Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области
от 13 января 2016 г. N 18541
Комиссия Московского областного УФАС России (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения": _ (по доверенности),
в отсутствие представителей ООО "КОМ СНАБ", уведомленного о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "КОМ СНАБ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений: "Ремонтно-строительные работы в помещениях корп. 018" (закупка
N 31503059332 на официальном сайте Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос предложений) в соответствии со статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Запроса предложений.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения", утвержденным приказом генерального директора от 30.03.2012 N 104 (далее - Положение).
По мнению Заявителя, его законные права нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию Запроса предложений, содержащую положения, несоответствующие Закону о закупках и Положению.
Рассмотрев жалобу Заявителя, возражения Заказчика, представленные Заказчиком и размещенные на Официальном сайте информацию и документы, Комиссия установила.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией Запроса предложений, протоколами, составленными при проведении закупки:
дата размещения извещения на Официальном сайте - 08.12.2015;
начальная (максимальная) цена договора - 92 192 655,04 руб.;
дата и время окончания срока подачи заявок - 24.12.2015 в 10:00;
дата и время рассмотрения заявок - 24.12.2015 в 10:00;
Запрос предложений признан несостоявшимся так как на дату и время окончания срока подачи заявок не поступила ни одна заявка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Пунктом 1 части I § 9 Положения определено, что при закупке способом проведения конкурентных процедур устанавливается обязательное требование к участникам закупки: Участник процедуры закупки должен соответствовать требованиям, предъявляемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Заявитель в жалобе указал, что заказчик в пункте 18 информационной карты документации Запроса предложений установил требование о наличии у участников закупки действующей лицензию ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, ограничивающие количество участников закупки.
Комиссия установила, что в пункте 19 информационной карты документации Запроса предложений Заказчик установил требование к участникам закупки о наличии у участников закупки действующей лицензию ФСБ на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.1995
N 5485-1 "О государственной тайне" допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
На заседании Комиссии Заказчик представил доказательства того, что выполнение работ, являющихся объектом закупки, связанно с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Заявитель в жалобе указал, что заказчик в пункте 18 информационной карты документации Запроса предложений установил ограничивающие количество участников закупки требование о наличии у участников закупки действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Комиссия установила, что в пункте 19 информационной карты документации Запроса предложений Заказчик установил требование к участникам закупки действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом, Заказчик установил следующие виды работ согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона России
от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень): пункты 2, 2.1, 2.4, 3, 3.1, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 7, 7.1, 7.2, 9, 9.1, 9.2, 10, 10.1, 10.4, 10.5, 11, 11.1, 12, 12.3, 12.5, 12.8, 12.9, 12.10, 12.11, 12.12, 13, 13.1, 13.2, 14, 14.1, 14.2, 15, 15.1, 15.2, 15.4, 15.5, 15.6, 17, 17.1, 17.4, 24, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12, 24.14, 33, 33.1, 33.1.6. При этом, в пункте 20.2 информационной карты документации Запроса предложений Заказчик установил требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений копии указанного свидетельства.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам (далее - свидетельство СРО).
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупке в соответствии с положениями пункта 1 части I § 9 Положения, должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Действия Заказчика, установившего в Документации требование о наличии у участников Конкурса свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ и требование о предоставлении в составе заявки на участие в Запросе предложений копии такого свидетельства, нарушают пункт 1 части I § 9 Положения, и не соответствует пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу об обоснованности данного довода жалобы.
Кроме того, Комиссия установила, что в пункте 19.9 информационной карты документации Запроса предложений Заказчик установил требование к участникам закупки, что участник закупки должен иметь опыт выполнения аналогичных работ не менее 3-х лет.
Указанное требование ставит в неравное положение участников закупки, зарегистрированных менее трех лет предложений и ограничивает возможность их участия в Запросе предложений, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На заседание Комиссии Заказчик не представил обоснование установленному ограничению в отношении участников закупки, зарегистрированных менее трех лет.
Таким образом Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком
пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части утверждения документации, содержащей требования к участникам закупки и к составу документов, предоставляемых участниками закупки в заявке несоответствующие Положению и пункту 2 части 1 статьи 3 Закону о закупках.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Заявитель в жалобе указывает, что установленное Заказчиком требование об обеспечении исполнения договора противоречит пункту 5 § 10 Положения так договором не предусмотрено авансирование.
Комиссия установила, что согласно пункту 5 § 10 Положения Заказчик вправе установить в документации процедуры закупки требование об обеспечении исполнения договора, заключаемого по результатам проведения процедуры закупки. Обеспечение исполнения договора устанавливается в размере не меньшем, чем размер аванса.
При этом, Положение не содержит требования об установлении обеспечения исполнения договора только при наличии авансирования по договору.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
В соответствии с пунктами 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом информационной открытости закупки.
Комиссия установила, что Заказчик в Конкурсной документации установил критерии оценки: "Цена договора", "Качество выполнения работ и квалификация участника запроса предложений".
При этом, по критерию "Качество выполнения работ и квалификация участника запроса предложений" установлены подкритерии: "порядок выполнения работ", "обеспеченность квалифицированным персоналом для выполнения работ по предмету запроса предложений", "опыт выполнения аналогичных видов работ", "деловая репутация".
По подкритерию "обеспеченность квалифицированным персоналом для выполнения работ по предмету запроса предложений" установлен следующий порядок оценки: "Вмахki = 30
- 30 баллов - за наличие более 80 специалистов в штате участника закупки, выполняющих работы (услуги) по предмету запроса предложений (согласно требованиям Технического задания);
- 20 баллов - за наличие от 51 до 80 специалистов в штате участника закупки, выполняющих работы (услуги) по предмету запроса предложений (согласно требованиям Технического задания);
- 10 баллов - за наличие от 15 до 50 специалистов в штате участника закупки, выполняющих работы (услуги) по предмету запроса предложений (согласно требованиям Технического задания);
-0 баллов - за наличие до 15 специалистов в штате участника закупки, выполняющих работы (услуги) по предмету запроса предложений (согласно требованиям Технического задания)".
Установленный Заказчиком порядок оценки не позволяет однозначно установить количество баллов, которое будет присвоено за предложение 15 специалистов, а также не позволяет однозначно определить требования Заказчика в части "выполняющих работы (услуги) по предмету запроса предложений", что не позволяет участникам закупки сделать вывод сведения о каких специалистах будут учтены комиссией Заказчика.
Также, по подкритерию "опыт выполнения аналогичных видов работ" установлен следующий порядок оценки: "Вмахki = 30
- 30 баллов - более 15 договоров на сумму не менее 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей каждый, выполненных в 2013 - 2015 г.г.;
- 10 баллов - от 6 до 10 договоров на сумму не менее 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей каждый, выполненных в 2013 - 2015 г.г.;
- 5 баллов - от 1 до 5 договоров на сумму не менее 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей каждый, выполненных в 2013 - 2015 г.г.;
- 0 баллов - отсутствие договоров на сумму не менее 50 000 000 (пятьдесят миллионов) рублей каждый, выполненных в 2013 - 2015 г.г.".
Установленный Заказчиком порядок оценки не содержит количество баллов, которое будет присвоено за предложение от 11 до 15 договоров, а также требования Заказчика в отношении того какие договоры будут признаны комиссией Заказчика аналогичными.
Следовательно, установленный Заказчиком критерии и порядок оценки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о нарушении Заказчиком
пунктов 12 и 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в части утверждения Конкурсной документации, не содержащей критерии и порядок оценки, соответствующие требованиям Закона о закупках.
Указанные действия содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 18.1, 23 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "КОМ СНАБ" обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 9, 12 и 13
части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Передать материалы дела N 07-32-18541/15 по выявленным нарушениям Закона о закупках соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
ПРЕДПИСАНИЕ по делу N 07-32-18541/15
по жалобе на нарушения при организации и проведении торгов,
а также порядка заключения договоров
13.01.2016 г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Управление) по рассмотрению жалоб на нарушения при организации и проведении торгов, а также порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:
на основании Решения от 13.01.2016 N 07-32-18541/15, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "КОМ СНАБ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский институт машиностроения" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений: "Ремонтно-строительные работы в помещениях корп. 018" (закупка
N 31503059332 на официальном сайте Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Запрос предложений), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Заказчику в срок 3 рабочих дня с момента получения настоящего Предписания (в том числе посредством электронной почты):
отменить все протоколы, составленные в ходе проведения Запроса предложений;
вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Запросе предложений и уведомить их о прекращении действия поданных заявок и о возможности подать новые;
Заказчику в срок 5 рабочих дня с момента получения настоящего Предписания (в том числе посредством электронной почты):
- привести извещение о проведении Запроса предложений и документацию Запроса предложений в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и с учетом решения
от 13.01.2016 N 07-32-18541/15 и разместить на Официальном сайте;
назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений, дату вскрытия конвертов с заявками на участие в Запросе предложений, дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Запросе предложений, а также разместить на Официальном сайте информацию о таких датах. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Запросе предложений должна быть назначена в срок, установленный Законом о закупках.
Заказчику осуществить дальнейшее проведение Конкурса в соответствии с требованиями Закона о закупках и с учетом решения от 13.01.2016 N 07-32-18541/15.
Заказчику в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения настоящего Предписания (в том числе посредством электронной почты) представить в Управление подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте to50@fas.gov.ru и to50-kavchenko@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 13 января 2016 г. N 18541
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.2.2016