Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю
N 02-06-23-2016 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии - руководитель управления;
члены Комиссии:
начальник отдела антимонопольного контроля и рекламы;
главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля и рекламы;
в присутствии:
-представителя ООО "Фортуна Плюс";
в отсутствие:
- заявитель,
- заинтересованное лицо;
рассмотрев дело N 23 по признакам нарушения ООО "Фортуна Плюс" пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе); установила:
В Забайкальское УФАС России поступили материалы от Управления Роспотребнадзора по Забайкальскому краю указывающие на признаки нарушения ООО "Фортуна Плюс" законодательства о рекламе.
Из указанных материалов следует, что в магазине "Привозъ" (ООО "Фортуна Плюс"), по адресу г. Чита, ул. Весенняя, 18, распространялась реклама следующего содержания: "Выгодно, 30% скидка. Ежедневно с 20:00 до 8:00 скидка 30% на все салаты и мясную кулинарию собственного производства".
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Пункт 2 статьи 3 Закона о рекламе определяет объект рекламирования как товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная выше информация, соответствует понятию рекламы, закрепленному в действующем законодательстве, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - продуктам (указанным в рекламе) реализуемым со скидкой 30 % в магазине Привозъ" (ООО "Фортуна Плюс"), по адресу г. Чита, ул. Весенняя, 18 и способствует продвижению обозначенных товаров на рынке.
Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Указанная выше реклама содержит признаки нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
Определением от 19 ноября 2015 года Забайкальским УФАС России возбуждено дело N 23 в отношении ООО "Фортуна Плюс" по признакам нарушения пункта 4 части 3 статьи 5 и части 7 статьи 5 Закона о рекламе.
ИП Бажин Ю.В. привлечен к участию в деле N 23 в качестве заинтересованного лица.
ООО "Фортуна Плюс" представлены письменные пояснения, из которых следует, что нарушение законодательства о рекламе было допущено должностным лицом ООО "Фортуна Плюс", ООО "Фортуна Плюс" приняты меры по устранению указанного выше нарушения.
Комиссия Забайкальского УФАС России, рассмотрев обстоятельства дела, исследовав имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, установила следующее.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.
9 октября 2015 года в магазине "Привозъ" (ООО "Фортуна Плюс"), по адресу г. Чита, ул. Весенняя, 18, распространялась реклама следующего содержания: "Выгодно, 30% скидка. Ежедневно с 20:00 до 8:00 скидка 30% на все салаты и мясную кулинарию собственного производства".
Рассматриваемая реклама направлена на формирование у потребителей желания приобрести рекламируемый товар по указанной цене с учетом скидки 30 %.
Информация о цене товара является существенной для потребителей рекламы и необходима для принятия осознанного решения по рекламируемой услуге. Недостоверность в рекламе какой-либо информации о рекламируемом товаре приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой.
В соответствии с представленными в материалы дела фотографиями индивидуальной упаковки товара и копии чека от 9.10.2015, 23:04 N 3.1580.41 стоимость закуски "Корейская из Ашлям-Фу" составляет 329 рублей за килограмм, стоимость закуски "Мясо с Чесноком" составляет 454 рубля за килограмм.
Из копии кассового чека следует, что товар был приобретен в 23 часа 04 минуты, т.е. в период действия акции.
Таким образом, в соответствии с рекламной акцией, на приобретенный товар должна была быть предоставлена скидка 30 %.
Как следует из кассового чека от 9.10.2015, 23:04 N 3.1580.41, закуска "Корейская из Ашлям-Фу" была продана по цене 329 рублей за килограмм, закуска "Мясо с Чесноком" была продана по цене 454 рубля за килограмм, т.е. без учета скидки 30%.
Следовательно, реклама - " Выгодно, 30% скидка. Ежедневно с 20:00 до 8:00 скидка 30% на все салаты и мясную кулинарию собственного производства " является недостоверной, поскольку содержит не соответствующие действительности сведения о цене данного товара.
На основании изложенного выше, Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что реклама, размещенная в магазине "Привозъ" (ООО "Фортуна Плюс"), по адресу г. Чита, ул. Весенняя, 18, следующего содержания: "Выгодно, 30% скидка. Ежедневно с 20:00 до 8:00 скидка 30% на все салаты и мясную кулинарию собственного производства", нарушает требования установленные пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, т.к. содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости товара.
В силу части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Из представленных ООО "Фортуна Плюс" пояснений следует, что скидка 30 % не была представлена покупателю в виду технического сбоя и ненадлежащего исполнения обязанностей должностными лицами, следовательно факт нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе не подтверждается.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.
Рекламодателем в силу пункта 5 статьи 3 Закона о рекламе является изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В соответствии с чеком от 9.10.2015, 23:04 N 3.1580.41, приложенным к заявлению, продавцом рекламируемого товара является ООО "Фортуна Плюс".
Таким образом, рекламодателем является ООО "Фортуна Плюс".
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, изучив имеющиеся материалы дела, пришла к выводу, что ООО "Фортуна Плюс", являясь рекламодателем указанной выше рекламы, имело возможность для соблюдения требований пункта 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
ООО "Фортуна Плюс" представлены доказательства устранения указанного выше нарушения, а именно письменные пояснения, приказ о проведении проверки, объяснительная должностного лица.
Руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе; пунктами 37, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденных Постановлением правительства РФ от 17.08.2006 N 508; пунктом 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденного приказом ФАС от 23.11.2012 N 711/12, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную в магазине "Привозъ" (ООО "Фортуна Плюс"), по адресу г. Чита, ул. Весенняя, 18, следующего содержания: "Выгодно, 30% скидка. Ежедневно с 20:00 до 8:00 скидка 30% на все салаты и мясную кулинарию собственного производства", поскольку она нарушает требования, установленные пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Признать ООО "Фортуна Плюс" (ОГРН: 1127536004738) нарушившим требования установленные пунктом 4 части 3 статьи 5 Закона о рекламе.
3. Предписание не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения законодательства о рекламе лицом, совершившим такое нарушение.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Забайкальского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 КоАП.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю N 02-06-23-2016 (опубликовано 25 февраля 2016 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 29.2.2016