Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
от 28 января 2016 г. N 76
Резолютивная часть решения оглашена "14" января 2016 года
В полном объеме решение изготовлено "28" января 2016 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии: Гагариной И.В. - руководителя Курганского УФАС России, членов Комиссии: Киселевой Т.С. - и.о. заместителя руководителя Курганского УФАС России; Фоминых М.М. - государственного инспектора отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Курганского УФАС России, рассмотрев дело N 76 по признакам нарушения ОАО "Курганская генерирующая компания" (место нахождения: 640000, г.Курган, проспект Конституции, 29А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
Основанием для возбуждения дела послужили материалы рассмотрения заявления ТСЖ 131А (далее также - Заявитель), зарегистрированного по адресу: г.Курган, ул.К.Мяготина, д.131 А, о проверке на соответствие нормам антимонопольного законодательства действий ОАО "Курганская генерирующая компания" по уклонению от установки общедомового прибора учета тепловой энергии.
Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 01 октября 2015 г. N 203 возбуждено дело N76 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО "Курганская генерирующая компания" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в уклонении от установки/оборудования общедомовыми приборами учета тепловой энергии, горячего водоснабжения многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г.Курган, ул.Коли Мяготина, 131А.
Как следует из материалов дела N 76 о нарушении антимонопольного законодательства, 07 августа 2014 года ОАО "Курганская генерирующая компания" выдало ТСЖ 131 А параметры для проектирования реконструкции системы отопления и ГВС с последующей установкой узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения в жилом доме по адресу: г.Курган, ул.К.Мяготина, 131А (письмо ОАО "КГК", исх.N 2114 от 07.08.2014 г., далее по тексту- Параметры для проектирования).
Согласно Параметрам для проектирования Заявителю надлежало выполнить проект системы отопления и ИТП, разработать проект узла учета тепловой энергии, проект реконструкции системы теплоснабжения согласовать с ОАО "Курганская генерирующая компания", Управлением Ростехнадзора по Курганской области, до начала выполнения работ представить в ОАО "КГК" согласованную проектную документацию.
В октябре 2014 года проектная документация направлена на согласование в ОАО "КГК", на что ОАО "КГК" ответом N 10/3 от 12 января 2015 года указало на необходимость получения согласия собственников помещений многоквартирного дома N 56 по ул.Володарского на изменение (реконструкцию) внутридомомой системы отопления многоквартирных домов N131А по ул.Коли Мяготина и N 56 по ул.Володарского.
В рамках рассмотрения дела N 76 ОАО "Курганская генерирующая компания" представлены пояснения, согласно которым на ТСЖ 131 А возложена ответственность за содержание и эксплуатацию сетей теплоснабжения, проходящих по подвалу многоквартирного дома N 131А по ул.К.Мяготина в г.Кургане (по мнению Ответчика, Заявитель фактически не отрицает факт балансовой принадлежности указанных сетей). На основании изложенного, на ТСЖ 131А, как на владельца сетей теплоснабжения, к которым присоединен многоквартирный дом N 56 по ул.Володарского в г.Кургане, возложена обязанность не препятствовать передаче тепловой энергии. Именно по этой причине ОАО "Курганская генерирующая компания" отказало в согласовании проекта реконструкции системы теплоснабжения рассматриваемого многоквартирного дома.
Уточнив позицию, Ответчик по делу N76 указал, что ресурсоснабжающая организация не настаивала на обязанности ТСЖ 131 А согласовывать реконструкцию системы теплоснабжения многоквартирного дома N 131А по ул.К.Мяготина в г.Кургане, ранее существующая переписка по рассматриваемому вопросу носит рекомендательный характер. У собственников имущества в рассматриваемом многоквартирном доме отсутствует обязанность согласовывать принимаемые ими решения по вопросам содержания общедомового имущества. Рекомендации даны с целью недопущения ущемления интересов жильцов многоквартирного дома N 56 по ул.Володарского в г.Кургане владельцем сетей теплоснабжения, к которым они опосредованно присоединены. Представители ОАО "Курганская генерирующая компания" указали, что буквальное содержание проекта реконструкции свидетельствует о том, что ТСЖ 131 А предполагает вывести из эксплуатации сети, посредством которых осуществляется подача коммунальных ресурсов в многоквартирный дом N 56 по ул.Володарского в г.Кургане. Ответчик по делу N76 указал, что поскольку в ходе рассмотрения дела выяснилось наличие расстояния между многоквартирными домами N 86 по ул.Володарского и N 131 А по ул.К.Мяготина в г.Кургане, позиция Общества о наличии статуса общедолевого имущества у сетей теплоснабжения/горячего водоснабжения, с помощью которых осуществляется подача коммунальных ресурсов в многоквартирные дома (N 131, 131А по ул.К.Мяготина, N56 по ул.Володарского в г.Кургане), изменилась, - Общество не относит рассматриваемое имущество к общедолевому имуществу собственников указанных выше многоквартирных домов.
Представители Заявителя настаивали на заявленных требованиях, указали что ОАО "Курганская генерирующая компания" незаконно возлагает на собственников помещений многоквартирного дома N 131 А по ул. К.Мяготина в г.Кургане обязанность содержания сетей теплоснабжения/горячего водоснабжения, проходящих через подвальное помещение рассматриваемого дома и предназначенных для предоставления коммунальных услуг собственникам более одного многоквартирного жилого дома. Представители ТСЖ 131 А сообщили, что собственники вынуждены были произвести ремонт указанных выше транзитных сетей, поскольку принадлежащее им имущество (подвальное помещение) являлось подтопленным, а ресурсоснабжающая организация, как лицо, фактически эксплуатирующее указанные сети (получающая доход от их эксплуатации), отказалось нести эксплуатационную ответственность за их содержание. Кроме того, у ТСЖ 131 А не было оснований полагать, что Параметры для проектирования, выданные ОАО "Курганская генерирующая компания", носят рекомендательный характер.
Администрацией города Кургана в материалы дела N 76 представлены документы о передаче на баланс МУП "Городские электрические сети" транзитных сетей отопления, горячего водоснабжения, в том числе по адресам: К.Мяготина, 131 и К.Мяготина 131 А в городе Кургане (письмо исх.N 1-30/2167 от 21 октября 2015 года). Письмом, исх.N 1-30/2713 от 11 декабря 2015 года, Администрация города Кургана сообщила, что в настоящее время указанные выше объекты инженерной инфраструктуры (транзитные сети отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов NN 131, 131 А по ул.К.Мяготина в городе Куране) в Реестре объектов муниципальной собственности не значатся. При этом документы (акты возврата имущества из пользования МУП "Городские электрические сети"; документы о прекращении, изменении прав муниципального образования г.Курган на транзитные сети отопления, горячего водоснабжения по адресам: К.Мяготина, 131 и К.Мяготина 131-А; документы об исключении рассматриваемых транзитных сетей из Реестра объектов муниципальной собственности), истребованные запросом Курганского УФАС России, исх.N 04-08/5833-15 от 01 декабря 2015 года, Администрация города Кургана не представила в материалы антимонопольного дела.
ООО "Восток-Центр", исх.N 2355 от 05 ноября 2015 года, сообщило, что в 2014 году Общество участвовало в судебном процессе по делу N33-2232/2014 о признании незаконными действий ОАО "Курганская генерирующая компания" по оказанию услуги горячего водоснабжения жильцам многоквартирного дома N 56 по ул.Володарского в г.Кургане с нарушением требований СанПин 2.1.4.2496-09. ООО "Восток-Центр" представило в материалы дела копии судебных актов, которые, по мнению лица, имеют значение для исследования обстоятельств рассматриваемого дела.
Комиссия, проанализировав документы и информацию, представленные ответчиком по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 76, установила следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, является доминирующим.
В соответствии с определением, данным в статье 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", теплоснабжение представляет собой обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 029-2007, рынок теплоснабжения относится к разделу Е "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", подразделу ЕА "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", классу 40 "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и горячей воды", подклассу 40.3 "Производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)".
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно части 1 статьи 548 Гражданского Кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 указанного кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет определить процесс теплоснабжения как технологический процесс, который включает следующие стадии: производство, передачу и сбыт тепловой энергии.
Таким образом, в отношении многоквартирного дома N 131 А по ул. К.Мяготина в городе Кургане все стадии процесса теплоснабжения осуществляет ОАО "Курганская генерирующая компания".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее по тексту - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче тепловой энергии являются сферой деятельности субъекта естественных монополий. Согласно статье 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Следовательно, ОАО "Курганская генерирующая компания" являясь субъектом естественных монополий, занимало доминирующее положение на рынке услуг теплоснабжения в границах присоединенных сетей до внешней стены многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Курган, ул.К.Мяготина, д.131А.
2. Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в редакции Федерального закона от 05.10.2015 N 275-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
В силу пункта 1 статьи 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).
В соответствии с пунктом 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Из содержания пункта 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в МКД в отношениях с третьими лицами, в том числе путем обращения в антимонопольный орган.
На основании вышеизложенного, учитывая позицию ФАС России от 28.12.2015 N СП/75571/15 "О направлении разъяснений", дело N 76 о нарушении антимонопольного законодательства, основанием для возбуждения которого послужило обращение объединения граждан (ТСЖ 131 А), вне связи с осуществлением предпринимательской деятельности, интересы которых ущемлены рассматриваемыми действиями ОАО "Курганская генерирующая компания", результатом которых не является и не может являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, которые не связаны с ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, подлежат прекращению по основанию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Таким образом, поступившее в антимонопольный орган заявление ТСЖ 131 А об ущемлении доминирующим хозяйствующим субъектом его интересов в связи с исполнением обязательств, возникающих из договорных или преддоговорных отношений, подлежит направлению в Роспотребнадзор для рассмотрения в соответствии с компетенцией, поскольку в указанном случае гражданин (объединение граждан) должен пользоваться правами, предоставленными ему Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
При этом Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по рассмотрению дела N 76 установила следующее.
Исходя из содержания статей 14, 16, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах городского округа водоснабжения и теплоснабжения отнесена к вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному Постановлению и созданные до его принятия, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
На основании анализа Постановления Администрации города Кургана N 2648 от 02 сентября 2005 года "О приеме-передаче объектов коммунального хозяйства в муниципальную собственность", установлено, что по состоянию на дату вынесения указанного Постановления МУП "Городские электрические сети" постановлено принять на баланс в хозяйственное ведение имущество муниципального образования (города Кургана) - транзитные сети отопления, горячего водоснабжения, в том числе расположенные в подвальных помещениях многоквартирных домов NN 131, 131А по ул. К.Мяготина в городе Кургане.
Письмом, исх.N 1-30/2713 от 11 декабря 2015 года, Администрация города Кургана сообщила, что в настоящее время указанные выше объекты инженерной инфраструктуры (транзитные сети отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов NN 131, 131 А по ул.К.Мяготина в городе Кургане) в Реестре объектов муниципальной собственности не значатся. При этом документы (акты возврата имущества из пользования МУП "Городские электрические сети"; документы о прекращении, изменении прав муниципального образования г.Курган на транзитные сети отопления, горячего водоснабжения по адресам: К.Мяготина, 131 и К.Мяготина 131-А; документы об исключении рассматриваемых транзитных сетей из Реестра объектов муниципальной собственности), истребованные запросом Курганского УФАС России, исх.N 04-08/5833-15 от 01 декабря 2015 года, Администрацией города Кургана не представлены.
Таким образом, антимонопольный орган приходит к выводу о наличии в действиях Администрации города Кургана признаков бездействия, выразившегося в не реализации собственником имущества (транзитных сетей отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов NN 131, 131 А по ул.К.Мяготина в городе Кургане) обязанностей по его содержанию. Данные действия могут нарушать права значительного числа граждан (собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: г.Курган, ул.К.Мяготина д.131, ул.К.Мяготина д. 131А).
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 5, частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
Признать доминирующее положение АО "Курганская генерирующая компания" на рынке услуг теплоснабжения на территории г. Кургана в границах присоединенных тепловых сетей АО "Курганская генерирующая компания" по январь 2016 года включительно.
Прекратить рассмотрение дела N 76 в отношении ОАО "Курганская генерирующая компания" по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции - в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
Передать материалы антимонопольного дела N 76 в Прокуратуру города Кургана для проверки действий (бездействия) органов местного самоуправления города Кургана по непринятию мер по обслуживанию сетей, проходящих в подвальных помещениях многоквартирных домов NN 131, 131 А по ул. К.Мяготина в г.Кургане.
Передать материалы антимонопольного дела N 76 (заявление ТСЖ 131 А, копию решения по делу N 76 от 28 января 2016 года) в Управление Роспотребнадзора по Курганской области для рассмотрения по подведомственности.
Председатель Комиссии: |
_____________________И.В. Гагарина
|
Члены Комиссии: |
______________________Т.С.Киселева
_____________________М.М.Фоминых
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 28 января 2016 г. N 76
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016