Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
N 07/03-16-3 (опубликовано 27 января 2016 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Фуфачевой И.Н. - зам. руководителя управления ФАС по Кировской области;
Членов комиссии:
Панкратовой В.Д. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области;
Анохина М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ управления ФАС по Кировской области,
в присутствии:
<> - представителя КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок, по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ", установила:
15.01.2016 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель) на действия Администрации Слободского района Кировской области (далее - Заказчик), КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая" (номер извещения 0340200003315004028).
Заявитель указывает в жалобе, что Заказчик в нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе):
1. В аукционной документации не установлено требование энергетической эффективности в отношении товаров, используемых при выполнении работ (в частности: светильники, котел, краны шаровые).
2. Заказчик некорректно указал код закупки ОКПД 45.21.15.120, т.к. помимо общестроительных работ в предмет контракта входит поставка оборудования (стирально-отжимная машина, сушильная машина, шкаф холодильный, плита электрическая и др.)
3. В информационной карте установлены избыточные требования к составу второй части заявки, когда помимо допуска СРО на генподряд требуются также допуски на каждый вид работ в отдельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе Заявителю, Заказчику, Уполномоченному органу направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. В рассмотрении жалобы, назначенной на 21.01.2016 г., объявлялся перерыв на 25.01.2016.
Заказчик, Уполномоченное учреждение представили запрашиваемые документы и пояснения по существу жалобы. Указывают, что в соответствии с абз. 3 п. 4 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (далее - Правила), в случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности. Ни Закон о контрактной системе, ни положения Правил не содержат норм, обязывающих Заказчика устанавливать такие требования, т.к. они уже установлены Правилами. Кроме того, раздел 7 тома 11 "Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и, сооружений приборами учета используемых ресурсов" рабочей документации по объекту закупки содержат мероприятия по обеспечению энергетической эффективности. Согласно п. 9.8 проекта муниципального контракта по объекту закупки строительно-монтажные работы и необходимые для их выполнения материалы и оборудование должны соответствовать требованиям, заложенным в проектно-сметной документации. Код закупки ОКПД определен как наиболее подходящий по предмету закупки, обязанность указывать несколько кодов Законом о контрактной системе не установлена. Пункт 8.2 Информационной карты изложен в новой редакции (изменения от 18.12.2015 N 2177-01-02), согласно которой требуется предоставление копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (в случае привлечения субподрядной организации). 33.3 Жилищно-гражданское строительство. Считают жалобу не подлежащей удовлетворению.
Заявитель, извещенный о дате и времени рассмотрения жалобы, на заседание комиссии Кировского УФАС России явку представителя не обеспечил.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России (21.01.2016) представители Заказчика и Уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях на жалобу.
Заказчик и Заявитель, извещенные о дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва, явку представителей не обеспечили. Заказчик направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
14.12.2015 на официальном сайте размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая" (номер извещения 0340200003315004028). Начальная (максимальная) цена контракта - 53 382 598 руб.
1. Относительно не установления требования энергетической эффективности в отношении товаров, используемых при выполнении работ, комиссия Кировского УФАС установила следующее.
Согласно абз. 3 п. 4 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1221 (далее - Правила), в случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности. Ни Закон о контрактной системе, ни положения Правил не содержат норм, обязывающих Заказчика устанавливать такие требования в документации об электронном аукционе. Пунктом 9.8 проекта муниципального контракта по объекту закупки установлено, что строительно-монтажные работы и необходимые для их выполнения материалы и оборудование должны соответствовать требованиям, заложенным в проектно-сметной документации. Раздел 7 тома 11 "Перечень мероприятий по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и, сооружений приборами учета используемых ресурсов" рабочей документации по объекту закупки содержит мероприятия по обеспечению энергетической эффективности, что свидетельствует о применении при выполнении работ товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности.
Данная информация подтверждает соблюдение Заказчиком требований законодательства РФ по энергетической эффективности. Довод жалобы Заявителя необоснован.
2. Относительно некорректного указания Заказчиком кода закупки ОКПД 45.21.15.120 установлено следующее.
Предметом закупки является выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая. Согласно ОКПД код 45.21.15.120 - работы общестроительные по возведению зданий образовательных и культурных учреждений. Указанный код соответствует предмету закупки и обоснованно установлен Заказчиком. Установление данного кода закупки не ограничивает права потенциальных участников аукциона, в т.ч. Заявителя, на подачу заявки на участие в аукционе. Согласно протоколу рассмотрения заявок от 22.01.2016 на аукцион подано 23 заявки. Довод жалобы Заявителя необоснован.
3. Относительно избыточных требований к составу второй части заявки установлено следующее.
Согласно документации в соответствии со статьей 30 Федерального закона N 44-ФЗ выставлено преимущество участникам, привлекающим субъекты малого предпринимательства в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта, и участникам, привлекающим социально ориентированные некоммерческие организации в качестве соисполнителей, субподрядчиков для исполнения контракта.
В соответствии с п. 8.2 Информационной карты (изменения от 18.12.2015 N 2177-01-02), во второй части заявки участник аукциона предоставляет копию выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (в случае привлечения субподрядной организации).
33.3 Жилищно-гражданское строительство.
Копий иных допусков СРО во второй части заявки не требуется, что свидетельствует о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Таким образом, жалоба Заявителя не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, Комиссией Кировского УФАС России в соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Согласно Технической части (Аукционному заданию) по объекту закупки требуется выполнение работ по установке противопожарных дверей (п. 43), пожарной сигнализации (п. 192-196).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 3 ст. 3 Закона о лицензировании лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В соответствии с Перечнем работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" к перечню указанных работ и услуг относятся:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов
7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ
8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах
9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов
10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций
11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Следовательно, Заказчик при проведении электронного аукциона обязан устанавливать в документации об электронном аукционе требования о наличии во второй части заявки копий всех тех лицензий, без которых невозможно поставить товар, выполнить работы или оказать услуги, заявленные на электронный аукцион, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения процедур закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате проведения закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Установление в документации требования о предоставлении в составе заявки лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, не противоречит действующему законодательству и сложившейся практике среди организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке строительно-монтажных работ, а также не допускает ограничений количества участников.
Документация об электронном аукционе не содержит требования к участникам о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также не предусматривает в составе второй части заявки копию указанной лицензии, что является нарушением п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Устранение допущенного нарушения возможно путем выдачи Заказчику предписания об устранении допущенного нарушения.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России решила:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на действия Администрации Слободского района Кировской области, КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" при проведении электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ с установкой и монтажом оборудования по объекту: Детский сад на 96 мест в дер. Стулово Слободского района Кировской области по ул. Садовая" (номер извещения 0340200003315004028).
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
Зам. председателя комиссии И.Н. Фуфачева
Члены комиссии В.Д. Панкратова
С.Е.Анохин
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области N 07/03-16-3 (опубликовано 27 января 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016