Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 17 марта 2016 г. N 05-04.1/23-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе "_":
в отсутствие "_",
рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), жалобу "_" (далее - Заявитель) на действия организатора торгов, конкурсного управляющего "_" (далее - Ответчик, Организатор торгов) при проведении открытых электронных торгов по продаже имущества ИП "_" лот N1: грузовой автомобиль MAN TGA 18.480, 2004 г. (далее также - Торги),
в присутствии: ответчика "_" (личность удостоверена паспортом);
в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы (ходатайство о рассмотрении жалобы без участия Заявителя), установила:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 1492 от 01.03.2016 г.) жалоба Заявителя, участника торгов N 2141-ОАОФ/1 по лоту N 1, который полагает, что Организатором торгов неправомерно отказано в допуске Заявителя к участию в торгах.
В жалобе Заявитель указывает, что он в срок, установленный в публикации о торгах N 2141-ОАОФ/1 по лоту N 1, по форме оператора электронной площадки и в соответствии с требованиями действующего законодательства подал заявку на участие в них, оплатив необходимый задаток, приложив отсканированные с оригиналов документы: паспорт, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, платежное поручение о перечислении задатка для участия в Торгах, а Организатор торгов в нарушение требований Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отказал ему в допуске к участию в Торгах по причине не приложения к заявке документов, подтверждающих оплату задатка, а также копии документов, удостоверяющих личность.
Заявитель просит антимонопольный орган признать решение Организатора торгов об отказе в допуске к участию Заявителя неправомерным, результаты Торгов признать недействительными.
2. На основании запроса Омского УФАС России (исх. от 03.03.2016 г. N 05-1322) конкурсным управляющим "_" представлены заверенные копии:
- объявления на сайте ЕФРСБ от 27.11.2015 г. N 833238 о проведении Торгов;
- объявления о проведении Торгов, опубликованного в газете "Коммерсантъ" от 28.11.2015 г. N 220;
- публикации в газете "Коммерсантъ" от 02.12.2015 г.;
- протокола N 2141- ОАОФ/1 об определении участников открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества от 14.01.2016 (далее - протокол от 14.01.2016 N 2141- ОАОФ/1);
- протокола N 2141- ОАОФ/1/2 о результатах открытых торгов в форме аукциона по продаже имущества от 15.01.2016 (далее - протокол от 15.01.2016 N 2141- ОАОФ/1/2);
- скриншоты экрана по заявке "_".;
- скриншоты экрана о переписке с ООО "РУССИА ОнЛайн";
- сообщения на сайте ЕФРСБ от 21.01.2016 г. N 903416 о результатах Торгов и заключении договоров купли продажи;
- сообщения в газете "Коммерческие вести" о результатах Торгов;
- сообщения в газете "Коммерсантъ" о результатах торгов;
- предложения о заключении договора купли продажи.
В представленных письменных пояснениях, а также на заседании 14.03.2016 г. Ответчик пояснил следующее.
По заявке "_" Организатором торгов было принято решение об отказе в допуске к участию в торгах в связи с тем, что к заявке не были приложены документы, подтверждающие оплату задатка, а также документы, удостоверяющие личность заявителя, что подтверждается скриншотами экрана компьютера Организатора торгов.
Ответчик пояснил, что Заявитель после отклонения его заявки к участию в Торгах продолжал утверждать, что все необходимые документы им были приложены, в связи с чем Организатором торгов 15.01.2016 г. был направлен запрос в адрес оператора электронной площадки ООО "РУССИА ОнЛайн" с целью разъяснения сложившейся ситуации. Из ответа оператора электронной площадки следует, что "_" не подписаны документы, которые он прикрепил к своей заявке, в связи с чем Организатор торгов данные документы не обнаружил.
Таким образом, Ответчик утверждает, что заявка "_" отклонена им правомерно, поскольку заявка подана ненадлежащим образом по вине самого Заявителя.
Организатор торгов, не согласившись с доводами жалобы Заявителя, также пояснил, что Торги проведены в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, Порядка проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54 (далее - Порядок проведения торгов).
3. Из имеющихся у Комиссии материалов и информации следует, что решением Арбитражного суда Омской области от 08.07.2014 г. по делу N А46- 15384/2013 в отношении индивидуального предпринимателя "_" открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден "_".
28.11.2015 г. газете "Коммерсантъ" (N 220, сообщение N 55010007204) Организатор торгов опубликовал сообщение о проведении открытых торгов в форме аукциона, открытого по составу участников и форме предложения цены, по принципу повышения цены по продаже имущества "_" на электронной площадке ООО "РУССИА ОнЛайн", а также разместил данное сообщение на сайте ЕФРСБ. Продаже подлежало имущество ИП "_", а именно: лот N 1: грузовой автомобиль MAN TGA 18.480, 2004 г.
Указанное сообщение содержало также требования к форме подачи заявок на участие в Торгах, к составу прилагаемых к таким заявкам документам, в том числе подтверждающие внесение задатка, указание на то, что документы предоставляются в электронной форме (сканируются с оригиналов) и подписываются ЭЦП заявителя.
Согласно протоколу от 14.01.2016 N 2141- ОАОФ/1 на участие в Торгах заявки поданы: "_" (заявка принята 11.01.2016 г.); "_" (заявка принята 13.01.2016 г.); "_" (заявка принята 14.01.2016 г.); "_" (заявка принята 14.01.2016 г.).
Из указанного протокола следует, что по заявке "_" принято решение об отказе в допуске к участию в Торгах по причине не приложения к заявке документов, подтверждающих оплату задатка, а также документов, удостоверяющих личность. Остальные лица, подавшие заявки на участие в Торгах, были допущены к участию в них.
Согласно протоколу от 15.01.2016 N 2141- ОАОФ/1/2 победителем Торгов признан "_".
5. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные материалы, заслушав Ответчика, Комиссия признала жалобу необоснованной, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Согласно части 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника осуществляется конкурсным управляющим в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 Закона о банкротстве.
В пункте 3 статьи 111 Закона о банкротстве предусмотрено, что продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежит, в частности заложенное имущество.
В силу части 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация. Организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже имущества должника, принимает заявки на участие в торгах, заключает с заявителями договоры о задатке, определяет участников торгов и победителя торгов и т.д.
Согласно пункту 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже имущества должника должны содержаться, в том числе: сведения о форме проведения торгов; порядок, место, срок и время представления заявок на участие в торгах; порядок оформления участия в торгах, перечень представляемых участниками торгов документов и требования к их оформлению; размер задатка, сроки и порядок внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток; порядок и критерии выявления победителя торгов; порядок и срок заключения договора купли-продажи имущества должника.
В пункте 11 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов, и оформляется в форме электронного документа. Документы, прилагаемые к заявке, представляются в форме электронных документов, подписанных электронной цифровой подписью заявителя.
В соответствии с пунктом 12 статьи 110 Закона о банкротстве к участию в торгах допускаются заявители, представившие заявки на участие в торгах и прилагаемые к ним документы, которые соответствуют требованиям, установленным Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов. Решение об отказе в допуске заявителя к участию в торгах принимается в случае, если:
- заявка на участие в торгах не соответствует требованиям, установленным в соответствии с Законом о банкротстве и указанным в сообщении о проведении торгов;
- представленные заявителем документы не соответствуют установленным к ним требованиям или недостоверны;
- поступление задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, не подтверждено на дату составления протокола об определении участников торгов.
Как указывалось выше в настоящем решении Комиссии, сообщение о проведении Торгов было опубликовано Организатором торгов в газете "Коммерсантъ" 28.11.2015 г. N 220, а также 29.11.2015 г. размещено на сайте ЕФРСБ в сети "Интернет".
Изучив данное сообщение, Комиссия установила, что в нём указано следующее: "_К заявке прилагаются документы: выписка из ЕГРЮЛ (для ЮЛ), из ЕГРИП (для ИП), копии документов, удостоверяющих личность (для ФЛ), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о гос. регистрации юр. лица или гос. регистрации ФЛ в качестве ИП в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностр. лица; документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя; документы, подтверждающие внесение задатка. Документы представляются в письменной форме (сканируются с оригиналов) и подписываются ЭЦП заявителя".
Омским УФАС России были направлены в адрес оператора электронной площадки ООО "РУССИА ОнЛайн" запросы о представлении информации (исх. N 05-1323э от 03.03.2016 г., N 05-1518э от 14.03.2016 г.), в которых антимонопольный орган просит представить мотивированные пояснения по доводам, указанным в жалобе.
Так, согласно письменным пояснениям оператора электронной площадки ООО "РУССИА ОнЛайн", поступившим в Омское УФАС России вх. N 1762э от 15.03.2016 г., "_" 14.11.2014 г. был зарегистрирован на ЭТП "РУССИА ОнЛайн" в качестве участника Торгов в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 г. N 54. 14.01.2016 г. Заявитель подал заявку на участие в Торгах N 2141-ОАОФ. Процедура подачи заявки на участие в торгах на ЭТП "РУССИА ОнЛайн" состоит из нескольких шагов: заполнение текстовой части заявки; прикрепление необходимых документов; сохранение заявки; подпись каждого приложенного документа электронной цифровой подписью; проверка заявки; подпись заявки электронной цифровой подписью и отправки ее организатору торгов.
ООО "РУССИА ОнЛайн" в своих пояснениях сообщило, что к заявке "_" были прикреплены документы: паспорт, ИНН, сведения о заявителе, участие в капитале, платежный документ, но указанные документы не были подписаны электронной цифровой подписью. В связи с этим, Организатор торгов при рассмотрении заявки не мог видеть указанные приложенные документы, так как не подписанные документы не отображаются в учетной записи (личном кабинете) организатора торгов.
Для сравнения ООО "РУССИА ОнЛайн" представило экранный снимок (скриншот) заявки победителя Торгов "_", на котором видно, что каждый приложенный документ подписан электронной цифровой подписью.
С учетом изложенного в сообщении о проведении Торгов, в письменных пояснениях ООО "РУССИА ОнЛайн", Комиссия пришла к заключению, что отказ в допуске "_" к участию в Торгах по причине не приложения к заявке документов, подтверждающих оплату задатка, а также документов, удостоверяющих личность, является обоснованным, поскольку заявка подана ненадлежащим образом по вине самого Заявителя.
Нарушений конкурсным управляющим, организатором торгов - "_" требований Закона о банкротстве, Порядка проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2010 N 54, при проведении Торгов Комиссией не установлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
Признать необоснованной жалобу "_" на действия организатора торгов, конкурсного управляющего "_" при проведении открытых электронных торгов по продаже имущества ИП "_": грузовой автомобиль MAN TGA 18.480, 2004 г. (лот N 1).
Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 17 марта 2016 г. N 05-04.1/23-16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016