Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков А.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении N 92, возбужденного в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (адрес: 150999, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 62), установил:
В соответствии со статьями 28.1 и 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) Федеральная служба по тарифам (далее - ФСТ России) определением от 29.06.2015 возбудила дело об административном правонарушении и проведении по нему административного расследования N 92 в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по признакам нарушения части 2 статьи 14.6 КоАП.
Согласно части 2 статьи 14.6 КоАП занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении N 92 следует, что протокол от 27.11.2014 N 31 заседания правления Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (далее - протокол), являющийся необходимым процедурным актом при принятии решения об установлении тарифов, не соответствует требованиям, установленным пунктом 29 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила), поскольку не содержит виды и величину расходов, не учтенных (исключенных) при установлении тарифов, в нем также отсутствует основания принятия такого решения. Кроме того, указанный протокол не содержит величину необходимой валовой выручки регулируемой организации, принятую при расчете размера установленных тарифов на весь период действия указанных тарифов.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Департаменте энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 09.08.2012 N 709-п (далее - Положение), Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является органом, уполномоченным осуществлять государственный и региональный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, в сфере водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, за регулируемыми государством ценами в электроэнергетике, за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, обоснованности величины и правильности применения цен (тарифов), плат и надбавок, индексов, предельных уровней в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 11.1 Положения при осуществлении полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области устанавливает тарифы в сфере водоснабжения, водоотведения.
В силу пункта 27 Правил решение об установлении тарифов принимается органом регулирования тарифов по итогам заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов.
Таким образом, решение об установлении цен (тарифов) Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области является властным актом, принимаемым государственным органом при осуществлении своих публичных функций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Признаки органа государственной власти, наделенного статусом юридического лица, не соответствуют в полной мере критериям юридического лица, данного в статье 48 ГК РФ.
Кроме того, у органа государственной власти отсутствуют законные представители в понимании части 2 статьи 25.4 КоАП, которые в соответствии с частью 1 данной статьи должны обеспечивать защиту прав и законных интересов юридического лица.
По смыслу указанных норм органом государственной власти статус юридического лица используется только для участия в гражданских правоотношениях, для совершения действий, направленных на обеспечение его внутрихозяйственной деятельности. При реализации властных полномочий государственный орган не может выступать в качестве юридического лица, поэтому за действия, выполняемые в рамках осуществления публичных функций, государственный орган не может быть привлечен к административной ответственности как юридическое лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Субъектом административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП, может являться гражданин, должностное лицо либо юридическое лицо.
При вынесении решения об установлении цен (тарифов) Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области выступает как орган публичной власти через должностных лиц. Поэтому Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области как юридическое лицо не может рассматриваться в качестве субъекта административного правонарушения по части 2 статьи 14.6 КоАП. Ответственность за данное правонарушение может быть установлена лишь в отношении должностных лиц Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, действующих от имени органа публичной власти. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики (постановления Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 N 38-АД15-5, от 14.09.2015 N 38-АД15-6, от 14.09.2015 N 38-АД15-7).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2.1, частью 2 статьи 14.6, пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9, статьи 29.10 КоАП, постановил:
Производство по делу об административном правонарушении N 92, возбужденное в отношении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (адрес: 150999, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, д. 62), прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП.
В соответствии с пунктом 3 части 1, частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, либо в суд в соответствии с подведомственностью дел.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федеральной антимонопольной службы от 22 октября 2015 г. N 09/58318/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016