Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
от 3 сентября 2015 г. N 382
Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - *** рассмотрев постановление прокуратуры Темниковского района Республики Мордовия о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.03.2015 г. и материалы дела об административном правонарушении (вх. N 3190 от 20.08.2015 г.), возбужденного в отношении заместителя главы администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия ***, назначенный на должность Распоряжением Главы администрации Темниковского городского поселения от 18.10.2014 г. N 46а,
в присутствии:
*** установил:
Прокуратурой Темниковского района Республики Мордовия 14.08.2015 г. проведена проверка исполнения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия, расположенной по адресу: Кирова ул., д. 26, Темников г., Республика Мордовия, 431220.
Согласно извещению N 0109300002615000003 о проведении запроса котировок, опубликованному 13.03.2015 года на официальном сайте в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru администрацией Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовияобъявлен запрос котировок на поставка трактора "Беларус МТЗ-82.1.У1" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 400 000 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация, а именно информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 Закона о контрактной системе (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как установлено, в извещении о проведении Запроса котировок, утвержденном заместителя главы администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия *** предметом является поставка трактора определенного товарного знака и модели "Беларус МТЗ-82.1.У1" без использования слов "или эквивалент"
Как установлено, правообладателем в Российской Федерации товарного знака "Беларус", является производственное объединение "Минский тракторный завод им.В.И. Ленина" (Номер регистрации: 346090, дата истечения срока действия регистрации: 18.01.2017; Дата регистрации: 20.03.2008; номер заявки: 2007701032, Дата регистрации: 20.03.2008)
Использование в описании объекта закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, а также требования к товарам и т.д., влечет за собой ограничение конкуренции при проведении закупки ввиду сокращения числа подрядчиков, исполнителей государственных контрактов, которые могли бы принять участие в закупке.
Обладая индивидуально-определенными свойствами, объект поставки привлекает к участию в закупочной деятельности специфический круг поставщиков, исполнителей. Применение к описанию объекта закупки требований или указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя и т.д., ведет к отказу от участия в закупочной деятельности лиц, заинтересованных в поставке товаров, оказании услуг. Это свидетельствует об ограничении конкуренции, что приводит к сокращению числа потенциальных участников государственного контракта.
При этом ограничением участия в закупке считается не только, когда включение в документацию об Аукционе не соответствующих закону указаний (требований) реально послужило основанием для отказа в участии в аукционе конкретному лицу, но также в случае, если после включения в документацию таких указаний (требований) исключается возможность допуска к участию в аукционе для лиц, предлагающих товары с иными товарными знаками, знаками обслуживания, фирменными наименованиями, но и отвечающими потребностям заказчика.
Кроме того, на участие в запросе Котировок была подана только одна единственная заявка (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в запросе котировок от 24.03.2015 года N 0109300002615000003), также указывает на наличие признаков ограничения конкуренции.
Кроме того, по результатам рассматриваемого запроса котировок в результате неправомерного установления требований по поставке трактора товарного знака "Беларус МТЗ-82.1.У1", не достигнута цель, устанавливающая единый порядок для осуществления закупок товаров, работ, услуг, в том числе в целях предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При этом из материалов дела следует, что в результате неправомерных действий должностного лица *** допущено ограничение конкуренции и муниципальный контракт заключен с единственным поставщиком *** по начальной (максимальной) цене контракта, что повлекло неэффективное использование бюджетных средств.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям федерального закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 107 Федерального закона лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания данной статьи, под должностным лицом следует понимать лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29-7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ.
Решением Главы администрации Темниковского городского от 18.10.2014 г. N 46а ****назначен на должность заместителя главы администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
Постановлением администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 01.10.2014 г. N 145 "Об изменении состава комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд" председателем комиссии назначении ***. (приложение N 2).
Согласно "Положению о комиссии по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия" (далее -Положение) приложение N 1 к постановлению Главы администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 28.03.2011 г. N 51, в числе полномочий председателя комиссии определено следующее:
- в соответствии с п. 6.6.9 Положения председатель комиссии подписывает извещение о проведении запроса котировок, Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам, Протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе и Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе и Протокол аукциона.
- в соответствии с п. 9.1. Положения члены комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и настоящего Положения, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт совершения административного правонарушения в отношении ***. подтверждается постановлением прокуратуры Темниковского района Республики Мордовия о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.08.2015 года и иными материалами дела об административном правонарушении (вх. N 3191 от 20.08.2015 г.).
***, относительно доводов, указанных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14 августа 2015 года, не возражал, с выявленным нарушением был согласен.
Таким образом, должностное лицо Мордовского УФАС России *** приходит к выводу о наличии в действиях *** нарушений законодательства о контрактной системе, выразившихся во включении требований в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1. статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4.1. статьи 7.30 КоАП РФ включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Срок давности привлечения *** к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства о контрактной системе, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В силу статьи 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Положения статьи 25.1, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о праве знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, обжаловать постановление по делу, а также иные процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ и положения статьи 51 Конституции Российской Федерации, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга или близких родственников лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, разъяснены и понятны.
Руководствуясь статьями 23.48, 23.66, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать заместителя главы администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия ***, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Наложить на заместителя главы администрации Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района Республики Мордовия *** административный штраф в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Согласно Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. N 384-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и приказу ФАС N 102/14 от 18.02.2014 г. "О наделении и порядке осуществления территориальными органами ФАС России полномочий главного администратора (администратора) доходов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов" денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских поселений, налагаемые Мордовским УФАС России по постановлению от 03.09.2015 года.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Сумму штрафа необходимо перечислить на счёт казначейства:
Получатель: ИНН 1326136739 КПП 132601001 УФК по Республике Мордовия (Мордовское УФАС России, л/с 04091091570) код администратора доходов (КБК) 161 116 33050 13 6000 140 ОКТМО 89649101; Банк получателя: Отделение - НБ Республики Мордовия БИК 048952001 Расчётный счёт 40101810900000010002; Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для нужд городских поселений, налагаемые Мордовским УФАС России по постановлению от 03.09.2015 года.
Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу: (8342) 24-34-62.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Копию квитанции об оплате необходимо представить в Мордовское УФАС России по тел./факс (8342) 24-34-62, либо по электронной почте to13@fas.gov.ru.
Заместитель руководителя Управления ***
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 3 сентября 2015 г. N 382
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.2.2016