Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 3 марта 2016 г. N 22-0В-16
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению жалоб, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьёй 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
<_>
с участием представителей:
от заявителя ООО "Новоалтайская специализированная передвижная механизированная колонна 1072" (далее - ООО "НСПМК 1072") - Г<_> (по доверенности);
от Некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" - Б<_> (по доверенности), М<_> (по доверенности).
рассмотрев жалобу ООО "НСПМК 1072" (вх. N 161750 от 18.02.2016) в отношении Некоммерческой организации Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Региональный оператор) при проведении открытого конкурса N8-КР-18.11.2015, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов. установила:
26.11.2015 в сети "Интернет" на сайте http://fkr22.ru было размещено извещение о проведении конкурса N 8-КР-18.11.2015, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (далее - конкурс N 8-КР-18.11.2015).
В своей жалобе Заявитель указывает, на то, что в составе Конкурсной документации к конкурсу N8-КР-18.11.2015, (далее - Конкурсная документация) отсутствует проектно-сметная документация, утвержденная организатором конкурса, также, в ведомостях объемов работ, указанная стоимость работ не соответствует фактической стоимости (занижение и завышение цены).
В Конкурсной документации установлены специальные требования к претендентам на участие в конкурсе, а именно: наличие лицензии на осуществление деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", на следующие виды работ: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах. На сайте МЧС России, опубликованы организации, имеющие данные лицензии, с разбивкой по регионам. Победители конкурса: ООО "Медиан - Строй, ООО "Ремкровля", ООО "ПФК БЕЛАН" - в данном реестре отсутствуют.
ООО "НСПМК 1072" была подана заявка для участия в данном конкурсе, в допуске к участию в конкурсе было отказано по основаниям, предусмотренным п.2.11.7 Конкурсной документации, п. 53 Постановления Администрации Алтайского края от 02.09.2014 N 418 "Об утверждении порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Порядок), в связи с отсутствием документа, указанного в п.2.6.9. Конкурсной документации (справка ИФНС); в п. 2 в части "Ведомости материалов "Кислород технический газообразный" претендентом указаны следующие характеристики: кислород технический газообразный, второго сорта, объемная доля кислорода 99,7 %, объёмная доля водяных паров 0,007, объемная доля водорода 0,3%. Отказ аргументирован тем, что сумма показателей 100,007 % не может соответствовать действительности.
В техническом задании Конкурсной документации нет указания на реквизиты какого-либо конкретного нормативного документа, которому должен соответствовать кислород технический, газообразный.
По лотам 8,9,11,12,15,16 Заявителю было отказано для участия в данном конкурсе, в связи с тем, что в ведомости материалов, в п.2 по материалам "Сталь листовая оцинкованная, тип 1", Сталь листовая оцинкованная, тип 2", Сталь листовая оцинкованная, тип 3", массовая доля примесей (общая) была указана - 0,0295 %.
Также, от ООО "НСМПК 1072" в адрес Регионального оператора неоднократно направлялись запросы о разъяснении положений Конкурсной документации конкурса N 8-КР-18.11.2015, ответ на них дан не был.
Представители Некоммерческой организации Регионального оператора Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - Региональный оператор), считают доводы Заявителя неосновательными, в виду следующего.
Региональный оператор создан для определенных целей, для достижения которых имеет ряд ограниченных законом функций. Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта, в объеме и в сроки, которые предусмотрены Краевой программой, данная обязанность регламентирована ч.1 ст. 182 Жилищного Кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ и ч.4 Закона Алтайского края от 28.03.2013 N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края".
Согласно п.4.2 Порядка, закреплены документы, необходимые для участия в конкурсе, одним из таких документов является справка из налогового органа о размере задолженности претендента, по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний календарный год, полученную не ранее чем за три месяца до даты подачи заявки.
Касательно довода Заявителя о наличии проектно-сметной документации в составе Конкурсной документации, то для исполнения данных требований в Конкурсную документацию конкурса 08КР -18.11.2015 внесено требование к претендентам о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе локальных сметных расчетов. Данным условием объединены разработка документации на производство работ и производство таких работ. Требование о предоставлении локальных сметных расчетов подтверждает тот факт, что после заключения договора подряда работы по капитальному ремонту будут проводиться именно на основании сметной документации. Заявителем данное требование было также исполнено.
Доводы жалобы о ценах, проводимого капитального ремонта, выразившиеся в несоответствии представления заявителя о стоимости работ, Представители Регионального оператора также считают не обоснованными, в связи с тем, что данные цены устанавливаются на основании краткосрочного плана капитального ремонта, утвержденного высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и Региональный оператор проводит выполнение капитального ремонта только по видам работ указанным в названном плане.
Согласно п. 2.4.2 Конкурсной документации указаны специальные требования к участникам конкурса, а именно: наличие лицензии на осуществление деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", на следующие виды работ: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах. Участниками конкурса: ООО "Меридиан - Строй, ООО "Ремкровля", ООО "ПФК БЕЛАН" данное требование было соблюдено, в связи с чем, данные организации были допущены до участия в конкурсе.
Выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, а также изучив предоставленные сторонами доказательства и документы, имеющие отношение к содержанию жалобы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" 26.07.2006 N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ст. 167 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ Региональный оператор создается на основании нормативно-правового акта субъекта РФ. В Алтайском крае Региональный оператор создан на основании Постановления Администрации Алтайского края от 25.03.2014 N 133 "О создании некоммерческой организации "Региональный оператор Алтайского края "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов". Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете Регионального оператора. Региональный оператор проводит конкурсные процедуры по привлечению подрядных организаций.
Данная деятельность регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ, Законом Алтайского края от 28.06.2013 N 37-ЗС "О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края", Постановлением Администрации Алтайского края от 02.09.2014 N 418 "Об утверждении порядка привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме".
Данные законодательные акты, определяют основополагающие начала для разработки и утверждения документации в данном виде деятельности.
Согласно пп. 1.4, 3.4 Порядка, Организатор конкурса самостоятельно утверждает форму заявки и перечень входящих в ее состав документов. Также, согласно п. 1.6. "Методических рекомендаций по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов." утвержденных решением Госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 05.10.2010, протокол N 194, подготовка конкурсной документации осуществляется организатором конкурса, в соответствии с Типовой конкурсной документацией по проведению открытых конкурсов по привлечению подрядных организаций.
На данный период времени на федеральном и региональных уровнях существуют программы реализации капитального ремонта на различных территориях.
В Алтайском крае действует краевая программа "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы.
Целями является - создание системы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края.
Задачами - своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края, поддержка инициативы населения в сфере обеспечения сохранности многоквартирного жилищного фонда.
Конкурсная документация на проведение конкурса N8-КР-18.11.2015, на право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов утверждена приказом Регионального оператора N 109 от 19.11.2015.
Согласно п.4.1. Порядка к претендентам на участие в конкурсе установлены общие требования, одним из требований является отсутствие задолженности у претендента по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонда за последний завершенный отчетный период.
Согласно п.4.2.Порядка, для участия в конкурсе претенденты подают заявку по форме, утверждённой организатором конкурса, документы указанные в Конкурсной документации, в том числе: справку из налогового органа о размере задолженности претендента по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний календарный год, полученную не ранее чем за три месяца до дота подачи заявки.
При изучении заявки Заявителя, Комиссией УФАС выявлено, что в составе заявки приложена справка ИФНС, состоящая из двух листов, представляющих не идентичные документы, в связи с чем, не возможно удостовериться в отсутствии задолженности претендента по налогам, сборам и иным обязательным платежам. Сведения об отсутствии задолженности подтверждается справкой об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, выданная налоговым органом (код по КНД 1120101), данный документ в заявке ООО "НСПМК 1072" отсутствует.
Согласно п. 2.2. ч.2 Конкурсной документации, любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение пяти рабочих дней со дня поступления указанного запроса Организатор конкурса обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснение положений Конкурсной документации лицу, от которого поступил запрос.
ООО "НСПМК 1072" обращался за разъяснением положений Конкурсной документации (исх.N 1 от 23.12.2015), ответ от Регионального оператора был дан 24.12.20015 N 06-07-3789-15, каких-либо других зарегистрированных запросов на разъяснение положений Конкурсной документации в адрес Регионального оператора не поступало.
Таким образом, обязанность Регионального оператора по разъяснению положений Конкурсной документации соблюдена.
Согласно п.п. 3.4. п. 3 Порядка в состав Конкурсной документации включается проектно-сметная документация на капитальный ремонт многоквартирного дома, утвержденная организатором конкурса в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Согласно п.п. 3.9 п.3 Постановления Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации", основанием для определения сметной стоимости строительства (в том числе капитального ремонта) могут являться: исходные данные заказчика для разработки сметной документации.
Исходные данные, являются базисом, для определения стоимости работ.
В конкурсной Документации на проведение конкурса N8-КР-18.11.2015, проектно-сметная документация не утверждена и не включена в состав конкурсной Документации, что является нарушением установленного Порядка.
Данные денежные средства расходуются в соответствии с краткосрочными планами капитального ремонта (краевая программа Алтайского края "Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края" на 2014 - 2043 годы"), утверждаемым высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, Региональный оператор проводит выполнение капитального ремонта только по видам работ указанным в вышеуказанных планах.
Согласно, п.2.4.2. Конкурсной документации, специальными требованиями к претендентам, установлены: наличие лицензии на осуществление деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", на следующие виды работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преград, выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Статьей 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п.15, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень работ, составляющих указанную деятельность. В перечень входит п.8, п.10 (монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах, выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций).
Согласно письму от 01.02.2013 N 19-1-13-381 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, обязаны иметь соответствующую лицензию МЧС России.
Согласно ч.2 т. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическим лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими ли юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, лицо осуществляющее строительство, вправе выполнить определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно, либо с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
На сайте МЧС http://www.mchs.gov.ru/document/222187 размещен реестр организаций, имеющих указанные лицензии, предоставленные главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации и региональными центрами МЧС России (в данном случае Сибирский Федеральный округ). В данном реестре указаны организации, являющиеся субподрядными (ООО "Окраина").
Участниками конкурса N 8КР-18.11.2015: ООО "Меридиан - Строй", ООО "Ремкровля", ООО "ПФК БЕЛАН" предоставлены в составе заявки копии свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданных в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624, содержащих работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), а также лицензии на осуществление деятельности согласно Постановлению Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", на следующие виды работ: выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций, монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах, а также имеются документы, подтверждающие намерение претендентов привлечь для выполнения работ, требующих наличие лицензии МЧС, субподрядные организации. На данные субподрядные организации (ООО "Окраина") представлены соглашения о намерениях, лицензии МЧС, нотариально заверенные копии учредительных документов и другие документы, предусмотренные требованиями Конкурсной документации.
В связи с отсутствием в действующем законодательстве и Конкурсной документации, запрета на привлечение субподрядных организаций, данные Организации были допущены до участия в конкурсе.
Таким образом, требование о наличии лицензии может быть исполнено в случае привлечения для выполнения таких работ, субподрядной организации.
Конкурсная документация N8КР-18.11.2015 закрепляет необходимость предоставления в составе заявки Технико-коммерческого предложения в соответствии с Формой N 3, установленной Приложением N 1.
Заявка Заявителя, по показателю "кислород технический газообразный" содержала следующие характеристики: кислород технический газообразный, второго сорта, объемная доля кислорода 99,5%, объемная доля водяных паров 0,007%, объемная доля водорода 0,5%. Сумма показателей составляет 100,7%.
Параметры кислорода были указаны Заявителем согласно ГОСТ 5583-78 (ИСО 2046-73), "Межгосударственный стандарт. Кислород газообразный технический и медицинский. Технические условия" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.05.1978 N 1419), (далее - ГОСТ5583-78).
В ГОСТ 5583-78 параметры, установленные для кислорода, сопровождаются словами "не более" и "не менее", что позволяет при определении точных параметров руководствоваться общепринятыми физико-химическими законами, что в суммарном выражении значении объемной доли каждого элемента составили 100%.
По категории "Сталь листовая оцинкованная тип 1", "Сталь листовая оцинкованная тип 2", "Сталь листовая оцинкованная тип 3". Претендентом указаны следующие характеристики: массовая доля примесей (общая) 0,024 %, массовая доля свинца 0,013%, массовая доля кадмия 0,004%, массовая доля железа 0,005%, массовая доля меди 0,001 %, массовая доля олова 0,001, массовая доля мышьяка 0,0005, массовая доля алюминия 0,005%.Общая массовая доля примесей, составила 0,0295.
Согласно "ГОСТ 3640-94. Цинк. Технические условия" (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.06.1996 N 433) массовую долю цинка определяют разностью 100% и суммы содержания примесей, где цинка должно быть не менее 99, 975 %, а примесей в сумме должно быть не более 0,025%.
В коммерческом предложении Заявителя указана сумма 100, 055%, в связи с этим, массовая доля примесей указана неверно.
Таким образом, отклонение заявки ООО "НСПМК 1072" на участие в конкурсе N 8-КР-18.11.2015 является правомерным.
Проектно-сметная документация, утвержденная организатором конкурса в соответствии с требованиями действующего законодательства, не утверждена Региональным оператором и не включена в состав конкурсной Документации, что является нарушением действующего Порядка.
На момент рассмотрения жалобы, договоры на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов (конкурс N8-КР-18.11.2015), заключены и находятся на стадии исполнения.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь частью 20 ст. 18.1, п.3.1 ч. 23 Федерального закона "О защите конкуренции", решила:
Признать жалобу ООО "НСПМК 1072" обоснованной.
Предписание не выдавать.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 марта 2016 г. N 22-0В-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.3.2016