Резолютивная часть оглашена 28.06.2013
В полном объеме изготовлено 03.07.2013
г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, рассмотрев жалобу ОАО "РТИ" на действия ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" при проведении открытого конкурса по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ОАО "РТИ" (далее - Заявитель) на действия ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - РТРС, Заказчик) при проведении открытого конкурса по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса, номер извещения 31300284784 (далее - конкурс).
По мнению Заявителя, при проведении конкурса Заказчиком нарушен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, а также порядок подсчета результатов оценки и сопоставления заявок участников конкурса при определении победителя. Как следует из жалобы, Заявитель требует признать действия Заказчика при проведении конкурса не соответствующими нормам действующего законодательства, а также отменить результаты конкурса.
Рассмотрев все представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя и Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе государственных унитарных предприятий (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Заказчик должен разработать положение о закупке, которое регламентирует закупочную деятельность заказчика и должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности Заказчик должен руководствоваться положениями Закона о закупках.
Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" утверждено приказом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" от 22.03.2012 N 32 (далее - Положение о закупке).
На основании Положения о закупке Заказчиком утверждена документация открытого конкурса по выбору интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса от 18.03.2013 (далее - конкурсная документация).
Согласно извещению о проведении конкурса, срок подачи заявок на участие в конкурсе - 28.05.2013 в 13-00 (время московское).
Рассмотрение заявок на участие в конкурсе - 05.06.2013 в 13-00 (время московское).
Дата и время подведения итогов конкурса - 11.06.2013 в 13-00 (время московское).
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявок на участие в конкурсе от 05.06.2013, на участие в конкурсе допушены 3 участника:
1) ООО "РТИ";
2) ООО "ТД Связь Инжиниринг" совместно с ООО "НПП Триада-ТВ", ООО "ТехноСерв АС", ООО "Российский институт мощного радиостроения", ООО "Алмаз-Антей Телекоммуникации", ОАО "Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения", ООО "Телеком-проект-5", ОАО "Союз-телефонстрой";
3) ОАО НТЦ "КОСМОС" совместно с SCREEN SERVICE BROADCASTING TECHNOLOGIES Spa, System Engineering Solutions S.r.I., ООО "Высотник-Радиострой", ЗАО "Сигнал-ЦВ".
Согласно протоколу оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе от 11.06.2013, по итогам рассмотрения заявок участников конкурса был определен победитель - ООО "ТД Связь Инжиниринг" совместно с ООО "НПП Триада-ТВ", ООО "ТехноСерв АС", ООО "Российский институт мощного радиостроения", ООО "Алмаз-Антей Телекоммуникации", ОАО "Мощная Аппаратура Радиовещания и Телевидения", ООО "Телеком-проект-5", ОАО "Союз-телефонстрой".
По итогам проведения конкурса между Заказчиком и победителем конкурса заключен договор подряда N ДТР-197-13 от 11.06.2013 на выполнение комплекса работ по созданию сети цифрового вещания 2-го мультиплекса.
1. В отношении довода Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении подсчета результатов оценки и сопоставления заявок участников конкурса требований Положения о закупке, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пункт 5.3. Положения о закупке устанавливает, что в случае, если несколько юридических, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные Заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются к каждому из указанных лиц в отдельности.
По мнению Заявителя каждый участник закупки, входящий в объединение нескольких юридических лиц, подающих заявку на участие в конкурсе, должен быть оценен Заказчиком в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации.
Однако, по мнению Комиссии ФАС России, данный довод является необоснованным, так как в случае подачи заявки группой лиц, участником размещения заказа выступает несколько юридических лиц, объединившихся в форме консорциума, следовательно всем требованиям, указанным в конкурсной документации Заказчика, должна в совокупности отвечать такая группа лиц, а не отдельно взятое юридическое лицо, выступающее от имени группы лиц.
В тоже время, содержание пункта 5.3. Положения о закупке имеет некорректную формулировку, подразумевая ограничение права всех потенциальных участников закупки и противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Заказчику следует изложить пункт 5.3. Положения о закупке в следующей редакции: "в случае, если несколько юридических, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, требования, установленные Заказчиком в документации о закупке к участникам закупки, предъявляются в совокупности к такой группе лиц".
2. Относительно довода Заявителя о нарушении Заказчиком пункта 6.2. Положения о закупке, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Подпункт 6.2.1. пункта 6.2. Положения о закупке устанавливает обязанность заказчика указывать в конкурсной документации сведения об установленных заказчиком требованиях к качеству, техническим характеристикам товара и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы потребностям Заказчика.
Пункты 8, 10 раздела VI конкурсной документации Заказчика содержат требования, предъявляемые к поставляемому оборудованию, к выполнению работ, а также иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика по установлению требований, указанных в пунктах 8, 10 раздела VI конкурсной документации, соответствуют подпункту 6.2.1. пункта 6.2. Положения о закупке и не противоречат пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
3. В отношении довода Заявителя о нарушении Заказчиком порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, Комиссия ФАС России установила следующее.
Пунктами 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 7.2.1.2. Положения о закупке, конкурсная документация разрабатываемая и утверждаемая Заказчиком, должна соответствовать требованиям, установленным в Положении о закупке.
Подпункт 1 пункта 2.3. Приложения N 1 к Положению о закупке содержит требование к предельному значению баллов и весовых коэффициентов по критерию "ценовое предложение" - не менее 20 баллов.
Согласно разделу "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" информационной карты, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации (далее - Информационная карта), по критерию "стоимость проекта" установлено предельное значение баллов и весовых коэффициентов, равное 14 баллам.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Таким образом, раздел "Критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе" Информационной карты Заказчика не соответствует критериям, указанным в подпункте 1 пункта 2.3. Приложения N 1 Положения о закупке и противоречит части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Кроме того, в письменных пояснениях к жалобе Заказчик указывает о допущенной Заказчиком технической ошибке при переносе данных (баллов) после вычисления средней арифметической оценки на основании выставленных баллов каждым членом конкурсной комиссии в протоколе оценки и сопоставления заявок от 11.06.2013 в части указания общего балла по критерию "объем привлечения заемных средств для выполнения программ подобного рода".
Вместе с тем, из пояснений представителя Заказчика следует, что общая сумма баллов по данному критерию не повлияла на на общий результат оценки по указанному критерию. На официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 24.06.2013 Заказчиком была размещена информация по оценке и сопоставлению заявок, а именно итоговая таблица оценки и сопоставления заявок участников конкурса с внесенными уточнениями.
4. Согласно пункту 8.2. Положения о закупке, а также пункту 3.12.2. конкурсной документации, договор с победителем закупки, по результатам проведения процедур закупки должен быть заключен Заказчиком не позднее 20 дней или иного указанного в извещении срока после их завершения и подписания итогового протокола.
Частью 8 статьи 4 Закона о закупках установлено, что извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Согласно Информационной карте, договор по результатам проведения конкурса должен быть заключен не более чем за 20 дней с момента размещения итогового протокола на официальном сайте.
Итоговый протокол подписан 11.06.2013 и размещен на официальном сайте 13.06.2013 (действующая редакция размещена 24.06.2013).
Договор подряда N ДТР-197-13 на выполнение комплекса работ по созданию сети цифрового вещания 2-го мультиплекса заключен 11.06.2013.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения положений Информационной карты при заключении договора по результатам проведения конкурса.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия ФАС России решила:
1. Признать жалобу ОАО "РТИ" на действия ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" при проведении открытого конкурса по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784) необоснованной по доводу ОАО "РТИ" о том, что каждый участник закупки, входящий в объединение нескольких юридических лиц, подающих заявку на участие в конкурсе, должен быть оценен ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации.
1.1. Выдать ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения порядка организации проведения торгов в части необходимости внесения изменений в пункт 5.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", утвержденного приказом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" от 22.03.2012 N 32.
2. Признать жалобу ОАО "РТИ" на действия ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" при проведении открытого конкурса по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784) необоснованной по доводу ОАО "РТИ" о нарушении ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" пункта 6.2. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", утвержденного приказом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" от 22.03.2012 N 32.
3. Признать жалобу ОАО "РТИ" на действия ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" при проведении открытого конкурса по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784) обоснованной в части нарушения порядка оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, порядка подсчета результатов оценки и сопоставления заявок участников конкурса при определении победителя конкурса.
4. Признать ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" нарушившим часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ N Т-116/13
о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации проведения торгов
"03" июля 2013 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, на основании решения от 03.07.2013 N Т-116/13, принятого Комиссией ФАС России по итогам рассмотрения жалобы ОАО "РТИ" на действия ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" при проведении открытого конкурса по выбору системного интегратора строительства объектов вещания второго мультиплекса (номер извещения 31300284784), руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. В срок не позднее 15.07.2013 внести изменения в пункт пункт 5.3. Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", утвержденного приказом ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" от 22.03.2012 N 32, с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
2. В срок не позднее пяти рабочих дней с момента исполнения пункта 1 данного предписания представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2013 г. N Т-116/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016