Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
от 5 октября 2015 г. N 521
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю за соблюдением законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель Комиссии: <_>- заместитель руководителя Иркутского УФАС России;
Члены Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок Иркутского УФАС России; <_>- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Иркутского УФАС России,
при участии:
- представителей заказчика - Министерства образования Иркутской области Першина А.В. (доверенность от 02.10.2015 г. N55-37-9003/15), <_> (доверенность от 24.09.2015 г. N55-37-8947/15);
- представителя уполномоченного органа - Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области <_> (доверенность от 03.07.2015 г. N22);
в отсутствии представителей заявителя - ООО "Центр бюджетного учета "Интеркомп", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "Центр бюджетного учета "Интеркомп" на положение документации об электронном аукционе на выполнение работ по внедрению автоматизированной информационной поддержки и сопровождения образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Иркутской области (реестровый N0134200000115003111) (далее - документация об Аукционе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон контрактной системе), установила:
28.09.2014 г. в адрес Иркутского УФАС России поступила жалоба ООО "Центр бюджетного учета "Интеркомп" (далее - Общество, заявитель).
Доводы заявителя сводятся к неправомерному установлению документации об Аукционе требований о наличии действующей лицензии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации (далее - лицензия ФСТЭК) и наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию Работ в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - лицензия ФСБ).
Заказчиком - Министерством образования Иркутской области (далее - Заказчик) представлено письменное возражение на жалобу Общества, в соответствии с которыми считают, что при формировании документации об Аукционе нарушений законодательства РФ не допущено. Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченным органом - Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) представлено письменное возражение на жалобу Общества, в соответствии с которыми считают доводы жалобы необоснованными.
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав все имеющиеся материалы, доводы жалобы Общества, возражения Заказчика, Уполномоченного органа установила следующее.
21.09.2014 г. на общероссийском официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение на проведение аукциона в электронной форме N0134200000115003111, а также документация об электронном аукционе на выполнение работ по внедрению автоматизированной информационной поддержки и сопровождения образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Иркутской области.
Согласно ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по внедрению автоматизированной информационной поддержки и сопровождения образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования Иркутской области.
В п. 22 Информационной карты документации об Аукционе содержится требование, предъявляемое к участникам закупки, устанавливаемое в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, а именно:
- наличие действующей лицензии Федеральной Службы по техническому и экспортному контролю на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
- наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию Работ в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Пункт 4.5 части III документации об электронном аукционе устанавливает следующие требования по обеспечению информационной безопасности к внедряемой АИС:
защита от несанкционированного доступа данных, передаваемых с/на единый портал государственных услуг, региональный портал государственных услуг обеспечивается техническими и программными средствами системы межведомственного электронного взаимодействия;
защита от несанкционированного доступа данных на серверах АИС осуществляется стандартными средствами обеспечения безопасности операционной системы и систему управления базами данных путем предоставления прав доступа к данным только серверным приложениям и учетным записям;
- контроль получаемой информации на отсутствие вредоносного программного кода и управляющих последовательностей.
Использование автоматизированной информационной системы в системе межведомственного электронного взаимодействия, а также передача данных на единый портал государственных услуг, региональный портал государственных услуг предполагает использование сертифицированных средств криптографической защиты информации, в том числе установку, наладку взаимодействия с системой межведомственного электронного взаимодействия.
Для обеспечения возможности подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия, единому порталу государственных услуг, предъявляются технические требования к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.12.2010 года N 190 "Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия".
В соответствии с пунктом 11 Положения об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" операторы информационных систем органов и организаций, а также оператор информационных систем, входящих в состав инфраструктуры взаимодействия, при организации взаимодействия информационных систем между собой, а также с элементами инфраструктуры взаимодействия обязаны:
а) обеспечивать защиту передаваемых сведений от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента поступления этих сведений в свою информационную систему и до момента их поступления в информационные системы, эксплуатируемые иными операторами;
б) обеспечивать соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
в) обеспечивать доступ к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и др.
Для обеспечения требований по информационной безопасности при взаимодействии с системой межведомственного электронного взаимодействия и создании защищенного канала связи в соответствии с требованиями к их защите и построения системы межведомственного электронного взаимодействия на всей территории Российской Федерации министерством образования Иркутской области используются криптошлюзы VipNet которые являются средствами криптографической защиты информации и межсетевыми экранами.
На заседании Комиссии Иркутского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что для обеспечения взаимодействия АИС с системой межведомственного электронного взаимодействия необходимо обеспечить отладку взаимодействия АИС и используемых криптошлюзов, а также провести необходимую установку (инсталляцию) средств криптозащиты информации на операционной системе сервера АИС.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N313 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств_" к перечню выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность в отношении шифровальных (криптографических) средств относятся:
- монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств.
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем.
- монтаж, установка (инсталляция), наладка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Таким образом, поскольку информационная система будет содержать персональные данные граждан для обеспечения их защиты при внедрении необходимо предусмотреть организационные и технические меры, установленные приказом федеральной службы по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (ФСТЭК России) от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных".
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 06.03.1997 N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" персональные данные отнесены к сведениям конфиденциального характера.
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденного Федеральным законом от 03.02. 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации" под технической защитой конфиденциальной информации понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по ее защите от несанкционированного доступа, от утечки по техническим каналам, а также от специальных воздействий на такую информацию в целях ее уничтожения, искажения или блокирования доступа к ней.
Таким образом, обеспечение защиты от несанкционированного доступа к данным, передаваемых через единый портал государственных услуг, региональный портал государственных услуг, обеспечивается техническими и программными средствами системы межведомственного электронного взаимодействия и контроль получаемой информации на отсутствие вредоносного программного кода и управляющих последовательностей является технической защитой конфиденциальной информации.
Исходя из вышеизложенного, установление требований о наличии лицензии ФСТЭК и лицензии ФСБ России обусловлено необходимостью обеспечения информационной безопасности при внедрении, эксплуатации автоматизированной информационной системы поддержки и сопровождения образовательный деятельности профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству образования Иркутской области, а также в связи с тем, что автоматизированная информационная система является информационной системой персональных данных и будет содержать персональные данные граждан, которые в соответствии с действующим законодательством носят конфиденциальный характер.
На основании вышеизложенного, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу о том, что жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Иркутского УФАС России, решила:
Признать жалобу ООО "Центр бюджетного учета "Интеркомп" необоснованной.
Копии решения направить сторонам по жалобе.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 октября 2015 г. N 521
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 11.4.2016