Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области
от 30 марта 2016 г. N 59-05-1/2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, в составе: <_>
рассмотрев дело N 59-05-1/2017 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе), выразившихся при распространении рекламы ООО "Центральное агентство недвижимости" на конструкциях на дороге (Солотчинское шоссе) поворот к санаторию Сосновый бор и на повороте к комплексу Мещера (ул. Мещерская, д. 24);
в присутствии представителя ООО "Центральное агентство недвижимости" - <_> (доверенность б/н от 11.01.2016 г.),
в отсутствии представителя ООО "Восход-2", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (согласно уведомлению о вручении почтовое отправление N 39000093780362 вручено 03.03.2016 г.),
в отсутствии <_> уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (согласно уведомлению о вручении почтовое отправление N 39000093780355 вручено 09.03.2016 г.) установила:
В адрес Рязанского УФАС России 15.01.2016 г. (вх. N 117) поступило заявление <_> о распространении рекламы ООО "Центральное агентство недвижимости" с признаками нарушения рекламного законодательства.
Из заявления следует, что
1) на дороге (Солотчинское шоссе) поворот к санаторию Сосновый бор размещена рекламная конструкция размером 1x2 метра с информацией следующего содержания: "Апартаменты в Солотче Мещера. Продажа апартаментов в Солотче. 961-961 100 метров";
2) на повороте к комплексу Мещера (ул. Мещерская, д. 24) размещена рекламная конструкция размером 1x2 метра с информацией следующего содержания: "Апартаменты в Солотче Мещера. Продажа апартаментов в Солотче. 961-961 15 метров".
Размещение информации подтверждается приложенными заявителем фотографиями.
<_> считает, что распространяемая информация связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства, поэтому, согласно части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Отсутствие части существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, по мнению заявителя, является нарушением части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе".
В соответствии с частью 1 статьи 19 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию, о проекте строительства.
В ходе рассмотрения заявления <_> Рязанским УФАС России 22.01.2016 г. (исх. N 194) был направлен запрос в Управление экономики Администрации города Рязани о необходимости представить информацию о правомерности размещения указанных рекламных конструкций, а также сообщить, выдавалось ли в порядке, установленном статьей 19 ФЗ "О рекламе" разрешение на размещение и эксплуатацию рекламных конструкций.
В ответ на запрос Рязанского УФАС России Управление экономики 03.02.2016 г. (вх. N 433) сообщило, что разрешения не выдавались. Кроме того, указанные конструкции не соответствуют видам рекламных конструкций, допустимых к установке на территории города Рязани.
В адрес Управления благоустройства города администрации города Рязани 22.01.2016 г. (исх. N 193) также был направлен запрос о необходимости представить информацию о лицах, которым согласовано размещение рекламы с приложением соответствующих документов.
По информации, представленной Управлением благоустройства города Администрации города Рязани 17.02.2016 г. (вх. N 643ф) знак перед поворотом на санаторий "Сосновый бор" установлен на дороге регионального значения "Спас-Клепики - Рязань". Автомобильная дорого находится на балансе Министерства транспорта и автомобильных дорог Рязанской области. Согласование установки знака, расположенного при съезде с указанной дороги в направлении микрорайона "Солотча", Управление благоустройства города не проводило.
В ответ на запрос Рязанского УФАС России от 24.02.2016 г. (исх. N 543) Министерство транспорта и автомобильных дорог Рязанской области 29.02.2016 г. (вх. N 847э) сообщило, что не согласовывало размещение рекламных конструкций.
Из заявления <_> также следовало, что ООО "Центральное агентство недвижимости" оказывает услуги ООО "Восход" (1-я очередь строительства) и ООО "Восход2" (2-я очередь строительства) по поиску инвесторов и участников долевого участия в строительстве объектов капитального строительства, расположенных по адресу: г. Рязань, ул. Мещерская, д. 24.
Указанные объекты капитального строительства входят в комплекс "Мещера", продажа апартаментов которого предлагается на знаках.
При заключении договора возмездного оказания услуг от 22.10.2013 г. между ООО "Восход-2" и ООО "Центральное агентство недвижимости" последнее обязалось оказывать услуги по поиску и привлечению лиц - участников долевого строительства, осуществлять демонстрацию объекта, проводить полное сопровождение сделок.
Пунктом 2.1 указанного договора ООО "Центральное агентство недвижимости" обязалось за свой счет и своими силами осуществлять мероприятия по продвижению, рекламе.
Поскольку в содержании рекламы указан телефонный номер 961-961, используемый ООО "Центральное агентство недвижимости", а также ООО "Центральное агентство недвижимости" обязалось оказывать услуги по поиску и привлечению лиц - участников долевого строительства, осуществлять демонстрацию объекта, за свой счет и своими силами осуществлять мероприятия по продвижению, рекламе, рекламодателем и рекламораспространителем по смыслу пунктов 5 и 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" является ООО "Центральное агентство недвижимости" (390013, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 6).
Определением о возбуждении дела N 59-05-1/2016 по признакам нарушения части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" у ООО "Центральное агентство недвижимости" были затребованы документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по факту предъявленного нарушения.
В соответствии с указанным определением представитель ООО "Центральное агентство недвижимости" в своих письменных объяснениях, представленных 29.03.2016 г. (вх. 1323) сообщила, что общество действительно разместило два указателя на дороге к комплексу "Мещера" для удобства людей, чтобы быстро сориентироваться в лесу и не заблудиться. Макеты указателей согласованы Государственной Инспекцией Безопасности Дорожного Движения УВД Рязанской области.
На заседании Комиссии 30.03.2016 г. <_> поддержала позицию, изложенную в письменном объяснении.
ООО "Восход-2" 30.03.2016 г. (вх. 1374) в соответствии с определением о возбуждении дела N 59-05-1/2016 в своем письменном объяснении сообщило, что между ООО "Восход-2" и ООО "Центральное агентство недвижимости" был заключен договор возмездного оказания услуг. По договору ООО "Центральное агентство недвижимости" обязалось за свой счет и своими силами осуществлять мероприятия по продвижению и рекламе комплекса "Мещера", расположенного по адресу: город Рязань, улица Мещерская, (Солотча), 24 (Советский район) - адрес строительный. Разработкой и формированием рекламной стратегии на протяжении всего этапа строительства комплекса занималось ООО "Центральное агентство недвижимости".
К объяснениям ООО "Восход-2" был приложен вышеуказанный договор возмездного оказания услуг от 28 октября 2013 г.
Рассмотрев представленные в материалы дела документы и сведения по обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения дела, Комиссия по рассмотрению дела N 59-05-1/2016 пришла к следующим выводам.
Приложенные к объяснению ООО "Центральное агентство недвижимости" макеты указателей, согласованные по мнению общества с Государственной Инспекцией Безопасности Дорожного Движения УВД Рязанской области, содержат указание на необходимость соблюдения требований ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52044-2003 при установке. По мнению Комиссии, указание на необходимость соблюдения требований вышеуказанных ГОСТов, согласованием не является, а указывает на возможность их установки в обозначенном ООО "Центральное агентство недвижимости" месте с соблюдением требований ГОСТов.
Комиссией установлено, что конструкции по содержанию не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятому Постановлением Госстандарта РФ от 22 апреля 2003 г. N 124-ст.
ГОСТ Р 52044-2003 понимает под знаком информирования об объектах притяжения знаки, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах городской инфраструктуры, по приложению А (пункт 3.11). Изображения этих знаков приведены в Приложении А, размеры знаков - в Приложении Б (пункт 4.3). Применять знаки информирования об объектах притяжения, изображения которых отличаются от приведенных в Приложении А, не допускается (пункт 5.11).
На знаках допускается указание стрелкой направления движения и расстояния до указываемого объекта, а также логотипов и торговых марок фирм, продукция которых представлена в указываемом объекте или осуществляется ее сервисное обслуживание.
Следовательно, знаки информирования об объектах притяжения имеют целью сориентировать участника дорожного движения о расстоянии и направлении движения до места получения услуг определенного вида.
Приложенные на фотографиях заявителя рекламно-информационные знаки указывают не только направление движения и расстояние до указываемого объекта ("Мещера"), но и на возможность приобретения там апартаментов путем продажи, что не допускается согласно требованиям ГОСТа Р 52044-2003.
Таким образом, знаки не преследуют целей, ради которых размещаются вдоль дорог и не совпадают с упомянутыми знаками по содержанию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Распространяемая на знаках информация является рекламой, так как, соответствует критериям рекламы, указанным в статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. N38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе").
Информация адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирует интерес к объекту рекламирования (комплексу "Мещера") для его продвижения на рынке.
Согласно части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.
Таким образом, закон обязывает лиц, осуществляющих распространение рекламы указывать в содержании рекламы место и способы получения проектной декларации.
Поскольку ООО "Центральное агентство недвижимости" оказывает услуги по поиску и привлечению лиц - участников долевого строительства, реклама указанных услуг должна содержать информацию о месте и способах получения проектной декларации.
В соответствии со статьей 19 ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию, о проекте строительства. Проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет").
В содержании рассматриваемых рекламных конструкций информация о месте и способах получения проектной декларации отсутствует.
Требование об опубликовании проектной декларации и информировании о месте и способах ее получения является для законодательства о рекламе стандартным способом раскрытия существенной для потребителей информацию.
В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, из содержания рассматриваемой рекламы следует, что в ней, отсутствует часть существенной информации - сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с частью 6 и частью 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение части 7 статьи 5 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель, за нарушение части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Согласно пункту 7 статьи 3 ФЗ "О рекламе" рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Рекламодателем и рекламораспространителем является ООО "Центральное агентство недвижимости" (390013, г. Рязань, ул. Вокзальная, д. 6).
ООО "Центральное агентство недвижимости" не предприняло никаких действий по соблюдению требований ФЗ "О рекламе", ГОСТ Р 52044-2003 в результате чего произошло распространение рекламы с нарушением требований части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
В ходе рассмотрения дела от представителя ответчика не поступило доказательств, свидетельствующих о прекращении распространения ненадлежащей рекламы. В связи с данным обстоятельством, Комиссией принято решение о выдаче предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу: "Апартаменты в Солотче Мещера. Продажа апартаментов в Солотче. 961-961 100 метров", распространяемую 22.10.2015 г. ООО "Центральное агентство недвижимости" на дороге (Солотчинское шоссе) поворот к санаторию Сосновый бор, поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Признать ненадлежащей рекламу: "Апартаменты в Солотче Мещера. Продажа апартаментов в Солотче. 961-961 15 метров", распространяемую 22.10.2015 г. ООО "Центральное агентство недвижимости" на повороте к комплексу Мещера (ул. Мещерская, д. 24), поскольку при ее распространении нарушены требования части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 ФЗ "О рекламе"
3. Выдать ООО "Центральное агентство недвижимости" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 04 апреля 2016 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"04" апреля 2016 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: <_>
на основании своего решения от 04 апреля 2016 года по делу N 59-05-1/2016 о признании ненадлежащей рекламы ООО "Центральное агентство недвижимости" и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Центральное агентство недвижимости" в срок до 01 мая 2016 года прекратить распространение рекламы, указанной в пунктах 1, 2 резолютивной части решения по делу N 59-05-1/2016 противоречащей требованиям части 7 статьи 5, части 7 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".
2. ООО "Центральное агентство недвижимости" представить в Рязанское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 15 мая 2016 года.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Рязанское УФАС России вправе в соответствии с п. 2.4 ст. 19.5 КоАП РФ наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 30 марта 2016 г. N 59-05-1/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016