Решение Федеральной антимонопольной службы
от 21 июля 2014 г. N АЦ/30073/14
Я, статс-секретарь - заместитель Руководителя Федеральной антимонопольной службы Цариковский Андрей Юрьевич, рассмотрев материалы жалобы на постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 05-21/135-13 от 25.03.2014 отношении ДНП "Новый посёлок" (место нахождения: 141551, Московская обл., Солнечногорский р-н, д. Андреевка, ул. Белая, д. 9), вынесенное заместителем руководителя Московского областного УФАС России Азаренко А.А. (далее - Жалоба) в присутствии председателя ДНН "Новый поселок" Ильина В.Ю., надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения Жалобы, установил:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Московской области (далее - Московское областное УФАС России) возбуждено дело N 05-15/60-12 по признакам нарушения ДНП "Новый поселок" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции") в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения на территории д. Андреевка Солнечногорского района Московской области, выразившегося в ущемлении интересов гр. Куликовой Ю.В., гр. Замятиной Л.Б., гр. Шевчука А.К. и прочих потребителей, путем нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Рассмотрев представленные материалы, а также доводы и возражения сторон по делу, Комиссия Московское областное УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/60-12 о нарушении антимонопольного законодательства установила следующее.
ДНП "Новый поселок" является юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного решением Общего собрания членов ПОИЗ "Новый поселок" (протокол N 1 от 12 октября 2003 г.)
ДНП "Новый поселок" образовано в связи с реорганизацией Потребительского общества индивидуальных застройщиков "Новый поселок" путем изменения организационно-правовой формы для приведения Устава в соответствие с нормами Федерального закона от 15 апреля 1998 г., N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
ДНП "Новый поселок" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по городу Солнечногорску Московской области 28 марта 1996 года за основным государственным регистрационным номером 1035008869928.
В соответствии с Уставом место нахождения Партнерства: 141551, Московская область, Солнечногорский район, д. Андреевка, ул. Белая, д. 9.
Согласно п. 2.1 Устава, предметом и целью деятельности Партнерства является оказание содействия его членам в решении общих социально-хозяйственных задач, а именно:
- создание и эксплуатация объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей;
- оказание членам Партнерства и индивидуальным домовладельцам жилищно-коммунальных и иных услуг на основе индивидуальных договоров о порядке пользования и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и иного имущества общего пользования.
В соответствии с Актом передачи зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и пр. от 16.12.1996 г., генеральный застройщик жилого поселка в д. Андреевка Солнечногорского района Московской области ЗАО "ДОКА" передало, а ПОИЗ "Новый поселок" приняло на баланс следующие объекты инфраструктуры:
- водонапорная башня с насосной станцией и скважиной;
- наружные инженерные сети (водопровод и канализация);
- очистные сооружения "БИОКОМПАКТ" и др.
Комиссией Московского областного УФАС России по рассмотрению дела N 05-15/60-12 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ДНП "Новый поселок" оказывает членам Партнерства и гражданам, ведущим дачное хозяйство в индивидуальном порядке, услуги по водоснабжению и водоотведению на территории д. Андреевка Солнечногорского района Московской области.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, ДНП "Новый поселок" оказывая услуги по водоснабжению и водоотведению, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения на территории д. Андреевка Солнечногорского района Московской области.
Гр. Куликова Ю.В. имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Андреевка, ул. Белая, д. 12 "а" (Свидетельство о государственной регистрации права 50 НБ N 304288 от 28.06.2007 года).
Участок, на котором расположен дом, принадлежащий на праве собственности гр. Куликовой Ю.В., находится за границей территории ДНП "Новый поселок".
В 2007 году по соглашению с ДНН "Новый посёлок" дом гр. Куликовой Ю.В. был подключен к сетям водоснабжения и водоотведения, находящимся на балансе ДНП "Новый посёлок".
С момента подключения к инженерным сетям ДНП "Новый посёлок" гр. Куликова Ю.В. получала от ДНП "Новый посёлок" коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения и ежемесячно вносила за них плату в ДНП "Новый посёлок", что подтверждается платежными документами, имеющимися в материалах дела.
Гр. Замятина Л.Б. имеет в собственности земельный участок для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, пос. Андреевка, ул. Белая, участок 3 (Свидетельство о государственной регистрации права серия 50 АД N 448027).
С момента подключения дома гр. Замятиной Л.Б. к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения заявитель получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый посёлок" (Договор N А 13-93 о порядке пользования и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29.11.2003). Платежные документы, подтверждающие факт оплаты гр. Замятиной Л.Б. услуг водоснабжения и водоотведения представлены в материалах дела.
Гр. Шевчук А.К., имеет в собственности жилой дом, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Андреевка, ул. Белая, д. 19 (Свидетельство о государственной регистрации права серия АБ N 0833012 от 19 апреля 2000 года).
С момента подключения к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения заявитель получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый посёлок" (Договор N А 19-93 "О порядке пользования и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29.11.2003).
Впоследствии, после выхода гр. Шевчука А.К. из ДНП "Новый поселок" договор N А19-93 от 29.11.2003 был перезаключен под N А19-95 от 01.10.2005 с дополнительным соглашением от 25.05.2010. Платежные документы, подтверждающие факт оплаты гр. Шевчуком А.К. услуг водоснабжения и водоотведения представлены в материалах дела.
В соответствии с материалами дела N 05-15/60-12 о нарушении антимонопольного законодательства 30 июня 2012 года Решением Общего Собрания ДНП "Новый поселок" установлены следующие платежи за коммунальные ресурсы:
платеж за один кубический метр воды, забираемой на водопотребление внутри домовладения -144,00 руб., в месяц;
платеж за один кубический метр воды, забираемой на полив участка - 37,00 руб., в месяц;
платеж за один кубический метр отходов, сбрасываемых в систему канализации в объеме водопотребления внутри домовладения - 180 руб., в месяц.
Согласно материалам дела N 05-15/60-12 о нарушении антимонопольного законодательства, ДНП "Новый поселок" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению не только членам Партнерства, но и третьим лицам, не являющимся членами данного ДНП.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 30.12. 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ), организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления утверждают тарифы организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и пункта 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, до 31.12.2012 в сфере холодного водоснабжения подлежали регулированию тарифы на холодную воду.
С 01.01.2013 регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно статьи 31 Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон о водоснабжении и водоотведении), к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды.
В соответствии со статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункта 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с материалами дела N 05-15/60-12 о нарушении антимонопольного законодательства, ДНП "Новый поселок" не обращалось в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение.
На основании изложенного, Комиссией Московского областного УФАС России в действиях ДНП "Новый поселок" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона а защите конкуренции, в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов гр. Куликовой Ю.В., гр. Замятиной Л.Б., гр. Шевчука А.К., и прочих потребителей, не являющихся членами ДНП "Новый поселок", путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из материалов дела и установленных обстоятельств у ДНП "Новый поселок" имелась возможность недопущения ущемления интересов гр. Куликовой Ю.В., гр. Замятиной Л.Б., гр. Шевчука А.К. и прочих потребителей.
Данное нарушение совершено ДНП "Новый поселок" в период с 29 ноября 2003 года по 01 ноября 2012 года.
Таким образом, в действиях ДНП "Новый поселок" установлены признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.
В соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
При указанных обстоятельствах, действия юридического лица -
ДНП "Новый поселок" образуют событие и состав административного правонарушения ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП.
Обстоятельств, отягчающих (статья 4.3 КоАП) и смягчающих
административную ответственность (статья 4.2 КоАП), не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об
административном правонарушении (статья 24.5 КоАП), не установлено.
Статьей 4.1 КоАП установлено, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии соответствующей статьей КоАП.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1. КоАП при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При вынесении постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 05-21/135-13 вынесенное заместителем руководителя Московского областного УФАС России Азаренко А.А. был учтен характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, отсутствие обстоятельств отягчающий административную ответственность и обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
Таким образом, при вынесении постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении должностным лицом, рассматривавшим дело, правомерно наложен штраф в размере 100 000 (сто тысяч) рублей 00 копеек, что находится в пределах санкции части 2 статьи 14.31 КоАП.
При рассмотрении Жалобы нарушений КоАП, которые носят существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении N 05-21/135-13 и которые могут повлечь отмену принятого постановления, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП, решил:
Постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 05-21/135-13 от 04.03.2014 в отношении ДНП "Новый поселок" оставить без изменения, а жалобу ДНП "Новый поселок" без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 июля 2014 г. N АЦ/30073/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016