Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 1 апреля 2016 г. N 04-05/1575
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Спиридонова О.Г. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Якимова П.А. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля закупок; |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заказчика - ГКУ "Дорожное агентство "Архангельскавтодор": Мирмана Е.М. (доверенность от 13.01.2015 N 2Д-10); Анисимова И.В. (доверенность от 06.05.2015 N 59-15/08-05);
Уполномоченного органа - контрактного агентства Архангельской области: Анисимова А.А. (доверенность от 07.04.2015 N 05-Д);
Заявитель - ООО "Спецстрой" уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своего представителя в заседание Комиссии Архангельского УФАС России не направил. установила:
25 марта 2016 года в ФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Спецстрой" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ГКУ Архангельской области "Дорожное агентство "Архангельскавтодор" (далее - Заказчик), Уполномоченного органа - контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по строительству мостового перехода через реку Устья на автомобильной дороге Октябрьский-Мягкославская (Некрасово) с подъездом к дер. Мягкославская (извещение N 0124200000616001140). В Архангельское УФАС России жалоба поступила 29 марта 2016 года.
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, Уполномоченного органа в связи с неверным выбором способа определения подрядчика.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 01.04.2016 N 872/08.
Уполномоченный орган представил объяснение по жалобе от 31.03.2016 N 314-05-280.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает конкурсную документацию, и организует осуществление закупки.
11.03.2016 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети Интернет http://new.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000616001140 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения контракта на выполнение работ по строительству мостового перехода через реку Устья на автомобильной дороге Октябрьский-Мягкославская (Некрасово) с подъездом к дер. Мягкославская (далее - конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена контракта - 153612190.00 рублей.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправильно выбран способ осуществления закупки на выполнение работ по строительству мостового перехода через реку Устья на автомобильной дороге Октябрьский-Мягкославская (Некрасово) с подъездом к дер. Мягкославская. Заявитель, ссылаясь на Постановление Правительства РФ от 04.02.2015, считает, что данная закупка должна быть размещена путем проведения конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ "О контрактной системе" заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 определено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 ФЗ "О контрактной системе".
Согласно частям 1 и 2 статьи 48 ФЗ "О контрактной системе" под открытым конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса, конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования; Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 ФЗ "О контрактной системе".
Пунктом 1 части 2 статьи 56 ФЗ "О контрактной системе" установлено, что заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.
В пункте 5 таблицы, содержащейся в Приложении N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, в качестве случая отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации определено выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд - превышает 50 млн. рублей.
В заседании Комиссии Архангельского УФАС России представители Заказчика пояснили, что извещении и конкурсной документации некорректно указано наименование объекта закупки - "Строительство мостового перехода через реку Устья на автомобильной дороге Октябрьский-Мягкославская (Некрасово) с подъездом к дер. Мягкославская".
Фактически, в соответствии с проектной документацией, размещенной вместе с конкурсной документацией на сайте единой информационной системы, подрядчику необходимо выполнить работы по строительству участка автомобильной дороги длинной 1486,80 метра, включающее строительство искусственного дорожного сооружения (моста) длинной 139,54 метра.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
Предусмотренные проектной документацией строительные работы включены в код по ОКПД2: 42.11.20.000 - работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов.
Соответственно, Заказчиком в рассматриваемом случае осуществляется закупка работ по строительству автомобильной дороги для обеспечения государственных нужд с начальной (максимальной) ценой контракта превышающей 150 млн.руб.
Работы по строительству автомобильной дороги для обеспечения государственных нужд с начальной (максимальной) ценой контракта превышающей 150 млн.руб. не включены в Приложение N 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Следовательно, Заказчик не вправе осуществлять закупку работ по строительству автомобильной дороги для обеспечения государственных нужд с начальной (максимальной) ценой контракта превышающей 150 млн.руб. путем проведения конкурса с ограниченным участием.
Заказчик в объяснениях по жалобе от 01.04.2016 N 872/08 также отметил, что в соответствии с требованиями части 2 статьи 59 ФЗ "О контрактной системе", распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 417 "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) Заказчик вправе, но не обязан осуществить закупку по строительству автомобильной дороги для обеспечения государственных нужд с начальной (максимальной) ценой контракта превышающей 150 млн.руб. способом аукциона в электронной форме.
Таким образом, в действиях Заказчика по выбору способа осуществления закупки нарушений ФЗ "О контрактной системе" не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "Спецстрой" необоснованной.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии О.Г. Спиридонова
П.А. Якимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 1 апреля 2016 г. N 04-05/1575
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016