Решение Федеральной антимонопольной службы
от 24 сентября 2015 г. N АК/53913/15
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX,
рассмотрев материалы по факту распространении в феврале - марте 2015 года рекламы смартфона Megafon Login+ на федеральных телеканалах, в том числе Рен ТВ, ТВ3, ТНТ, СТС,
в присутствии представителя лица, участвующего в деле:
лица, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ПАО "Мегафон" (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001, дата регистрации 15.07.2002) - XXXXXXXXXXXX, установила:
В ФАС России поступило заявление ЗАО "Сибинтертелеком" с претензией к рекламе смартфона MegaFon Login+.
Данная реклама распространялась в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов Рен ТВ, ТВ3, ТНТ, СТС.
В рекламе смартфона MegaFon Login+ звуковым сообщением и крупным хорошо читаемым текстом указывалось, что данное устройство можно приобрести в салонах связи Мегафон по цене 4990 рублей.
В нижней части экрана текстовым сообщением на дисклеймерах указывались иные условия, при которых можно совершить такую покупку:
на первом дисклеймере - "Цена действует до 08.03.2015 при покупке телефона MegaFon Login+ с одновременным подключением опции "Интернет S" или тарифного плана "Мегафон - Все включено М" и внесением абонентской платы за определенный период";
на втором дисклеймере - "Логин. Цена телефона MegaFon Login+ без подключения опции или тарифного плана 6990 рублей. Количество товара ограничено. Со стоимостью опции и тарифного плана, периодом внесения абонентской платы и подробными условиями в Вашем регионе можно ознакомиться на www.megafon.ru".
Реклама завершается кадром с текстом, выполненным крупным хорошо читаемым шрифтом "Двойная выгода: телефон, он же планшет Login+. 4990 рублей".
Текст дисклеймеров выполнен мелким шрифтом и размещался в рекламном видеоролике примерно на 1/9 площади кадра, продолжительность первого дисклеймера составляет 5 секунд, второго дисклеймера - 4 секунды.
Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 и 4 секунды, ввиду мелкого шрифта и краткого времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ПАО "Мегафон" http://moscow.megafon.ru/, покупку телефона Megafon Login+ по цене 4990 рублей возможно совершить только при подключении тарифного плана "Мегафон - Все Включено М" с одновременным внесением авансового платежа в размере 1180 рублей для предоплаты двух полных месяцев использования либо при подключении опции "Интернет S" с внесением авансового платежа в размере 700 рублей для предоплаты двух полных месяцев пользования этой опцией. По истечении двух месяцев с момента подключения опции "Интернет S" с Абонента списывается абонентская плата за использование опции "Интернет S" в размере 350 рублей в соответствии с условиями опции "Интернет S". Без подключения указанных опций цена смартфона составляет 6990 рублей.
Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана мелким нечитаемым шрифтом, в противоположность наиболее привлекательному условию - цене телефона MegaFon Login+ в размере 4990 рублей, которое указано крупным хорошо читаемым шрифтом.
Формальное присутствие в рекламе условий, при которых возможно приобретение смартфона по цене 4990 рублей, выполненных мелким нечитаемым шрифтом, не позволяет потребителю воспринимать данные сведения и не может рассматриваться как их наличие, поскольку реклама направлена на импульсивное восприятие информации потребителями и содержит информацию, в которой выделено наиболее привлекательное условие (цена смартфона - 4990 рублей).
Размещение привлекательной для потребителя информации крупным шрифтом, а менее привлекательной, но существенной информации - способом, затрудняющим её восприятие, свидетельствует о недобросовестности рекламы.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федерального закона "О рекламе") не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
То обстоятельство, что нормами Федерального закона "О рекламе" не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона "О рекламе", реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.
В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены для неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.
Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях приобретения телефона MegaFon Login+ по цене 4990 рублей, форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.
Вместе с тем информация о том, что приобретение телефона MegaFon Login+ по цене 4990 рублей возможно только с одновременным подключением опции "Интернет S" или тарифного плана "Мегафон - Все включено М" и внесением абонентской платы за определенный период, является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости телефона MegaFon Login +.
Таким образом, в рекламе телефона MegaFon Login+, распространявшейся в феврале-марте 2015 года в эфире федеральных телеканалов, усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель несет ответственность за нарушение требований части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе".
Рекламодателем указанной рекламы является ПАО "Мегафон" (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН 7812014560, КПП 770601001, дата регистрации 15.07.2002).
На основании части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей распространявшуюся в феврале-марте 2015 года на федеральных телеканалах, в том числе Рен ТВ, ТВ3, ТНТ, СТС, рекламу смартфона MegaFon Login+, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5 Федерального закона "О рекламе", а именно, в данной рекламе отсутствует часть существенной информации об условиях приобретения смартфона.
2. Выдать ПАО "Мегафон" предписание о прекращении нарушения Федерального закона "О рекламе".
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ПАО "Мегафон".
Решение изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 сентября 2015 г. N АК/53913/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 14.3.2016