
третьему навредит, а с "Биокорректором", он сам "Биокорректор Люкс"
подстраивается под ваш организм, сам находит нужную программу лечения.
- Ставит точный диагноз, в отличии от врача не ошибается и с
максимальной отдачей лечит. Давайте сразу дадим телефон, по которому наши
слушатели смогут связаться по специалистом: задать свои вопросы, узнать о
скидках, заказать "Биокерректор Люкс."
- Телефон горячей линии в Москве 84956519090. На данном телефоне
постоянно дежурят специалисты, Вы можете задать свой вопрос, спросить
насколько может помочь "Биокорректор Люкс" именно при вашем заболевании.
- Имеются противопоказания, необходимо проконсультироваться со
3
специалистом".
Прибор "Биокорректор Люкс" зарегистрирован в установленном
законодательством Российской Федерации порядке в качестве медицинского
изделия, что подтверждается сведениями, содержащимися в государственном
реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных
предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление
медицинских изделий (регистрационный номер медицинского изделия ФСР
2012/14041 от 02.11.2012).
Таким образом, объектом рекламирования в настоящем случае выступает
медицинское изделие "Биокорректор Люкс".
Спорная информация распространялась в эфире радиоканала "Радио России",
территорией распространения которого являются Российская Федерация и
зарубежные страны (свидетельство о регистрации средства массовой информации
N ФС77-48131 от 30.12.2011), а следовательно, была доступна для восприятия
неопределенному кругу лиц.
При этом, под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые
не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной
информации и конкретной стороны правоотношения, возникшего по поводу
реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации
как предназначенность для неопределенного круга лиц означает отсутствие в
рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на
восприятие которых реклама направлена.
Резюмируя изложенное, рассматриваемая информация отвечает всем
законодательно установленным признакам рекламы, а именно: содержит объект
рекламирования, распространялась неопределенному кругу лиц и, исходя из
способа распространения и содержания, направлена на привлечение внимания к
объекту рекламирования, а следовательно является рекламой в понимании
пункта 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Частью 1 статьи 24 Закона о рекламе установлены общие требования к
рекламе лекарственных средств. При этом, согласно части 4 статьи 24 Закона о
рекламе, требования пунктов 1 - 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе
распространяются также на рекламу медицинских изделий.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных
средств (медицинских изделий) не должна гарантировать положительное действие
объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных
действий.
В соответствии с пунктом 17 Медицинских критериев определения
степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 24.04.2008 N 194н, расстройство здоровья состоит во временном
нарушении функций органов и (или) систем органов, непосредственно
связанное с повреждением, заболеванием, патологическим состоянием,
обусловившее временную нетрудоспособность.
4
Таким образом, создание впечатления об эффективности медицинского
изделия возможно путем указания на факт его положительного влияния на
течение болезней, в том числе конкретных, их развития и предупреждения, а
также указание на факт положительного влияния такого объекта на нарушения
функций органов или систем организма, повреждения, патологические
состояния.
Содержание в рекламе медицинского изделия "Биокорректор Люкс"
следующих утверждений: "Как раз аппарат "Биокорректор Люкс", дорогие друзья,
он лечит с использованием метода микрополяризации, то есть он действительно лечит
клетки организма человека", ".он идеально подходит для пожилых людей у которых
уже в хроническую форму всякие болячки перешли", ".Вы можете взять прибор на
всю семью, потому что прибор имеет функцию автонастройки. Он сам определяет
заболевание, сам начинает программу лечения и сам ее завершает.", "Мало того, что
здесь практически все возрастные болезни лечатся - сердечно-сосудистые,
суставные, эндокринные и даже желудочно-кишечный тракт, так здесь еще минимум
побочных эффектов и противопоказаний, что тоже очень важно!", указывает на
положительное влияние данного изделия на течение и продолжительность
болезней, что может создать у потребителей рекламы впечатление
гарантированной безопасности и эффективности прибора.
Исходя из буквального прочтения рекламы медицинского изделия
"Биокорректор Люкс" следует, что она наряду с указанием заболеваний
(расстройств здоровья) прямо указывает на возможность положительного
влияния данного прибора на течение болезней, в том числе, конкретных. При
этом, рассматриваемая реклама не содержит каких-либо указаний на
возможность того, что положительный эффект от использования медицинского
прибора "Биокорректор Люкс" не будет достигнут.
Таким образом, при распространении рекламы медицинского изделия
"Биокорректор Люкс" установлено нарушение пункта 8 части 1 статьи 24 Закона о
рекламе.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных
средств (медицинских изделий) не должна создавать впечатление ненужности
обращения к врачу.
Между тем, в рассматриваемой рекламе содержатся утверждения: "Ставит
точный диагноз, в отличии от врача не ошибается и с максимальной отдачей лечит",
".Вы можете взять прибор на всю семью, потому что прибор имеет функцию
автонастройки. Он сам определяет заболевание, сам начинает программу лечения и
сам ее завершает".
Таким образом, из рекламы следует, что "Биокорректор Люкс" может
самостоятельно применяться всеми возрастными категориями лиц, поскольку аппарат
"сам определяет заболевание, сам начинает программу лечения и сам ее завершает", а
наличие в рекламе утверждения "ставит точный диагноз, в отличии от врача не
ошибается", дополнительно подчеркивает отсутствие необходимости в получении
предварительной консультации специалиста (врача).
5
При этом необходимо отметить, что медицинское изделие "Биокорректор
Люкс", согласно сведениям государственного реестра медицинских изделий и
организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих
производство и изготовление медицинских изделий, относится к медицинским
изделиям класса потенциального риска "2а", что учитывая положения
приложения N 2 к приказу Минздрава России от 06.06.2012 N 4Н "Об
утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий",
соответствует средней степени риска.
Инструкция по применению названного медицинского изделия содержит
ряд противопоказаний к его применению/использованию, в том числе:
злокачественные новообразования, нарушения свертываемости крови, острые
нарушения мозгового и коронарного кровообращения, беременность,
эпилепсия, наличие у пациента имплантируемого электрокардиостимулятора и
пр.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представляется очевидным,
что самостоятельное применение (использование) медицинского изделия
"Биокорректор Люкс", без предварительной консультации врача, является
небезопасным и связано с риском для здоровья потребителей, в то время как в
спорной рекламе утверждается обратное.
Таким образом, при распространении рекламы медицинского изделия
"Биокорректор Люкс" установлено нарушение пункта 7 части 1 статьи 24 Закона о
рекламе.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона о рекламе, реклама лекарственных средств
(медицинских изделий) не должна содержать утверждения или предположения о
наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств
здоровья.
В спорной рекламе сообщается: "он идеально подходит для пожилых людей
которых уже в хроническую форму всякие болячки перешли", "гипертония,
атеросклероз, сахарный диабет, артрит, артрозы, остеохондрозы - все это, в
основном, встречается тогда, когда человеку, скажем, уже за 60-70 лет. Вот
именно для таких возрастов _ и разрабатывался "Биокорректор Люкс", для
того, чтобы помочь человеку по данным тяжелым заболеваниям".
Таким образом, в рассматриваемой рекламе в утвердительной форме говорится
о том, что у пожилых людей встречаются такие болезни, как гипертония,
атеросклероз, сахарный диабет и т. д. Наличие таких утверждений в
совокупности с информацией о том, что данный прибор разрабатывался именно
для пожилых людей, приводит к созданию у потребителя рекламы впечатления о
наличии у данной возрастной группы определенных заболеваний, в том числе и
тяжелых.
Таким образом, при распространении рекламы "Биокорректор Люкс"
установлен факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 24 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не
соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о
6
рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, реклама медицинского изделия "Биокорректор Люкс",
распространенная в эфире радиостанции "Радио России" с нарушением пунктов
5, 7, 8 части 1 статьи 24 Закона о рекламе, является ненадлежащей.
Таким образом, установлено нарушение ООО "Здоровье" пунктов 5, 7, 8
части 1 статьи 24 Закона о рекламе.
Местом совершения административного правонарушения является
территория распространения средства массовой информации радиоканала
"Радио России", в том числе г. Москва.
Время совершения административного правонарушения - 22.09.2014
(дата выявления распространения рекламы медицинского изделия
"Биокорректор Люкс" в эфире радиоканала "Радио России").
Рассматриваемая реклама размещалась на основании Договора N РТРК-
111117-003 от 17.11.2011, Договора N РТРК-131218-001 от 18.12.2013,
Договора N РТРК-140905-001 от 05.09.2014 (далее - Договор), заключенного
между ЗАО "Видео Интернешнл - Радио" и ООО "Здоровье".
В соответствии с пунктом 2.1 Договора, ООО "Здоровье" заказывает, а
ЗАО "Видео Интернешнл - Радио", действуя в качестве агента на основании
соответствующего договора, заключенного с ФГУП "ВГТРК", обязуется
оказать услуги по проведению рекламных кампаний в рамках рекламных
проектов ООО "Здоровье", путем размещения рекламы в эфире одного или
нескольких каналов в соответствии с условиями настоящего Договора.
В соответствии с пунктом 3.1 Договора, предоставляемые
ООО "Здоровье" рекламные материалы по своему содержанию и оформлению
должны соответствовать требованиям действующего законодательства
Российской Федерации о рекламе и ООО "Здоровье" гарантирует ЗАО "Видео
Интернешнл - Радио" соответствие рекламы законодательству Российской
Федерации.
Исходя из текста рассматриваемой рекламы, ООО "Здоровье" является
продавцом медицинского изделия "Биокорректор Люкс".
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе, рекламодателем является
изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект
рекламирования и (или) содержание рекламы лицо. Таким образом,
рекламодателем рекламы является лицо, в чьих интересах осуществляется
распространение и размещение рекламы. Таким лицом может выступать
изготовитель, продавец, фирма, оказывающая услуги, государственный или
общественный орган, частное лицо и так далее.
На основании изложенного и принимая во внимание условия договора, а
также тот факт, что распространение спорной рекламы осуществлялось по
заказу и в интересах ООО "Здоровье" установлено, что ООО "Здоровье"
является рекламодателем рассматриваемой рекламы.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за
нарушение требований, установленных пунктами 5, 7, 8 части 1 статьей 24
7
Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Таким образом, ответственность за нарушение пунктов 5, 7, 8 части 1
статьей 24 Закона о рекламе при распространении 22.09.2014 в эфире радиоканала
"Радио России" рекламы медицинского изделия "Биокорректор Люкс" несет
ООО "Здоровье".
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или
законами субъектов Российской Федерации об административных
правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается
виновным в совершении административного правонарушения, если будет
установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации
предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были
приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина ООО "Здоровье" состоит в распространении 22.09.2014 в эфире
радиоканала "Радио России" рекламы медицинского изделия "Биокорректор
Люкс", с нарушением требований пунктов 5, 7, 8 части 1 статьей 24 Закона о
рекламе. Должностным лицом Московского УФАС России не установлено
объективных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение указанных
требований.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении
административного наказания юридическому лицу учитываются характер
совершенного им административного правонарушения, имущественное и
финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие
административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие
административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, а также
обстоятельств, отягчающих административную ответственность
ООО "Здоровье", не установлено.
В соответствии с частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, нарушение установленных
законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств,
медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а
также биологически активных добавок - влечет наложение административного
штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Таким образом штраф, подлежащий взысканию, составляет 200 000
рублей.
Руководствуясь статьями 33, 38 Закона о рекламе, статьями 4.1, 14.3,
23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, постановил:
8
За нарушение части 5 статьи 14.3 КоАП РФ назначить ООО "Здоровье"
(адрес: 109428, г. Москва, ул. Зарайская, д. 21, ОГРН 1117746787685,
ИНН 7721737749, КПП 772101001) административное наказание в виде
административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) рублей.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен
быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не
позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении
административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока
отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии
документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и
информации об уплате административного штрафа в Государственной
информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по
истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган,
должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти
суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его
неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке,
предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма
административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Суммы штрафов, уплаченных за нарушение законодательства Российской
Федерации о рекламе, зачисляются в соответствующие бюджеты в
соотношении:
- 40% в Федеральный бюджет;
- 60% в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого
зарегистрировано ООО "Здоровье", перечислением через банк,
обслуживающий хозяйствующий субъект.
Реквизиты для уплаты административных штрафов, предусмотренных за
нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (квитанция
прилагается):
Получатель: УФК по г. Москве (для Московского УФАС России)
Банк получателя: Отделение 1 Москва
ИНН 7706096339
КПП 770101001
БИК 044583001
р/с 40101810800000010041
КБК 161 1 16 26000 01 6000140
ОКТМО 45375000
Назначение платежа: административный штраф по делу
N 4-14.3-896/77-15.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного
9
штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном
размере суммы неуплаченного административного штрафа.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ
постановление по делу об административном правонарушении может быть
обжаловано в арбитражном суде в течение десяти суток со дня вручения или
получения копии постановления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу
об административном правонарушении вступает в законную силу после
истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об
административном правонарушении, если указанное постановление не было
обжаловано или опротестовано.
Приложение на 1 листе.
10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 сентября 2015 г. N 4-14.3-896/77-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016