Решение Федеральной антимонопольной службы
от 25 января 2016 г. N АК/7483/16
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А.Б. Кашеваров, рассмотрев жалобу ООО "СВ" (юридический адрес: ул. Горького, д. 42, г. Ставрополь, 355000, ИНН 2635061578, КПП 263601001, ОГРН 1022601942538, дата регистрации: 04.10.2002) на вынесенное Ставропольским УФАС России постановление от 09.12.2015 по делу N 667 об административном правонарушении о наложении штрафа, а также материалы данного дела, установил:
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушений (далее - КоАП РФ) на ООО "СВ" Ставропольским УФАС России был наложен штраф в размере ста одной тысячи рублей за нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), выразившегося в распространении рекламы в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
С вынесенным постановлением ООО "СВ" не согласно, полагая, что Ставропольское УФАС России не имело права возбуждать дело по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании обращения Управление Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу. Также ООО "СВ" полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, так как общество не является рекламораспространителем.
Исследовав материалы дела, ФАС России приходит к выводу, что Ставропольское УФАС России обоснованно вменило ООО "СВ" совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение требований статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
Основанием для привлечения ООО "СВ" к административной ответственности явилось распространение ООО "СВ" рекламы в газете "Открытая. Для всех и каждого" (N 42 (685) от 27.10.2015) без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
02.11.2015 в адрес Ставропольского УФАС России из Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу поступило обращение по вопросу ненадлежащей рекламы, размещенной в газете "Открытая. Для всех и каждого" (вх. N 11365 от 02.11.2015).
Поводом к возбуждению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе и дела об административном правонарушении в отношении ООО "СВ" явилось обращение Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу по вопросу ненадлежащей рекламы, размещенной в газете "Открытая. Для всех и каждого" (вх. N 11365 от 02.11.2015).
Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы установлены статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), пунктом 1, 2 которой определено, что антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе; возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, вправе применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно подпункту 5.3.1.1 пункта 5.3.1 статьи 5 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
В соответствии с частью 2 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно части 1 статьи 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Таким образом, обжалованное постановление вынесено ФАС России в рамках предоставленных полномочий.
Как усматривается из материалов дела, в газете "Открытая. Для всех и каждого" (N 42 (685) от 27.10.2015) распространялась реклама Молочного комбината "Ставропольский" и реклама Ставропольского государственного Цирка следующего содержания:
"Молочный комбинат "Ставропольский" Тем, кто заботится о здоровье, - каждый день свежие и натуральные продукты от МКС. 355037, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 36. Тел. 24-72-24. Продукция сертифицирована";
"Ставропольский государственный Цирк. С 31 октября по 06 декабря. Парад звезд. Телефон для справок: (8652)28-06-55. stavcircus.ru_".
Указанные рекламные объявления не сопровождались пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Согласно статье 16 Федерального закона "О рекламе" размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы" Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ N 10-4694 от 29.04.2002 специализация газеты "Открытая. Для всех и каждого" - общественно-политическая, познавательная, развлекательная, реклама до 40%.
Таким образом, реклама Молочного комбината "Ставропольский" и реклама Ставропольского государственного Цирка распространялась в газете "Открытая. Для всех и каждого" (N 42 (685) от 27.10.2015) с нарушением требований статьи 16 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 16 Федерального закона "О рекламе", несет рекламораспространитель.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ПИ N 10-4694 от 29.04.2002 учредителем газеты "Открытая. Для всех и каждого" является ООО "СВ".
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Реклама Молочного комбината "Ставропольский" распространялась в газете "Открытая. Для всех и каждого" на основании договора на оказание рекламных услуг N 31р от 25.09.2015, заключенного между ОАО "Молочный комбинат "Ставропольский" и ООО "СВ".
Реклама Ставропольского государственного Цирка была размещена в газете "Открытая. Для всех и каждого" на основании письма "Ставропольского государственного цирка" исх. N 272/1, адресованного ООО "СВ".
Таким образом, рекламораспространителем указанной рекламы является ООО "СВ" (юридический адрес: ул. Горького, д. 42, г. Ставрополь, 355000, ИНН 2635061578, КПП 263601001, ОГРН 1022601942538, дата регистрации 04.10.2002).
В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламораспространителем, рекламопроизводителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ наказание является установленной государством мерой ответственности за совершения правонарушений и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самих, правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "СВ" виновно в совершении административного правонарушения, так как имело возможность обеспечить соблюдение требований, предусмотренных статьей 16 Федерального закона "О рекламе", но не приняло все зависящие от него меры по соблюдению вышеуказанных требований, в результате чего реклама в периодическом печатном издании, не специализирующемся на сообщениях и материалах рекламного характера, распространялась без пометки "реклама" или пометки "на правах рекламы".
Вина в действиях ООО "СВ" установлена Ставропольским УФАС России, доказательства наличия вины в действиях указанного лица подтверждаются основаниями, приведенными в постановлении от 09.12.2015 по делу N 667 об административном правонарушении, а также сведениями и документами, имеющимися в материалах административного дела.
Таким образом, Ставропольское УФАС России обоснованно и правомерно привлекло ООО "СВ" к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Ставропольским УФАС России в отношении ООО "СВ" составлен протокол об административном правонарушении, вынесено постановление о наложении штрафа в размере 101 000 рублей.
Порядок привлечения ООО "СВ" к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в пределах санкций части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
С учетом изложенного оспариваемое постановление Ставропольского УФАС России от 09.12.2015 по делу N 667 об административном правонарушении является законным и обоснованным.
Заместитель руководителя ФАС России, руководствуясь статьями 14.3, 24.5, 29.7, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решил:
Постановление от 09.12.2015 по делу N 667 об административном правонарушении, вынесенное Ставропольским УФАС России, оставить без изменения, а жалобу ООО "СВ" без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3, частями 1, 3 статьи 30.9 КоАП решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения. Жалоба на решение подаётся вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 января 2016 г. N АК/7483/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016