Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 14 марта 2016 г. N 33-ВП/2016
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: <_> - заместителя руководителя Челябинского УФАС России;
Членов Комиссии: <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
<_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ООО "КРИПТОН-М" (далее - заявитель) и проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети, уличного освещения и благоустройство в марте 2016 года (извещение N 0169300009216000018) в присутствии:
- представителей администрации Южноуральского городского округа, действующих на основании доверенностей от 24.02.2016 N 07-475, от 10.03.2016 N 616,
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, установила:
В Челябинское УФАС России 18.02.2016 поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети, уличного освещения и благоустройство в марте 2016 года (извещение N 0169300009216000018) (далее - закупка).
Решением (от 20.02.2016 исх. N 1996/09) жалоба возвращена заявителю по причине ее несоответствия требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе и назначена внеплановая проверка по соблюдению законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки.
Согласно представленным документам уполномоченным органом 05.02.2016 объявлено о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети, уличного освещения и благоустройство в марте 2016 года путем опубликования на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок извещения N 0169300009216000018 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 162 590, 86 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 15.02.2016 в 08 часов 00 минут.
На дату рассмотрения обращения контракт по итогам закупки заключен.
Согласно доводам обращения заказчиком неправомерно в один лот объединены работы, технологически и функционально не связанные между собой, а именно: работы по содержанию светофорных объектов и работы по содержанию улично-дорожной сети, уличного освещения, благоустройству, что приводит к укрупнению лота и ограничению конкуренции в нарушение статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, в названии аукциона не указаны работы по содержанию светофорных объектов, что затрудняет поиск аукционов по содержанию светофорных объектов (данные работы указаны в аукционной документации под N 7).
Представители заказчика с доводами, изложенными в обращении, не согласились и пояснили следующее.
Целью осуществления закупки является выполнение работ по содержанию технических средств регулирования дорожного движения, дорожных знаков, валке и обрезке деревьев, очистке дорог от снега, по содержанию и обслуживанию городских линий уличного освещения, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения. Кроме того, в связи с высокой социальной значимостью выполнения поставленной задачи по благоустройству города, для заказчика имеет важное значение выполнение работ, включенных в объект закупки, одним лицом, несущим ответственность за весь объем работ.
Работы по содержанию светофорных объектов определены заказчиком в пункте 3 Технического задания аукционной документации.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу положений части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 Информационной карты документации об аукционе в электронной форме описание объекта закупки указано в приложениях NN 1-13.
Указанные приложения включают в себя локальные сметы, калькуляции, технические условия для выполнения работ и иные документы, из содержания которых следует, что в объект закупки включены работы по содержанию светофорных объектов, улично-дорожной сети, уличного освещения, благоустройству.
Как следует из содержания обращения заявитель полагает, что заказчиком неправомерно в один лот объединены работы, технологически и функционально не связанные между собой, а именно: работы по содержанию светофорных объектов и работы по содержанию улично-дорожной сети, уличного освещения, благоустройству, что приводит к укрупнению лота и ограничению конкуренции в нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции. При этом в качестве подтверждения своего довода заявитель ссылается на Приказ Минэкономразвития России от 07.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" согласно которому работы, входящие в объект закупки, относятся к разным группам работ и услуг.
В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 162 590 рублей 86 копеек.
Исходя из представленных на заседание Комиссии документов, с учетом пояснений представителей заказчика, а также положений Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года N 402, Комиссия приходит к выводу о недоказанности заявителем неправомерности объединения в один лот рассматриваемых работ, поскольку такое объединение само по себе не свидетельствует однозначно об ограничении конкуренции.
Более того, на участие в закупке подано четыре заявки, которые допущены аукционной комиссией к процедуре аукциона. При этом согласно протоколу проведения электронного аукциона от 18.02.2016 в аукционе приняли участие 3 участника, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 34,01 %.
2. В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещается создание преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Технического задания потенциальному подрядчику в рамках исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона, необходимо выполнить работы по обрезке и валке деревьев согласно локальному сметному расчету (Приложение N 5), а также по содержанию родников и колодцев. При этом в аукционной документации отсутствует информация относительно места выполнения данных работ, в том числе об их адресных ориентирах.
Представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что на момент осуществления закупки определить объем выполнения работ по обрезке и валке деревьев не представляется возможным, так как условия исполнения контракта, в данной части, будут определены в ходе исполнения контракта. В письменных пояснениях (от 14.03.2016 исх. N 07-622) заказчик указал, что работы по содержанию родников и колодцев необходимо выполнить по следующим адресам: родники - ул. Бобровая, д. 7, Молодежная, д. 9; колодцы - ул. Красногвардейская, д. 83, 115, ул. Комсомольская, д. 13, п. Летягино ул. Нижняя, д. 7, п. Летягино ул. Верхняя, д. 6.
Вместе с тем, отсутствие в аукционной документации сведений о месте выполнения работ, являющихся условиями исполнения контракта, не позволяет потенциальному подрядчику рассчитать транспортные и временные расходы, которые обусловлены необходимостью выполнения работ в одном или нескольких местах, что может привести к невозможности сформировать наименьшее предложение о цене контракта.
Между тем, именно аукционная документация должна содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьями 7, 8 Закона о контрактной системе.
Более того, в случае, если существенные условия исполнения контракта будут определены в ходе его исполнения, то это не позволит участникам закупки, которые не располагают такой информацией, принять участие в закупке. Соответственно, отсутствие в аукционной документации информации относительно места выполнения работ может привести к созданию преимущественных условий тем участникам закупки, которые ранее оказывали подобные услуги заказчику и обладают такой информацией, что противоречит пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о контрактной системе.
Кроме того, пункт 4 Технического задания предусматривает выполнение работ по содержанию и обслуживанию городских линий уличного освещения. При этом перечень объектов уличного освещения определен Приложением N 10 к муниципальному контракту. Однако в указанном перечне отсутствуют сведения о типах существующих светильников и ламп, подлежащих обслуживанию.
В письменных пояснениях (от 14.03.2016 исх. N 07-622) заказчик указал, что данная информация, предназначенная для обслуживания, содержится в сметном расчете.
Между тем, в ходе заседания Комиссии установлено, что информация относительно типов существующих светильников и ламп, предназначенная для обслуживания, не нашла своего отражения в документации, в том числе и сметной, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Ко всему прочему, в аукционной документации также отсутствуют характеристики предохранителей, магнитных пускателей, коммутирующей аппаратуры и проводов в щитах и панелях наружного освещения, подлежащих замене в случае выхода их из строя, в ходе исполнения контракта. Тогда как согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком в документации о закупке указываются максимальные и (или) минимальные, а также неизменяемые значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, установленным заказчиком требованиям. В свою очередь, руководствуясь пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, участник закупки в первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должен представить, в том числе конкретные показатели используемого при выполнении работ товара, соответствующие требованиям аукционной документации, однако аукционная документация таких требований не содержит.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 26 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) предусматривает, что государственные или муниципальные заказчики, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения обязаны осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями энергетической эффективности этих товаров, работ, услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 утверждены Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в том числе к светильникам для наружного освещения (ОКП 34 6120).
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.03.2011 N 88 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности" с 01 января 2012 года поставляемые для государственных и муниципальных нужд товары, в отношении которых уполномоченным федеральным органом власти утверждены классы энергетической эффективности, должны иметь класс энергетической эффективности не ниже класса "А".
Таким образом, в целях соблюдения требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при установлении требований к указанным товарам, работам, услугам необходимо учитывать, что данные товары, работы, услуги, закупки на которые осуществляются для государственных или муниципальных нужд, должны обеспечивать достижение максимально возможного энергосбережения и энергетической эффективности.
Между тем, в аукционной документации заказчиком не установлено требование к классу энергетической эффективности светильников для наружного освещения.
С учетом изложенного, описание объекта закупки сформировано заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, частей 2, 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 26 Закона об энергосбережении, Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.03.2011 N 88 "О требованиях энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности".
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной на заседание Комиссии, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, решила:
1. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, частей 2, 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 26 Закона об энергосбережении, пункта 3 Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1221, пункта 2 Требований энергетической эффективности в отношении товаров, для которых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти определены классы энергетической эффективности, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 09.03.2011 N 88.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как контракт по итогам закупки заключен.
3. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 марта 2016 г. N 33-ВП/2016
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016