Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия
от 9 февраля 2016 г. N РНП-19-16-28
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Ведущего заседание комиссии |
Широкова О.В., заместитель руководителя; |
Членов комиссии: |
Козгова Н.П., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Лунёва А.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти. |
при участии представителей сторон:
1. Заказчика - Администрации города Абакана (далее - Администрация г.Абакана):
- Варламовой Анны Юрьевны, по доверенности от 29.12.2015 г. б/н;
2. В отсутствии Общества с ограниченной ответственностью "Уют Сервис" (далее - ООО "Уют Сервис"), уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения заседания комиссии,
рассмотрев обращение заказчика - Администрации г.Абакана о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений в отношении ООО "Уют Сервис", установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 28.01.2016 года (входящий N 364) поступило обращение заказчика - Администрации г.Абакана о включении сведений об ООО "Уют Сервис" в РНП в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 894 от 17.08.2015 г. на выполнение ремонта квартиры (закупка N 0180300000215000894).
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений об ООО "Уют Сервис" в РНП в соответствии со статьей 104 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 года N 1062, заместителем руководителя управления Широковой О.В. принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной заказчиком - Администрацией г.Абакана в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 894 от 17.08.2015 г. на выполнение ремонта квартиры (закупка N 0180300000215000894).
В связи с этим, были направлены соответствующие письма в адрес заказчика и общества. Так же, у общества запрошены письменные пояснения о причинах неисполнения обязательств муниципального контракта с их обоснованием.
Присутствующий на рассмотрении представитель заказчика пояснил, что работы, предусмотренные муниципальным контрактом N 894 от 17.08.2015 г. на выполнение ремонта квартиры по адресу Республика Хакасия, г.Абакан. ул.Пушкина, 113, кв.54, подрядчиком выполнены не в полном объеме.
В результате самостоятельной экспертизы работ от 23.10.2015, проведенной заказчиком, установлено, что при проведении визуального осмотра выявлены недостатки (некачественное выполненных работ): углы комнат квартиры не покрашены водоэмульсионным составом. На покрашенных поверхностях стен водоэмульсионным составом имеются фрагменты отставшей старой покраски. Граница покраски панелей стен коридора и кухни не чёткая (размытая). Отсутствует покраска масляным составом стояка трубы отопления в зале. Отсутствует покраска масляным составом на второй раз внутренней стороны входной двери.
Заказчиком в адрес подрядчика Почтой России (на юридический и фактический адреса), а также по электронной почте направлена претензия с требованием устранить недостатки объема работ, в установленный контрактом срок.
Оба письма возвращены в связи с истечением срока хранения.
Как следует из пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при несвоевременном начале выполнения или медленном выполнении подрядчиком работы заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
При очевидности того, что работа не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе вначале назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков, а затем (при их неустранении подрядчиком в назначенный срок) по своему усмотрению отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3 статьи 715 ГК РФ).
На основании изложенного, Администрацией г.Абакана принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено на сайте www.zakupki.gov.ru и направлено подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением, а также по адресу электронной почты.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта (14.01.2016 г.) подрядчиком не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта вступило в силу 25.01.2016 г. муниципальный контракт от 17.08.2015 N 894 считается расторгнутым.
ООО "Уют Сервис", было надлежащим образом уведомлено о времени и месте заседания комиссии, пояснений не представило, представителей на заседание комиссии не направило.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев все представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее-Правила), Уполномоченный орган проверяет наличие информации и документов, представленных заказчиком в соответствии с пунктом 9 настоящих Правил.
В случае представления не всей информации и документов уполномоченный орган возвращает их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты их поступления с указанием причин возврата и необходимости направления таких информации и документов в составе, предусмотренном пунктами 6-8 настоящих Правил, при этом информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр не включается.
Согласно пункта 11 Правил, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.1 муниципального контракта от 17.08.2015 N 894, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии оплаты Подрядчику фактически понесенных им расходов (пункт 10.2 муниципального контракта от 17.08.2015 N 894).
Согласно пункта 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3 статьи 715 ГК РФ).
Частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 11 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно части 4 "Порядок и сроки осуществления Заказчиком приемки выполненных работ" муниципального контракта от 17.08.2015 N 893:
4.1.1. Приемка выполненных работ оформляется Актом приемки выполненных работ. Акт приемки выполненных работ составляется Подрядчиком не позднее 5 календарных дней с момента выполнения работ, и представляется Заказчику.
4.1.2. Оформленный Акт приемки выполненных работ должен быть подписан Заказчиком или должны быть составлены письменные возражения на представленный Акт в течение 3-х рабочих дней со дня получения Акта Заказчиком. Подписанный акт или письменные возражения направляются Подрядчику в срок, указанный в настоящем пункте.
4.1.3. В случае мотивированного отказа Заказчика от подписания Акта, Стороны путем согласительных процедур будут определять способы и сроки устранения недостатков, ставших причиной отказа Заказчика от подписания предоставленного ему Акта либо согласовывать уменьшение цены контракта на стоимость не выполненных работ либо выполненных с ненадлежащим качеством, в пределах допускаемых Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4.1.4. В случае если по результатам согласительных процедур Подрядчик устранит выявленные недостатки, либо согласится с уменьшением цены контракта на стоимость не выполненных работ либо выполненных с ненадлежащим качеством, Заказчик принимает выполненные работы и подписывает 2 (два) экземпляра Акта приемки выполненных работ, один из которых направляет Подрядчику в течение 2-х рабочих дней со дня подписания.
4.1.5. На основании подписанного Акта приемки выполненных работ Подрядчик выставляет счет на оплату работ.
4.1.6. Подписанный Заказчиком и Подрядчиком Акт приемки выполненных работ и предъявленный Подрядчиком Заказчику счет на оплату являются основанием для оплаты Подрядчику выполненных работ.
4.2. Для проверки соответствия качества работ требованиям, установленным настоящим Контрактом, Заказчик вправе привлекать независимых экспертов.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 26 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация об изменении контракта или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, размещается заказчиком в единой информационной системе в течение одного рабочего дня, следующего за датой изменения контракта или расторжения контракта.
30.07.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок на выполнение ремонта квартиры (закупка N 0180300000215000894).
Начальная (максимальная) цена контракта 21 980 рублей 00 копеек.
Согласно Протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 06.08.2015 N П1 победителем запроса котировок признан участник с порядковым номером заявки 1 - ООО "Уют Сервис", сделавший предложение о цене контракта 14 215 рублей 00 копеек.
17.08.2015 г. заказчик - Администрация г.Абакана заключил с ООО "Уют Сервис" муниципальный контракт на выполнение ремонта квартиры по адресу Республика Хакасия, г.Абакан. ул.Пушкина, 113, кв.54.
В соответствии с пунктом 3.1 муниципального контракта, подрядчик выполняет работы в течение 20 дней со дня подписания муниципального контракта.
Согласно пункта 2.4 муниципального контракта, при исполнении Контракта Заказчик по согласованию с Подрядчиком вправе уменьшить или увеличить не более чем на 10 процентов объем выполняемых работ. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены Контракта пропорционально дополнительному объему выполняемых работ исходя из установленной в Контракте цены единицы выполняемых работ, но не более чем на 10 процентов цены Контракта. При уменьшении предусмотренного Контрактом объема выполняемых работ стороны Контракта обязаны уменьшить цену Контракта исходя из цены выполняемых работ. Цена единицы дополнительно выполняемых работ или цена единицы выполняемых работ при уменьшении предусмотренного Контрактом объему выполняемых работ должна определяться как частное от деления первоначальной цены Контракта на предусмотренный в Контракте объем выполняемых работ.
Заказчиком - Администрацией г.Абакана принято решение своими силами провести экспертизу работ по муниципальному контракту от 17.08.2015 N 894, что соответствует требованиям части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В заключении самостоятельной экспертизы работ от 23.10.2015 г. зафиксировано, что подрядчик выполнил работы не в полном объеме. При проведении визуального осмотра выявлены недостатки (некачественное выполненных работ): углы комнат квартиры не покрашены водоэмульсионным составом. На покрашенных поверхностях стен водоэмульсионным составом имеются фрагменты отставшей старой покраски. Граница покраски панелей стен коридора и кухни не чёткая (размытая). Отсутствует покраска масляным составом стояка трубы отопления в зале. Отсутствует покраска масляным составом на второй раз внутренней стороны входной двери.
27.10.2015 г. заказчиком по электронной почте, а также Почтой России по адресам, указанным в муниципальном контракте, направлена подрядчику претензия с требованием устранить недостатки объема работ по муниципальному контракту от 17.08.2015 N 894.
Письма возвращены заказчику с отметкой "истек срок хранения".
14.12.2015 г. заказчиком - Администрацией г.Абакана принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое размещено на официальном сайте, направлено подрядчику по электронной почте (на e-mail, указанный в контракте), а также 15.12.2015 г. по почте заказным письмом с уведомлением (на юридический и фактический адреса, указанные в контракте).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, датой надлежащего уведомления подрядчика, заказчиком признана дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе, а именно - 14.01.2016 г., поскольку подтверждения о вручении ООО "Уют Сервис" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено обществу по почте, у Администрации г.Абакана не имеется.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО "Уют Сервис" не устранило нарушения условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25.01.2016 года.
Заказчик не разместил на официальном сайте информацию о расторжении контракта, тем самым нарушив часть 26 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Оценив совокупность имеющихся в деле сведений, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия полагает, что оснований для вывода о совершении ООО "Уют Сервис" виновных недобросовестных действий, повлекших существенное нарушение условий контракта, не имеется.
Бо/льшую часть объема работ (как пояснил заказчик - 95%), предусмотренного муниципальным контрактом от 17.08.2015 г. N 894, ООО "Уют Сервис" исполнило.
Пунктом 2.4 муниципального контракта предусмотрено, что при исполнении контракта стороны вправе уменьшить не более чем на 10% объем выполняемых работ.
При таких обстоятельствах, а также с учетом информации, озвученной представителем заказчика на заседании комиссии, о том, что оставшийся объем работ заказчик не планирует в дальнейшем предъявлять к исполнению, у заказчика имелось право по соглашению с подрядчиком уменьшить цену контракта исходя из объема выполненных работ.
Кроме того, пунктом 10.2 муниципального контракта от 17.08.2015 N 894 предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств на основании статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии оплаты Подрядчику фактически понесенных им расходов.
Выполненные подрядчиком работы по муниципальному контракту от 17.08.2015 N 894 заказчиком - Администрацией г.Абакана не оплачены, следовательно, заказчиком не соблюдены положения пункта 10.2 муниципального контракта.
На основании вышеизложенного, применение к ООО "Уют Сервис" государственной меры принуждения в виде включения сведений о нем в РНП в данном конкретном случае не отвечает требованиям справедливости и соразмерности наказания.
При таких обстоятельствах, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не усматривает оснований для вывода о недобросовестном поведении ООО "Уют Сервис" при исполнении муниципального контракта от 17.08.2015 N 894, которые могут послужить основанием для включения сведений об обществе в РНП.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями частей 8-26 статьи 95, статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок решила:
1. Сведения, представленные заказчиком - Администрацией г.Абакана в отношении ООО "Уют Сервис" (юридический адрес: ул. Дзержинского, д.179, кв.72, г.Абакан, Республика Хакасия; фактический адрес: ул. Пушкина, д.213Д, оф.27, г.Абакан, Республика Хакасия; ИНН 1901117180, ИНН учредителя, генерального директора Бертенева Алексея Анатольевича - 244201709116) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ведущий заседание Комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены Комиссии: |
Н.П. Козгова А.В. Лунёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 9 февраля 2016 г. N РНП-19-16-28
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.3.2016