Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю
от 6 апреля 2016 г.
Резолютивная часть решения объявлена 01 апреля 2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 06 апреля 2016 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Крымского УФАС России, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
в присутствии представителей:
Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" (далее - Заказчик): Литвиненко А.О. (по доверенности от 30 марта 2016 года N 208), Дегтярь А.Г. (по доверенности от 30 марта 2016 года N 209),
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Юридическое Сопровождение Торгов" (далее - ООО "ЮСТ", Заявитель) от 23 марта 2016 года N 2-К/03 (вх. N 402/09 от 25 марта 2016 года) на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение реставрационных работ и работ по приспособлению объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Здание кинотеатра "Украина" г. Севастополь, ул. Ленина, д. 35, извещение N 0374200020316000001 (далее - Конкурс), заслушав представителей Заказчика, рассмотрев представленные сторонами материалы, в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), установила:
Извещение о проведении Конкурса, конкурсная документация, протоколы заседаний конкурсной комиссии размещены на официальном сайте http://new.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По мнению Заявителя, положения конкурсной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает на то, что в документации не установлено требование о предоставлении декларации непринадлежности участника аукциона к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
Кроме этого, Заявитель считает, что в документации не установлено требование о наличии лицензии выданной саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Более того, по мнению Заявителя, конкурсная документация не содержит описание системы бальных оценок, порядка присвоения баллов по показателю "Деловая репутация", присуждаемое за определенное значение, предложенное участником закупки. Следовательно, в отношении данного показателя не определен порядок объективной оценки заявки.
Так же, Заявитель в жалобе указывает, что 21 марта 2016 года в единой информационной системе Заказчиком размещены разъяснения на положения конкурсной документации на поступившие запросы от участников закупки, без указания текста поступившего запроса, что не позволяет участникам идентифицировать текст запроса, чтобы учесть ответ Заказчика при принятии решения об участии в процедуре и подготовке заявки на участие в Конкурсе.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в представленных возражениях от 30 марта 2016 года N 212 на жалобу ООО "ЮСТ" от 23 марта 2016 года N 2-К/03 (вх. N 402/09 от 25 марта 2016 года).
Пояснения представителей Заказчика в ходе рассмотрения настоящей жалобы и представленные сторонами документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2015 года N 1457 (далее - Постановление) во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 года N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ) установлен Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики (далее - организации, находящиеся под контролем Турецкой Республики), запрещено выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Исходя из положений части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация содержит информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса.
Согласно части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации требования о том, что участник закупки не должен относиться к организациям, находящимся под контролем Турецкой Республики является нарушением части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
При этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно подпункту "з" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или заверенные копии таких документов.
Таким образом, участники рассматриваемой закупки обязаны представить документы, подтверждающие их соответствие запрету, установленному пунктом 14 документации, а заказчик должен указать в документации об аукционе на необходимость представления таких документов в составе заявок на участие в аукционе, определить перечень таких документов и требования к ним.
То обстоятельство, что в Указе и Постановлении не приведен конкретный перечень и требования к документам, подтверждающим ненахождение организации под контролем Турецкой Республики, не дает заказчику права освобождать участников закупки от необходимости подтверждения ими своего соответствия установленному указанными нормативными правовыми актами и самим заказчиком запрету допуска для участия в закупке услуг, оказываемых иностранными лицами.
Учитывая изложенное, в действиях Заказчика содержится нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в конкурсной документации обязательных требований к содержанию заявки участников закупки.
Получив уведомление Управления о принятии жалобы от 28 марта 2016 года N 8/753-с, Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию, указанные нарушения были устранены.
В соответствии с пунктом 48 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации подлежит лицензированию в установленном настоящим законом порядке.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон об объектах культурного наследия), сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Техническое задание на проведение настоящего Конкурса не предусматривает работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта. Таким образом, свидетельство, выданное саморегулируемой организацией, в данном случае, не требуется.
Во исполнение требования части 6 статьи 45 Закона об объектах культурного наследия, Заказчиком в документации установлено требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной соответствующим федеральным лицензирующим органом. Так же установлен перечень видов работ, которые должна включать в себя лицензия.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности доводов Заявителя.
В конкурсной документации установлен критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки).
Для оценки по данному критерию установлен показатель "Деловая репутация". Лучшим условием исполнения контракта по данному показателю является наибольшее значение представленного объема (суммарное количество) подтвержденной информации о наличии у участника квалифицированных специалистов, состоящих в трудовых отношениях с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, аттестованным федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном порядке.
Участнику необходимо заполнить форму 4.1, в которой указывается ФИО работника, должность, наименование специальности, а так же приложить копию приказа о назначении на должность либо заключенного договора, копию документа подтверждающего квалификацию.
Из этого следует, что максимальный балл получит заявка, в которой указано наибольшее количество сотрудников, подтвержденных соответствующими документами. Баллы для остальных участников будут рассчитываться по приведенной в документации формуле.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в конкурсной документации отсутствует порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки" не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в конкурсной документации установлен критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок". Для оценки по данному критерию установлен показатель "Качество работ". Комиссия оценивает сведения, подлежащие представлению участниками закупки для оценки по показателю "качество работ" и содержащие описание порядка выполнения работ по контракту. Указанные сведения представляются участником в составе заявке на бумажном носителе (Приложение к Форме N3).
Количество баллов присваивается в зависимости от содержательной проработанности порядка выполнения работ (Приложение к Форме N 3), в котором участник указывает методы или способы исполнения обязательств, предусмотренных сметной документацией Технического задания (часть V Конкурсной документации).
Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "качество работ" определяется в соответствии со следующей шкалой:
Кол-во баллов |
Содержательная проработанность порядка выполнения работ |
100 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в полном объеме, то есть представлено указание методов или способов исполнения всех обязательств, предусмотренных сметной документацией, представленной в части V Техническое задание Конкурсной документации. |
20 |
В составе заявки представлено предложение о качестве выполнения работ в неполном объеме, то есть представлено указание методов или способов исполнения не всех обязательств, предусмотренных сметной документацией, представленной в части V Техническое задание Конкурсной документации. |
0 |
В составе заявки: - отсутствует предложение о качестве выполнения работ, или - представлено только полностью скопированное Техническое задание, или - представлено только согласие выполнить работы в соответствии с требованиями Технического задания, в том числе в виде указания на то, что Подрядчик выполнит работы надлежащим образом в соответствии с требованиями Технического задания, или - представлено предложение о качестве выполнения работ в виде измененного Технического задания без указания методов или способов исполнения обязательств, предусмотренных сметной документацией, представленной в части V Техническое задание Конкурсной документации. Наличие любого из обстоятельств, указанных выше, влечет присвоение оценки 0 баллов по показателю "качество работ". |
Однако, Заказчик не указывает, какие именно методы или какое количество методов или способов исполнения работ, предусмотренных сметной документацией, должен указать участник для получения максимального балла. В указанном порядке четко не отражено, как именно Заказчик будет присваивать баллы той или иной заявке.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в конкурсной документации порядка оценки заявок по показателю "качество работ".
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
21 марта 2016 года в единой информационной системе Заказчиком размещены разъяснения положений конкурсной документации без указания текста поступившего запроса.
Как пояснил, Заказчик, данные запросы поступили ему на электронную почту, в связи с этим Заказчик посчитал, что они поданы в нарушение требований Закона о контрактной системе, но решил разместить разъяснения для всех потенциальных участников закупки.
В то же время, Комиссия, руководствуясь требованиями части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, пришла к выводу, что Заказчику при размещении разъяснений необходимо обязательно указывать предмет запроса. В связи с чем, в действиях Заказчика усматривается наличие нарушения части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Управления решила:
1. Признать жалобу ООО "ЮСТ" от 23 марта 2016 года N 2-К/03 (вх. N 402/09 от 25 марта 2016 года) на действия Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение реставрационных работ и работ по приспособлению объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Здание кинотеатра "Украина" г. Севастополь, ул. Ленина, д. 35, извещение N 0374200020316000001, обоснованной в части доводов N1 и N4.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части не установления в конкурсной документации требования о том, что участник закупки не должен относиться к организациям, находящимся под контролем Турецкой Республики.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части не установления в конкурсной документации обязательных требований к содержанию заявки участников закупки.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части отсутствия в конкурсной документации порядка оценки заявок по показателю "качество работ".
5. Признать в действиях Заказчика нарушение части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, в части не указания предмета запроса при размещении разъяснений положений документации.
6. Выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
7. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Крымского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях должностных лиц Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" признаков административного правонарушения.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 08/412-16 о нарушении
законодательства об осуществлении закупок
06 апреля 2016 года г. Севастополь
Комиссия по контролю в сфере закупок города федерального значения Севастополя (далее - Комиссия) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополь (далее - Управление) в составе:
Токарев В.С. - заместитель руководителя Крымского УФАС России, Председатель Комиссии;
Саакян А.И. - начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, рекламы и контроля закупок города Севастополя (далее - Отдел) Управления, заместитель председателя Комиссии;
Галась Д.А. - специалист-эксперт Отдела Управления, член Комиссии,
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании своего решения от 01 апреля 2016 года по делу N 08/412-16 при рассмотрении жалобы Общества с ограниченной ответственностью "Юридическое Сопровождение Торгов" от 23 марта 2016 года N 2-К/03 (вх. N 402/09 от 25 марта 2016 года) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя" при проведении конкурса с ограниченным участием на выполнение реставрационных работ и работ по приспособлению объекта культурного наследия народов Российской Федерации "Здание кинотеатра "Украина" г. Севастополь, ул. Ленина, д. 35, извещение N 0374200020316000001 (далее - Конкурс), предписывает:
Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Государственный музей героической обороны и освобождения Севастополя":
Внести изменения в конкурсную документацию (извещение N 0374200020316000001) в соответствии с решением от 01 апреля 2016 года по делу N 08/412-16;
Продлить срок подачи заявок на участие в Конкурсе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В срок до 20 апреля 2016 года представить в адрес Управления документальное подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 6 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016