Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия
N АА 06-06/2015-455 (опубликовано 30 декабря 2015 г.)
Комиссия Удмуртского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_> - председатель Комиссии, заместитель руководителя Удмуртского УФАС России;
члены Комиссии:
<_> - начальник отдела контроля товарных и финансовых рынков;
<_> - старший государственный инспектор отдела контроля товарных и финансовых рынков;
<_> - специалист-эксперт отдела контроля товарных и финансовых рынков (отсутствует);
рассмотрев дело N АА 06-06/2015-455 о нарушении ООО "Удмуртские коммунальные системы", ПАО "Т Плюс" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"),
в отсутствии представителей
Заявителя - <_> уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении N42600992158404),
ответчика - ООО "Удмуртские коммунальные системы", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении N42600992158411),
ответчика - ПАО "Т Плюс", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении N42600992158367),
заинтересованного лица - ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (почтовое уведомление о вручении N42600992158381), установила:
В Удмуртское УФАС России (вх.N7933 от 02.10.2015 года) поступило заявление <_> на бездействие ООО "Удмуртские коммунальные системы", выразившиеся в неподаче тепловой энергии в целях отопления в многоквартирный дом N17 по ул. Ленинградской г. Сарапула.
Приказом N331 от 24.11.2015 года было возбуждено дело N АА06-06/2015-455 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС"), ПАО "Т Плюс" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" по факту непоставки тепловой энергии в целях отопления в многоквартирный дом N17 по ул. Ленинградской г. Сарапула с началом отопительного сезона.
Определением от 24.11.2015 года рассмотрение делаNАА06-06/2015-455 о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 24.12.2015 года.
Комиссия Удмуртского УФАС России на основании рассмотренных документов и информации установила следующее.
ООО "Городская управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Сарапула" (далее - ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула") является управляющей организацией по отношению к многоквартирному дому N17 по ул. Ленинградской г. Сарапула в соответствии с договором N270 от 01.01.2014 года (далее - договор от 01.01.2014 года).
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 01.01.2014 года, ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обязуется, в том числе, предоставлять коммунальные услуги собственникам многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская.
Согласно пункту 2.7 договора от 01.01.2014 года, ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обязано обеспечивать предоставление собственникам и лицам, пользующимся помещениями многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская, коммунальных услуг, перечисленных в Приложении N3 к договору.
Пунктом 2 Приложения N3 к договору от 01.01.2014 года установлено, что к коммунальным услугам относится, в том числе, услуга по отоплению.
В соответствии с пунктом 3.1.1.15 договора от 01.01.2014 года, ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обязуется определять ресурсоснабжающие организации в целях заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 3.1.1.16 договора от 01.01.2014 года, ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обязуется организовывать заключение и сопровождение договоров с ресурсоснабжающими организациями, необходимых для исполнения обязательств по договору.
Пунктом 3.1.1.19 договора от 01.01.2014 года закреплено, что ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обязуется осуществлять контроль за надлежащим исполнением ресурсоснабжающими организациями обязательств, установленных заключенными договорами.
В соответствии с пунктом 8.1 договора от 01.01.2014 года стороны несут материальную ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств по договору.
Таким образом, исходя из условий договора от 01.01.2014 года, отсутствие со стороны ресурсоснабжающей организации подачи тепловой энергии в целях отопления с началом отопительного сезона делает невозможным выполнение обязательства со стороны ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" по договору от 01.01.2014 года, так как ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" в таком случае не имеет возможности предоставить собственникам помещений в многоквартирном доме N17 по ул. Ленинградской в г. Сарапуле коммунальную услугу по отоплению.
Между ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" и ООО "УКС" был заключен договор теплоснабжения N1087 от 01.01.2010 года (далее - договор от 01.01.2010 года).
Согласно пункту 1.1 вышеуказанного договора ООО "УКС" обязуется подавать ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" тепловую энергию в горячей воде, а ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обязуется своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и теплоноситель.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора от 01.01.2010 года ООО "УКС" обязуется подавать ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" тепловую энергию в горячей воде в соответствии с установленными договором условиями, в количестве, предусмотренном Приложением N1 к договору.
В Приложении N1 к договору от 01.01.2010 года указан, в том числе, перечень многоквартирных домов, в который входит многоквартирный дом N17 по ул. Ленинградской в г. Сарапуле.
В Удмуртском УФАС России отсутствуют сведения, что договор от 01.01.2010 года расторгнут. Вместе с тем, Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики (исх.N11-09/8789 от 21.12.2015 года) были представлены сведения, согласно которым ООО "УКС" не является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по поставке тепловой энергии конечным потребителям в г. Сарапуле, следовательно, не осуществляет деятельность на рынке реализации тепловой энергии.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего дела ООО "УКС" не осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирный дом N17 по ул. Ленинградская в г. Сарапуле.
В соответствии с представленной в Удмуртское УФАС России информацией, ОАО "Волжская ТГК" (в настоящее время - ПАО "Т Плюс") и ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" находятся в стадии урегулирования разногласий по договору теплоснабжения NСП1087 от 01.01.2015 года (далее - договор от 01.01.2015 года), согласно которому ПАО "Т Плюс" обязуется подавать ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей сетевой воде, а ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обязуется принимать и оплачивать тепловую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим потребления тепловой энергии.
Согласно пункту 1.2 договора от 01.01.2015 года ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" является исполнителем (поставщиком) коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов и жилых домов, указанных в Приложении N3 к договору, приобретает тепловую энергию в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в названных домах коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
В соответствии с Приложением N3 к договору, в перечень многоквартирных домов входит многоквартирный дом N17 по ул. Ленинградская в г. Сарапуле.
Пунктом 2.2.1 договора от 01.01.2015 года установлено, что ПАО "Т Плюс" обязано подавать тепловую энергию в точки поставки, в количестве, режиме, предусмотренном Приложением N1 к договору, с качеством, предусмотренном законодательством РФ.
В соответствии с пукнтом 2.2.6 договора от 01.01.2015 года ПАО "Т Плюс" обязано обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность обслуживаемых тепловых сетей и оборудования, предназначенных для подачи тепловой энергии в точки поставки.
Согласно пункту 2.5.2. договора от 01.01.2015 года ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" вправе получать тепловую энергию в количестве, режиме и с качеством, позволяющими ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" обеспечить предоставление соответствующих коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домов и (или) жилых домов, теплоснабжение которых осуществляется в рамках договора.
Пунктом 8.1 договора от 01.01.2015 года закреплено, что поставка ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" тепловой энергии на цели отопления осуществляется в пределах отопительного периода, начало и окончание которого устанавливается в соответствии с действующим законодательством с учетом климатических данных.
Несмотря на то, что договор от 01.01.2015 года находится в стадии урегулирования разногласий, согласно акту сверки взаимных расчетов за период с 01.01.2015 года по 31.08.2015 года между ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" и ПАО "Т Плюс" по договору покупки Т/Э СП1087, услуги по теплоснабжению в период с 01.01.2015 года по 31.08.2015 года оказывались.
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N354, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).
В соответствии с пунктом 7 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.
Пунктом 30 Правил установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил.
Таким образом, поставку тепла в отношении многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская в г. Сарапуле осуществляет ПАО "Т Плюс".
В соответствии с Постановлением Администрации г. Сарапула от 28.09.2015 года N2564 "О начале отопительного периода", отопительный период в г. Сарапуле начинается с 29.09.2015 года.
30.09.2015 года ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" направило в адрес ПАО "Т Плюс" и ООО "УКС" письмо с просьбой обеспечить запуск тепла по многоквартирным домам в соответствии с Постановлением Администрации г. Сарапула "О начале отопительного периода" N2564 от 28.09.2015 года, к которому были приложены паспорт готовности жилищного фонда к отопительному сезону и акт проверки готовности к работе в осенне-зимний период 2015-2016 гг.
В соответствии с отчетом о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, составленного на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, подача тепла в многоквартирный дом по адресу: г. Сарапул, ул. Ленинградская, 17, была осуществлена 06.10.2015 года.
Согласно пункту 5 Правил, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципальных образований.
Согласно части 3статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ) муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, в пункте 2.6.9 которых предусмотрено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.
Таким образом, Администрация г. Сарапула является органом местного самоуправления, уполномоченным в соответствии с действующим законодательством определять сроки начала отопительного периода.
Исходя из вышеизложенного, Постановлением Администрации г. Сарапула от 28.09.2015 года N2564 "О начале отопительного периода" является обязательным для исполнения на территории г. Сарапула.
Администрация г. Сарапула имеет право установить более ранние сроки начала отопительного сезона, чем предусмотренные положением пункта 5 Правил.
Данное положение подтверждается судебной практикой.
Согласно Постановлению ФАС Поволжского округа от 24.09.2013 года по делу NА06-7603/2012, установление органом местного самоуправления более ранних сроков начала отопительного сезона в условиях нестабильной температуры наружного воздуха, то есть оказания услуг теплоснабжения в более ранние период по сравнению с установленными в пункте 5 вышеуказанных Правил предоставления коммунальных услуг, направлено на защиту прав граждан - потребителей таких услуг, а также на обеспечение нормальной работы социальных организаций.
Согласно Определению ВАС РФ от 20.01.2014 года N ВАС-19364/13 по делу NА06-7603/2012, пунктом 5 Правил предоставления коммунальных услуг определены условия, при которых подача теплоносителя для нужд отопления является обязательной в силу внешних факторов. Муниципальный орган вправе, исходя из интересов потребителей, установить более ранние сроки начала отопительного сезона, чем сроки, установленные Правилами.
Следовательно, ПАО "Т Плюс" при определении срока подачи отопления в многоквартирные дома г. Сарапула должно было руководствоваться датой начала отопительного сезона - 29.09.2015 года, утвержденной Постановлением Администрации г. Сарапула от 28.09.2015 года N2564 "О начале отопительного периода".
Согласно отчету о потреблении тепловой энергии и теплоносителя, составленного на основании показаний общедомового прибора учета тепловой энергии, подача тепла в многоквартирный дом по адресу: г. Сарапул, ул. Ленинградская, 17, была осуществлена 06.10.2015 года.
Таким образом, подача тепловой энергии в целях отопления в отношении многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградской в г. Сарапуле поступила на 7 дней позже начала отопительного сезона в г. Сарапуле.
Документы, указывающие на невозможность подачи тепловой энергии в целях отопления с началом отопительного сезона в г. Сарапуле в отношении многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская, ПАО "Т Плюс" в Удмуртское УФАС России не представило.
Исходя из вышеизложенного, ПАО "Т Плюс" не смогло обеспечить подачу тепловой энергии в целях отопления в отношении многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская в г. Сарапуле с 29.09.2015 года.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
В соответствии с аналитическим отчетом от 22.12.2015 года о результатах анализа состоянию конкурентной среды на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах г. Сарапула за период с 01.01.2015 года до 01.10.2015 года, ПАО "Т Плюс" занимает долю на рынке в размере 77,5 %.
Таким образом, положение ПАО "Т Плюс" на рынке услуг по теплоснабжению в географических границах г. Сарапула за период с 01.01.2015 года до 01.10.2015 года является доминирующим.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Учитывая тот факт, что ООО "УКС" не оказывает услуги теплоснабжения в отношении многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская в г. Сарапуле, Удмуртским УФАС России не установлено нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО "УКС" в части непоставки тепловой энергии в рассматриваемый многоквартирный дом.
Бездействие ПАО "Т Плюс" привели к непоставке тепловой энергии в целях отопления в адрес многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградской г. Сарапула, что привело к нарушению прав жильцов многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская в г. Сарапуле, а также к ущемлению интересов ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" как управляющей организации рассматриваемого многоквартирного дома.
На основании изложенного, бездействие ПАО "Т Плюс", выразившееся в непоставке тепловой энергии в целях отопления в адрес многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградской г. Сарапула с 29.09.2015 года по 05.10.2015 года, является злоупотреблением доминирующим положением и приводит к нарушению части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Решение принимается Комиссией с учетом правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Постановление ВАС РФ N30 от 30.06.2008 года "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства").
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции").
Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статей 3 и 10 Закона "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
Несоблюдение ПАО "Т Плюс" требований, установленных Правилами, накладывает на жильцов многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградской в г. Сарапуле, а также ООО "ГУК в ЖКХ г. Сарапула" как управляющей организации рассматриваемого многоквартирного дома, неразумное ограничение возможности получения услуги теплоснабжения.
Комиссия, принимая во внимание, что теплоснабжение в отношении многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградская в г. Сарапуле восстановлено 06.10.2015 года, пришла к выводу, что нарушение и его последствия устранены в добровольном порядке.
В соответствии со статьей 48 Закона "О защите конкуренции", данное обстоятельство является основанием для прекращения дела в связи с устранением нарушения и его последствий.
Руководствуясь статьями 10, 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона "О защите конкуренции", пунктами 3.135, 3.136, 3.137, 3.140, 3.147, 3.148 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339 Комиссия решила:
Признать ПАО "Т Плюс" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части допущения занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом бездействия, выразившееся в непоставке тепловой энергии в целях отопления многоквартирного дома N17 по ул. Ленинградской г. Сарапула с 29.09.2015 года по 05.10.2015 года.
2. Рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО "Т Плюс" прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Удмуртия N АА 06-06/2015-455 (опубликовано 30 декабря 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016