Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 16 марта 2016 г. N 05-02 1269
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
Руководитель Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Нестеренко Е.В. |
Начальник отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Шахов А.Ю. |
Главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
Член комиссии |
- |
Десяткова Е.В. |
Специалист-эксперт отдела контроля органов власти Архангельского УФАС России |
рассмотрев в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу Гуськовой О.Г., в присутствии представителей ТУ Росимущества в Архангельской области Шмырева М.В. (по доверенности), Поздняковой Ю.Б. (по доверенности), Зеляниной Ю.А. (по доверенности), установила:
03.03.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области поступила жалоба Гуськовой О.Г. на действия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области при проведении аукциона на право заключения договоров, предусматривающих переход права в отношении имущества, обращенного в собственность государства (извещение N 120216/0017076/01).
Содержание жалобы:
Согласно извещению N 120216/0017076/01, размещенному на сайте www.torgi.gov.ru, дата и время окончания приема заявок на участие в аукционе на право заключения договоров, предусматривающих переход права в отношении имущества, обращенного в собственность государства, по лотам N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7 - 09 марта 2016 года в 09 часов 00 минут.
Вместе с тем, 02.03.2016 Гуськовой О.Г. было отказано в регистрации ее заявок на участие в рассматриваемом аукционе.
Как следует из протокола аукциона N 4/2016, опубликованного на сайте www.torgi.gov.ru 29 февраля 2016 года, аукцион по продаже имущества по лотам N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 6, N 7 признан несостоявишмся по причине отсутствия заявок. За период с 12.02.2016 по 29.02.2016 (10 рабочих дней) не получено ни одной заявки.
При вышеназванных обстоятельствах, как указала Гуськова О.Г., организатором торгов не соблюден срок, предусмотренный для подачи заявок на участие в аукционе, который был установлен в извещении N 120216/0017076/01.
Кроме того, по мнению Гуськовой О.Г., информация, содержащаяся в извещении о проведении аукциона, не в полной мере соответствует требованиям Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1041.
Представители ТУ Росимущества в Архангельской области не согласились с доводами жалобы по основаниям, изложенным в возражениях от 10.03.2016 N 1303 и дополнительных пояснениях к возражениям от 14.03.2016 N 1367.
Рассмотрение жалобы было назначено на 11 марта 2016 года. 10 марта 2016 года Гуськовой О.Г. было заявлено письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела на более поздний срок в связи с невозможностью явиться в заседание комиссии. В соответствии с ч. 14.1 статьи 18.1 срок принятия решения был продлен до 13.30 16 марта 2016 года. На заседание, состоявшееся 16 марта 2016 года, заявитель не явилась (уведомлена всеми возможными способами).
Жалоба рассмотрена с учетом следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" жалоба рассматривается на предмет соблюдения установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, поскольку заявитель не является лицом, подавшим заявку на участие в торгах.
Порядок реализации движимого имущества (за исключением акций долей в уставных (складочных) капиталах хозяйственных обществ и товариществ), обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, бесхозяйного и изъятого имущества, кладов, товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства) или поступившего в собственность государства в порядке наследования (далее - имущество) осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1041 (далее - Положение).
Продавцом имущества выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальные органы) (далее - продавец), которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Продавец имущества и организатор аукциона в рассматриваемом случае - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области.
Приказом от 23 июня 2015 года N 22-О создана комиссия по проведению торгов (аукционов, конкурсов) по продаже арестованного, конфискованного, бесхозяйного изъятого, иного имущества и дебиторской задолженности в Архангельской области, которая правомочна осуществлять действия организатора торгов с функциями, предусмотренными действующим законодательством.
Согласно III разделу Положения реализация имущества, оценочная стоимость которого составляет свыше 100 тыс. рублей, осуществляется путем проведения открытого аукциона.
В соответствии с пунктом 13 Положения прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о реализации имущества, осуществляется в течение не менее 25 календарных дней и заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов, за исключением случаев, указанных в пункте 18 настоящего Положения, при которых прием заявок осуществляется в течение 10 рабочих дней с последующим последовательным снижением цены продажи имущества до 90 процентов.
Как пояснили представители продавца имущества, при проведении аукциона по извещению N 120216/0017076/01 цена продажи имущества была снижена до 90 процентов. Предыдущие стадии реализации имущества были признаны несостоявшимися (извещения NN 171215/0017076/01, 260116/0017076/01, 110116/0017076/02).
В соответствии с извещением N 120216/0017076/01:
Место и форма подачи заявки: г. Архангельск, Набережная Северной Двины, 35/2, каб. 9, форма заявки размещена на сайте.
Дата и время начала подачи заявок: 12.02.2016 00:00.
Дата и время окончания подачи заявок: 09.03.2016 09.00.
Дата рассмотрения заявок: 15.03.2016.
Дата и время проведения аукциона: 18.03.2016.
В соответствии с п. 18 Положения в случае если в течение 10 рабочих дней с момента размещения информационного сообщения о реализации имущества не поступило ни одной заявки либо покупатель отказался от заключения договора купли-продажи имущества в установленные сроки, продавец в течение 3 рабочих дней фиксирует результаты в протоколе и размещает повторное информационное сообщение о реализации имущества, в котором указывается снижение начальной цены продажи имущества на 30 процентов, в сети "Интернет" на сайтах, указанных в подпункте "д" пункта 4 Положения.
В случае если в течение 10 рабочих дней с даты начала приема заявок по сниженной начальной цене продажи имущества на 30 процентов не поступило ни одной заявки, в течение 3 рабочих дней продавцом фиксируются результаты в протоколе и размещается повторное информационное сообщение о реализации имущества, в котором указывается снижение начальной цены продажи имущества на 60 процентов, в сети "Интернет" на сайтах, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящего Положения.
В случае если по истечении 10 рабочих дней с даты начала приема заявок по сниженной начальной цене продажи имущества на 60 процентов не поступило ни одной заявки, в течение 3 рабочих дней продавцом фиксируются результаты в протоколе и размещается повторное информационное сообщение о реализации имущества, в котором указывается снижение начальной цены продажи имущества на 90 процентов, в сети "Интернет" на сайтах, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящего Положения.
Повторные информационные сообщения о реализации имущества размещаются не позднее 5 рабочих дней со дня окончания сроков, указанных в абзацах первом - третьем пункта 18 Положения.
В случае если по истечении срока, установленного информационным сообщением о реализации имущества, после снижения начальной цены продажи имущества на 90 процентов не поступило ни одной заявки, продажа считается несостоявшейся, а имущество в течение 10 рабочих дней после подписания протокола о признании продажи несостоявшейся подлежит направлению на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, без проведения дополнительной экспертизы об утрате имуществом потребительских свойств.
Таким образом, при снижении начальной цены продажи имущества до 90 процентов продавец имущества в случае не поступления заявок не должен руководствоваться 10-дневным сроком, установленным в абзацах 1-3 пункта 18 Положения, а должен соблюдать (выдержать) время на подачу заявок, установленное п.13 положения, составляющее не менее 25 календарных дней.
В данном случае - с 12.02.2016 по 09.03.2016.
Продавец в лице аукционной комиссии, подписав протокол N 4/2016 от 29 февраля 2016 года, согласно которому признала аукцион не состоявшимся по причине отсутствия заявок, поданных в период с 12.02.2016 по 29.02.2016 (10 рабочих дней), нарушил п.13 и п. 18 Положения.
Вместе с тем, комиссия Архангельского УФАС России отмечает следующее.
Из статьи 209 Гражданского кодекса РФ следует, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 448 Гражданского кодекса РФ установлено, что если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
Разделом 14 Извещения о проведении аукциона на право заключения договоров, предусматривающих переход права в отношении имущества, обращенного в собственность государства, предусмотрено, что продавец оставляет за собой право в любой момент снять имущество с торгов и перенести дату их проведения в соответствии с действующим законодательством.
Согласно Приказу от 23 июня 2015 года N 22-О "О составе комиссии по проведению торгов (аукционов, конкурсов) по продаже арестованного, конфискованного, бесхозяйного изъятого, иного имущества и дебиторской задолженности в Архангельской области" создана комиссия по проведению вышеуказанных торгов. В соответствии с п. 3 Приказа комиссия правомочна осуществлять действия организатора торгов с функциями, предусмотренными действующим законодательством.
В соответствии с указанными полномочиями аукционной комиссией от имени продавца имущества представлен протокол от 29 февраля 2016 года об отказе от проведения открытых торгов в отношении имущества, указанного в данном протоколе в разделе "Предмет торгов".
Таким образом, продавец имущества воспользовался своим правом на отмену торгов.
При этом, в соответствии с подпунктом д) пункта 4 Положения продавец при подготовке и проведении реализации имущества организует подготовку и размещение информационных сообщений о реализации имущества и её итогах на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенном Правительством Российской Федерации, а также на официальном сайте продавца в сети "Интернет". Согласно п. 26 Положения протокол об итогах аукциона размещается продавцом в сети "Интернет" на сайтах, указанных в подпункте "д" пункта 4 настоящего Положения, не позднее рабочего дня, следующего за днем подведения итогов аукциона. Данное требование Положения выполнено не было - протокол об отказе от проведения открытых торгов не опубликован на сайте в сети "Интернет".
В соответствии с п.п. 16 и 17 Положения заявки представляются по месту приема заявок, указанному в информационном сообщении о реализации имущества.
К заявке прилагаются документы, указанные в информационном сообщении о реализации имущества. Один претендент вправе подать в отношении каждого предмета продажи только одну заявку.
В заявке указываются информация о начальной цене продажи имущества, указанной в информационном сообщении о реализации имущества, наименование имущества, местонахождение имущества и согласие на заключение договора купли-продажи имущества.
Претендент вправе отозвать заявку в любое время до окончания срока приема заявок, при этом продавец обязан вернуть задаток претенденту в течение 5 рабочих дней с даты поступления продавцу уведомления об отзыве такой заявки.
Каждая заявка, поступившая в срок приема заявок, регистрируется в журнале приема заявок с присвоением номера и указанием даты и времени подачи заявки и документов. На каждом экземпляре заявки продавцом делается отметка о ее принятии с указанием номера заявки, даты и времени ее принятия продавцом. Заявка и опись представленных документов составляются в 2 экземплярах, один из которых остается у продавца, а другой передается претенденту, с указанием номера и даты принятия заявки.
Согласно п. 14 Положения заявки, поступившие по истечении срока их приема, указанного в информационном сообщении о реализации имущества, вместе с описью, на которой делается отметка об отказе в принятии документов, возвращаются претендентам или их уполномоченным представителям под расписку.
Отметка об отказе в принятии документов делается в журнале приема заявок с указанием даты и времени поступления заявки.
Территориальным управлением Росимущества в Архангельской области представлен для обозрения "Номенклатурный журнал N 04-18 Журнал регистрации заявок на участие в аукционах по реализации федерального имущества Том 1 Начато: 03 декабря 2015 года" (сделана копия в материалы дела).
В данном журнале не зарегистрировано отметки о дате и времени поступления заявки Гуськовой О.Г. Кроме того, представленные в приложении к заявлению Гуськовой О.Г. в Архангельское УФАС России заявка на участие в аукционе (приложение 1), заявка на участие в открытом аукционе по продаже имущества, обращенного в собственность государства (приложение 2), а также опись документов, представляемых вместе с заявкой на участие в аукционе по продаже имущества, обращенного в собственность государства (приложение 3), не заполнены заявителем, на них нет отметки об отказе в принятии документов.
Что касается суммы задатка, что необходимо отметить следующее.
Как уже было указано выше, при проведении аукциона по извещению N 120216/0017076/01 цена продажи имущества была снижена до 90 процентов. Предыдущие стадии реализации имущества были признаны несостоявшимися (извещения N N 171215/0017076/01, 260116/0017076/02, 110116/0017076/02).
Цена продажи имущества была следующая (руб.):
Лот |
100%/задаток 171215/0017076/01 |
-30%/задаток 110116/0017076/02 |
-60%/задаток 260116/0017076/01 |
-90%/задаток 120216/0017076/01 |
Лот 1 Автомобиль грузовой КАМАЗ |
167750/16750 |
117425/11742,5 |
67100/6710 |
16775,0/1677,5 |
Лот 2 Автомобиль легковой Audi A8 |
239000/23900 |
167300/16730 |
95600/9560 |
23900,0/2390 |
Лот 3 Автомобиль легковой BMW 320D |
227751/22775,1 |
159425,7/15942,57 |
91100,4/9110,04 |
22775,1/2277,51 |
Лот 4 Автомобиль легковой BMW, модель 540i |
148200/14820 |
103740/10374 |
59280/5928 |
14820,0/1482 |
Лот 5 Автомобиль легковой LandRover |
512000/51200 |
358400/35840 |
204800/20480 |
51200,0/51200 |
Лот 6 Автомобиль легковой RenaultEspace |
126090/12609 |
88263/8826,3 |
50436/5043,6 |
12609,0/1260,9 |
Лот 7 Автомобиль легковой LEXUS RX 300SE |
243449/24344,9 |
170414,3/17041,43 |
97379,6/9737,96 |
24344,9/2434,49 |
Согласно п. 2 Положения функции по определению начальной цены продажи, размера задатка, утверждение формы заявки, величины повышения начальной цены, существенных условий договора купли-продажи имущества, утверждение проекта договора купли-продажи имущества, определение условий аукционов и их изменение, подписание договора купли-продажи имущества, назначение уполномоченного представителя осуществляются исключительно продавцом.
Начальная цена продажи имущества определяется продавцом на основании рыночной оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 3).
Продавец при подготовке и проведении реализации имущества осуществляет в том числе следующие функции:
а) устанавливает начальную цену продажи имущества, а также определяет величину повышения начальной цены ("шаг аукциона");
в) определяет размер, срок и условия внесения задатка физическими и юридическими лицами, намеревающимися принять участие в реализации имущества.
Согласно п. 10 Положения при реализации имущества стоимостью свыше 100 тыс.рублей в информационном сообщении о реализации имущества на аукционе указываются:
а) наименование имущества, количество и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристики имущества) с указанием на то, что имущество находится в федеральной собственности;
б) начальная цена продажи имущества;
л) размер задатка, реквизиты счетов, на которые должен быть внесен задаток, срок, порядок внесения и возврата такого задатка, а также указание на то, что данное информационное сообщение является публичной офертой для заключения договора о задатке в соответствии со статьей 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, а подача претендентом заявки и перечисление задатка являются акцептом такой оферты, после чего договор о задатке считается заключенным в письменной форме. Задаток для участия в продаже составляет 10 процентов начальной цены имущества и перечисляется в сроки, указанные в информационном сообщении о реализации имущества.
Согласно пояснениям представителей ТУ Росимущества в Архангельской области, в каждом случае начальная цена имущества определялась продавцом с учетом снижения первоначальной цены в соответствии с п. 18 Положения. Задаток, соответственно, определялся в размере 10% с учетом снижения цены.
Комиссия Архангельского УФАС России считает такое объяснение обоснованным.
Кроме того, комиссия считает, что действия по определению конкретного размера задатка не относятся к порядку размещения информации о проведении торгов и порядку подачи заявок на участие в торгах.
По вопросу указания на местоположение имущества следует отметить следующее.
В соответствии с Положением (п. 10 п.п. г)) в информационном сообщении должно быть указано местонахождение имущества. По всем лотам, выставленным на продажу, местонахождение имущества указано. Детальное местонахождения по всем лотам полностью совпадает с местом нахождения имущества.
Что касается местонахождения транспортного средства автомобиля грузового марки КАМАЗ с гидроманипулятором - Архангельская область, Онежский район, г. Онега (лот 1), уплату задатка за участие в торгах по которому к своей жалобе приложила заявитель, то, как пояснили представители ТУ Росимущества в Архангельской области, иначе определить местонахождение данного автомобиля невозможно.
Учитывая изложенное, комиссия Архангельского УФАС России приходит к выводу о том, что продавцом имущества нарушены п.п. 13, 18 и 26 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1041.
Решая вопрос о выдаче предписания в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции" комиссия антимонопольного управления принимает во внимание, что продавец имущества и организатор торгов воспользовался правом отказаться от проведения аукциона, предоставленное ему статьей 448 Гражданского кодекса РФ.
Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Архангельского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу Гуськовой Ольги Геннадьевны обоснованной.
2. Признать продавца имущества - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (аукционную комиссию) нарушившим п. 13 и п. 18 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1041, в части нарушения 25-дневного срока, установленного для приема заявок, после снижения начальной цены продажи имущества на 90 процентов.
3. Признать продавца имущества Территориальное - управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области нарушившим п. 26 Положения о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 года N 1041.
4. Предписание не выдавать.
В соответствии с частью 23 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 16 марта 2016 г. N 05-02 1269
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016