Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 24 марта 2016 г. N 157/2015
Резолютивная часть решения объявлена 24.03.2016
Полный текст решения изготовлен 24.03.2016
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела N 157/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (далее Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Дегтярева Р.В. - руководитель управления,
Члены комиссии:
Коробкина О.Р. - главный специалист-эксперт отдела контроля в ТЭК и связи;
Майсеева А.В. - специалист 1 разряда отдела контроля экономической концентрации, анализа рынков и реестра,
рассмотрев дело N 157/2015 по признакам нарушения ОАО "АТЭК" (350058, г. Краснодар, ул. Селезнева, 199), ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя ТСЖ "Тургенева 177" по доверенности от 05.02.2014 N3 - Жуковой А.В., в отсутствии надлежаще уведомленных ОАО "АТЭК" и ООО "УК "Кубанская", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение ТСЖ "Тургенева 177" (далее - Заявитель) на действия ОАО "АТЭК".
В ходе рассмотрения обращения Управлением установлено следующее.
Между ТСЖ "Тургенева 177" и ООО "Управляющая компания "Кубанская" заключен договор от 13.11.2013 N16 на предоставление услуг и выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД по ул. Тургенева, д.177 (далее - Договор N16 от 13.11.2013).
Согласно п.3.2.18 Договора N16 от 13.11.2013, ООО "УК "Кубанская" производит начисление платежей за жилищно-коммунальные услуги на основании трехсторонних дополнительных соглашений, перечисляет собранные денежные средства за коммунальные услуги Поставщикам коммунальных ресурсов, с которыми у ТСЖ "Тургенева 177" заключены договоры поставки ресурсов.
Между ТСЖ "Тургенева 177" и ОАО "АТЭК" заключен договор от 25.12.2013 N11019 на поставку тепловой энергии (категория - прочие - нежилое), (далее - Договор N11019 от 25.12.2013).
Согласно соглашению на переуступку к Договору от 25.12.2013 N 11019, между ОАО "АТЭК", ТСЖ "Тургенева177" и ООО "Управляющая компания "Кубанская" определен порядок расчетов.
Многоквартирный дом по ул. Тургенева, д.177 в г. Краснодаре (далее - МКД N177) не оснащен коллективным прибором учета тепловой энергии.
ТСЖ "Тургенева 177" и ООО "УК "Кубанская" в адрес ОАО "АТЭК" не обращались с заявлением об установке общедомового прибора учета тепловой энергии.
ООО "Управляющая компания "Кубанская" производит начисление за тепловую энергию по показаниям индивидуальных приборов учета ГВС.
Индивидуальные приборы учета ГВС опломбированы и приняты в эксплуатацию исполнителем коммунальных услуг - ТСЖ "Тургенева 177".
Однако, ОАО "АТЭК" предъявляет к оплате за тепловую энергию объем горячей воды, рассчитанный на количество проживающих граждан по нормативу потребления.
ОАО "АТЭК" в адрес ТСЖ "Тургенева 177" письмом от 27.12.2013 N4327/09 сообщило о необходимости ввода установленных индивидуальных приборов учета ГВС в эксплуатацию с участием представителя ресурсоснабжающей организации.
Также, письмом от 01.12.2014 N3855/06 ОАО "АТЭК" в адрес ООО "УК "Кубанская" сообщило о необходимости предоставления графика доступа в помещение собственников МКД N177 для представителей ОАО "АТЭК" с целью осмотра индивидуальных приборов учета ГВС.
10.12.2014 ООО "УК "Кубанская" письмом N1186 в адрес ОАО "АТЭК" направило график проведения проверки индивидуальных приборов учета ГВС.
В период с 08.12.2014 по 12.12.2014 и с 15.12.2014 по 19.12.2014 в соответствии с указанными в письме от 10.12.2014N1186 графиками, контролером ОАО "АТЭК" Кравченко Е.Л. и контролером ОАО "УК "Кубанская" Лукъянченко Е.А. была проведена комиссионная проверка индивидуальных приборов учета ГВС.
Согласно проведенной комиссионной проверке, ООО "УК "Кубанская" в адрес ОАО "АТЭК" обратилась с письмом от 19.01.2015 N30 с просьбой о предоставлении составленного акта по результатам проверки.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N261), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
В соответствии со ст. 9 Закона N261, с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Согласно ст. 12 Закона N261, до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Согласно п.31 подпункта "ж" Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.20111 N354 (далее - Правила N354), исполнитель коммунальных услуг обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случаях, установленных настоящими Правилами, а также в случаях и сроки, которые определены договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решением собственников помещений в многоквартирном доме, снимать показания индивидуальных и общих (квартирных), комнатных приборов учета, заносить полученные показания в журнал учета показаний указанных приборов учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания.
Согласно части 5 статьи 5 Федерального Закона от 26.07.2006 г. N 135- ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
ОАО "АТЭК" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче тепловой энергии в виде горячего водоснабжения, в пределах эксплуатируемых и присоединенных сетей, расположенных в МО г. Краснодар, с долей 100%.
С учетом вышеизложенного в действиях ОАО "АТЭК" установлены признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в начислении платы ТСЖ "Тургенева 177" за услуги горячего водоснабжения без учета показаний индивидуальных приборов учета горячей воды.
Приказом от 07.05.2015 N 182 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства", Краснодарским УФАС России в отношении ОАО "АТЭК" возбуждено дело N157/2015 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением о назначении дела N 157/2015 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (от 21.05.2015 N 9303/4), назначена дата рассмотрения дела - 14.07.2015.
14.07.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "АТЭК": Сердюкова В.Н. по доверенности от 07.06.2015 N 10, представитель ТСЖ "Тургенева 177" - Жукова А.В. по доверенности от 05.02.2014 N3; представитель ООО "УК "Кубанская" по доверенности от 23.01.2015 N58.
На заседании, в связи с удовлетворением ходатайства ОАО "АТЭК" о приостановлении рассмотрения дела N157/2015, в связи с тем, что ОАО "АТЭК" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о взыскании задолженности, Комиссией вынесено определение о приостановлении рассмотрения дела.
08.09.2015 в Краснодарское УФАС России поступило заявление от председателя ТСЖ "Тургенева 177" о возобновлении дела N157/2015.
Определением о возобновлении рассмотрения дела N157/2015 о нарушении антимонопольного законодательства (от 08.10.2015 N18983/4), назначена дата рассмотрения дела - 05.11.2015.
05.11.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "АТЭК" - Сердюкова В.Н. по доверенности от 07.07.2015 N 10; представитель надлежаще уведомленного ТСЖ "Тургенева 177" отсутствовал: представитель надлежаще уведомленного ООО "УК "Кубанская" отсутствовал.
На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до - 05.02.2015, а также определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела - 17.12.2015.
17.12.2015 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "АТЭК": Алешин В.П. по доверенности от 01.07.2015 б/н; представитель надлежаще уведомленного ТСЖ "Тургенева 177" отсутствовал; представитель надлежаще уведомленного ООО "УК "Кубанская" отсутствовал.
На заседании, в связи с отсутствием кворума для рассмотрения дела N157/2015 вынесено определение об отложении рассмотрения дела. Назначена дата рассмотрения дела - 29.01.2016.
29.01.2016 г. на заседании Комиссии присутствовали: члены Комиссии; представитель ОАО "АТЭК" - Сердюкова В.Н. по доверенности от 07.06.2015 N 10; представитель ТСЖ "Тургенева 177" - Жукова А.В. по доверенности от 03.02.2015 N3; представитель надлежаще уведомленного ООО "УК "Кубанская" отсутствовал.
На заседании, в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, Комиссией вынесено определение о продлении срока рассмотрения дела до - 29.04.2016, а также определение об отложении рассмотрения дела.
Комиссия, в полном объеме изучив все фактические обстоятельства дела N 157/2015, установила следующее.
При рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства Управление руководствуется Федеральным законом от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденным приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15.
Федеральным законом от 05.10.2015 N 275 - ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции") внесен ряд изменений.
Согласно ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" в редакции, действующей с 05.01.2016 г., запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона "О защите конкуренции").
24.03.2016 на заседании Комиссии Краснодарского УФАС России по делу N157/2015 представителем ТСЖ "Тургенева 177" сообщено, что оно не осуществляет предпринимательскую и иную профессиональную деятельность приносящую доход, что занесено в протокол заседания Комиссии от 24.03.2016 (протокол имеется в материалах дела).
На основании вышеизложенного, в действиях ОАО "АТЭК" отсутствует факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 2-3.4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
Прекратить рассмотрение дела N 157/2015 ввиду отсутствия нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" в рассматриваемых Комиссией действиях ОАО "АТЭК".
Председатель комиссии Р.В. Дегтярева
Члены комиссии О.Р. Коробкина
А. В. Майсеева
Решение антимонопольного органа, в соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и выдачи предписания (дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия). Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.
В случае, если решение антимонопольного органа обжаловано в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 марта 2016 г. N 157/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016