Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<>,
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), направленное Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (далее - Заявитель) в соответствии с пунктом 7 Порядка согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 31.03.2015 N 189, установила:
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Наименование закупки |
Лот 2.3.6 "Разработка и подготовка к утверждению стандартов в области химии и химической безопасности" |
|||
Способ закупки |
Открытый конкурс |
Номер извещения
|
0173100009216000003 |
|
Дата размещения извещения |
28.01.2016 |
Начальная (максимальная) цена контракта (рублей) |
28 069 000 |
|
Дата окончания срока подачи заявок |
18.02.2016 |
Количество заявок, поданных на участие в открытом конкурсе по лоту N 2.3.6 |
1 |
|
Дата рассмотрения и оценки заявок |
24.02.2015 |
Количество заявок, соответствующих требованиям конкурсной документации |
1 |
|
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Ассоциация "НП "КИЦ СНГ" |
|||
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (рублей) |
28 069 000 |
Заявитель обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
К обращению Заявителя приложены документы и сведения, свидетельствующие о соответствии единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и документации о закупке, а также согласие единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключить контракт на условиях, предусмотренных документацией о закупке, и по цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении закупки и документации о закупке.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать в том числе, должна содержать документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что пунктами 4.2.3, подпунктом 2 пункта 5.2.4 раздела I, пунктом 28, 56 раздела II Конкурсной документации установлено, что в составе заявки, в случае обеспечения заявки на участие в Конкурсе путем внесения денежных средств на счет Заказчика, факт внесения участником закупки таких денежных средств подтверждается платежным поручением с отметкой банка, или заверенным банком копии этого платежного поручения.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015
N 390-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" норма о необходимости предоставлении платежного поручения с отметкой банка, а также заверенного банком копии такого платежного поручения, утратила силу с 01.01.2016.
Таким образом, действия Заявителя, установившего в Конкурсной документации неправомерные требования к документам, которые должны содержаться в составе заявок участников закупки на участие в Конкурсе нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты проведения Конкурса, поскольку заявка единственного участника Конкурса признана соответствующей требованиям Конкурсной документации.
3. В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов. Не допускается устанавливать иные требования к оформлению заявки на участие в открытом конкурсе, за исключением предусмотренных настоящей частью требований к оформлению такой заявки. При этом ненадлежащее исполнение участником открытого конкурса требования о том, что все листы таких заявки и тома должны быть пронумерованы, не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
Пунктами 3.7.4 раздела I, 28 раздела II Конкурсной документации установлены требования о том, что заявка на участие в Конкурсе и том такой заявки (если заявка состоит из нескольких томов) должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника закупки (для юридического лица) и подписаны участником закупки или лицом, уполномоченным участником закупки, а также в случае, если от имени участника закупки действует иное лицо, заявка на участие в Конкурсе должна содержать также доверенность на осуществление действий от имени участника закупки, заверенную печатью участника закупки и подписанную руководителем (для юридического лица) или уполномоченным руководителем лицом, либо засвидетельствованную в нотариальном порядке копию указанной доверенности.
Следовательно, установленные Заявителем в Конкурсной документации, требования о необходимости заверять печатью участника Конкурса (для юридического лица) доверенность для участия в Конкурсе, а также скреплять печатью заявку участника Конкурса (для юридического лица), нарушают положения Закона о контрактной системе, так как Законом о контрактной системе установлено, что участникам закупки необходимо скреплять документы, входящие в состав заявки печатью только при наличии такой печати.
Указанные действия Заявителя нарушают пункт 4 части 1 статьи 50, часть 4 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Пунктом 44 раздела II Конкурсной документации установлен следующий срок предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации:
"С даты и времени начала подачи заявок, но не позднее, чем за два рабочих дня до начала процедуры вскрытия конвертов".
Следовательно, Заявителем не установлены надлежащим образом даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации.
Таким образом, действия Заявителя, выразившиеся в неустановлении даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации, нарушают пункт 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью Конкурсной документации, не содержит положений предусматривающих условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заявителя, нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 49 раздела II Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки:
"2. Оценка заявок по критерию 2 "Качественные характеристики работы"
Для оценки по критерию 2 "Качественные характеристики работы" применяются указанные в таблице показатели 2.1 - 2.2, характеризующие качественные характеристики предложений участников закупки.
По показателю 2.2 заявке, в которой представлена копия действующего сертификата, подтверждающего соответствие системы менеджмента качества участника закупки требованиям ISO 9001, присуждается максимальное значение баллов, в случае отсутствия в заявке такого документа присуждается 0 баллов.
Для расчёта итогового рейтинга заявки по критерию 2, рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию 2, умножается на соответствующую указанному критерию значимость в %.
3. Оценка заявок по критерию 3 "Квалификация участника закупки", в том числе наличие опыта работы в области национальной стандартизации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки по критерию 3 "Квалификация участника закупки" применяются указанные в таблице показатели 3.1 - 3.3, характеризующие квалификационные характеристики участников закупки.
По показателю 3.1 Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ:
Присвоение количества баллов заявкам по показателю 3.1 осуществляется членами Комиссии по осуществлению закупок на основе рассмотрения представленных участниками конкурса документов, подтверждающих их квалификацию, с учетом предложений о привлечении к выполнению работы дипломированных специалистов участника закупки (штатных или на договорной основе), в том числе имеющих ученые степени в области наук, соответствующих тематике работы (по Лоту 2.3.6 - биологических, ветеринарных, медицинских, сельскохозяйственных, технических, фармацевтических, физико-математических, химических наук ).
При оценке предложений участников закупки показатель Yi является суммой числа всех предложенных дипломированных специалистов и (повторно) числа специалистов, имеющих ученую степень в области наук, соответствующих тематике работы или являющихся экспертами по стандартизации, со следующими коэффициентами:
Кандидат наук - 0,5
Доктор наук - 1
Эксперт по стандартизации - 0,5".
Комиссия установила, что порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации по показателю 2.2 нестоимостного критерия оценки "Качественные характеристики работы" не установлен предмет оценки (область аккредитации), позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю 2.2 нестоимостного критерия "Качественные характеристики работы".
Также, порядок оценки по нестоимостным критериям оценки "Качественные характеристики работы", "Квалификация участника закупки" не соответствует требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку для каждого показателя не установлена его значимость (вес оценки, выраженный в процентах), в соответствии с которой будет производиться оценка.
Кроме того, порядок оценки по показателю 3.1 нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку положения Конкурсной документации не позволяют определить исчерпывающий перечень дипломированных специалистов подлежащих оценке (оценивается наличие дипломированных специалистов только по всем специальностям, или имеющиеся, но соответствующие одной из представленной тематике работы) конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю 3.1 нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки".
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка, в связи с чем порядок оценки не применялся.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом 8 Порядка, Комиссия решила:
1. Согласовать Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии возможность заключения контракта по итогам проведения открытого конкурса по лоту N 2.3.6 с номером извещения 0173100009216000003
с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) -
Ассоциация "НП "КИЦ СНГ". При этом государственный контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, указанной в
Ассоциация "НП "КИЦ СНГ", не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, установленную в извещении о проведении закупки и документации о закупке, а именно: 28 069 000 рублей.
2. Признать в действиях Заявителя нарушения части 13 статьи 34,
пунктов 4, 8, 9 части 1 статьи 50, части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 09.03.2016 N Е-82/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 марта 2016 г. N 17/17620/16
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016