Решение Федеральной антимонопольной службы
N 05/26345/14 (опубликовано 9 июля 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 17 июня 2014 г.
В полном объёме решение изготовлено 01 июля 2014 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела N 1-10-338/00-05-13 о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии - начальника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России Овчинникова М.А.; членов Комиссии: начальника отдела судебной работы Правового управления ФАС России Огневской Д.В., советника Управления контроля промышленности и оборонного комплекса ФАС России Павловой Н.С., главного специалиста-эксперта отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России Овчинниковой А.С., заместителя начальника Управления контроля ценообразования и использования финансовых средств по государственному оборонному заказу Федеральной службы по оборонному заказу Гончарук Е.Ю., начальника отдела мониторинга цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, и ВТС Управления контроля ценообразования и использования финансовых средств по государственному оборонному заказу Федеральной службы по оборонному заказу Гадомской Т.Е.,
в присутствии представителей ОАО "НИТС" - Онучина Дмитрия Николаевича (доверенность от 09.01.2014 N01/14), ОАО "Роствертол" - Зарицкой Ирины Анатольевны (доверенность 10.01.2014 N 270-8/5), ОАО "123 АРЗ" - Сидоренко Сергея Сергеевича (доверенность от 28 декабря 2013 N 10/1625), ОАО "САЗ" - Новоселовой Натальи Владимировны (доверенность от 24.03.2014 N 108-18/20),
рассмотрев дело N 1-10-338/00-05-13 по признакам нарушения открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский институт технического стекла" (далее - ОАО "НИТС") (место нахождения: 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 29, ИНН 77277059017/ОГРН 1027700034680) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
I. Основанием для возбуждения дела N 1-10-338/00-05-13 в отношении ОАО "НИТС" послужили письма ОАО "Роствертол" (направлено в ФАС России из Аппарата Правительства Российской Федерации, вх. ФАС России N 79730-ПРМ/12 от 27.12.2012); ОАО "123 АРЗ" (направлено в ФАС России ОАО "Авиаремонт", вх. ФАС России N 40018/13 от 22.05.2013); ОАО "САЗ" (вх. ФАС России N 62101/13 от 01.08.2013).
В рамках поданных писем организации указали, что в 2013 г. ОАО "НИТС" установило цены, которые более чем на 5% превышают цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на следующие поставляемые в рамках государственного оборонного заказа изделия остекления:
- в адрес ОАО "Роствертол" - ТСК 033.07.000, ТСК 033.08.000, ТСК 033.09.000, ТСК 033.10.000, ТСК 033.11.000, ТСК 033.12.000 (далее вместе - изделия остекления ТСК 033), ТСК 030.00.000 (далее - изделие остекления ТСК 030);
- в адрес ОАО "123 АРЗ" - ТСК 079.06.000, ТСК 079.07.000 и ТСК 079.07.000-01 (далее вместе - изделия остекления ТСК 079);
в адрес ОАО "САЗ" - ТСК 304.00.000 (далее - изделие остекления ТСК 304).
Данные заявления были направлены в ФАС России в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о ГОЗ), согласно которой головной исполнитель обязан представлять в антимонопольный орган информацию о всех фактах повышения поставщиками (исполнителями, подрядчиками) цен на сырье, материалы и комплектующие изделия, работы, услуги, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, если установленная или предлагаемая цена более чем на пять процентов превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
По результатам анализа поступившей информации ФАС России установлено следующее.
ОАО "Роствертол" является головным исполнителем по государственным контрактам на поставку вертолетов Ми-28Н и Ми-35-М для Министерства обороны Российской Федерации, при изготовлении которых применяются изделия остекления ТСК 033 и ТСК 030. ОАО "123 АРЗ" осуществляет ремонт самолетов Ил-76 по государственному оборонному заказу в рамках контракта N001/ДОЗ/Р-2011 от 10.03.2011, используя изделия остекления ТСК 079. ОАО "САЗ" является головным исполнителем по государственному контракту NЗ/3/1/4-12-ДГОЗ от 30.04.2012 на поставку боевых машин 9П157 противотанкового военного комплекса "Хризантема-С", при изготовлении которых используется изделие остекления ТСК 304.
С января 2013 г. ОАО "НИТС" повысило цены на изделия остекления ТСК 033 и ТСК 030, поставляемые в адрес ОАО "Роствертол". По результатам переговоров цены были снижены, однако их значения существенно превысили цены, рассчитанные с учетом индекса-дефлятора, установленного на 2013 г. письмом Минэкономразвития N 21684-АК/Д03 от 09.10.2012 для прогнозирования цен на продукцию военного назначения (применен индекс "DI Производство неметаллических минеральных продуктов (индекс-дефлятор)", поскольку согласно протоколу согласования цены N 224/13 от 04.03.13 данный индекс применен также ОАО "Роствертол" и ОАО "НИТС" при расчете цен на 2015 г.) (далее - Индекс-дефлятор). С января 2013 г. ОАО "НИТС" также повысило цены на изделия остекления ТСК 079, поставляемые в адрес ОАО "123 АРЗ", и на изделие остекления ТСК 304, поставляемое в адрес ОАО "САЗ". При этом установленные для ОАО "123 АРЗ" и ОАО "САЗ" цены также существенно превысили цены, рассчитанные с учетом Индекса-дефлятора. Сведения об изменении цен на данные изделия в 2013 г. по сравнению с 2012 г. представлены в таблице 1.
Таблица 1. Рост цен на изделия остекления ТСК 030, ТСК 033, ТСК 079 и ТСК 304 в 2013 г.
Наименование изделия |
Цена, рассчитанная с учетом Индекса-дефлятора (1,08), без НДС, руб. |
Цена, согласованная ОАО "НИТС" и исполнителем по государственному оборонному заказу, без НДС, руб. |
Превышение согласованной цены над ценой, рассчитанной с учетом Индекса-дефлятора |
ТСК 030.00.000 |
<> |
<> |
23% |
ТСК 033.07.000 |
<> |
<> |
46% |
ТСК 033.08.000 |
<> |
<> |
45% |
ТСК 033.09.000 |
<> |
<> |
43% |
ТСК 033.10.000 |
<> |
<> |
43% |
ТСК 033.11.000 |
<> |
<> |
43% |
ТСК 033.12.000 |
<> |
<> |
43% |
ТСК 079.06.000 |
<> |
<> |
34% |
ТСК 079.07.000 |
<> |
<> |
36% |
ТСК 079.07.000-01 |
<> |
<> |
36% |
ТСК 304.00.000 |
<> |
<> |
23,00% |
В целях установления наличия либо отсутствия в действиях ОАО "НИТС" признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России были направлены дополнительные запросы информации в адрес ОАО "НИТС" (исх. ФАС России N АК/6880/13 от 26.02.2013, исх. ФАС России N АК/35434/13 от 09.09.2013), ОАО "Роствертол" (исх. ФАС России N АЦ/7824/13 от 05.03.2013, исх. ФАС России N АК/43572/13 от 05.11.2013), ФСТ России (исх. ФАС России N АК/5436/13 от 09.09.2013), ОАО "123 АРЗ" (исх. ФАС России N АК/43231/13 от 01.11.2013), ОАО "САЗ" (исх. ФАС России N АК/43573/13 от 05.11.2013).
По результатам проведенного анализа представленных в ответ на запросы материалов, а также материалов, представленных Минпромторгом России (вх. ФАС России N 7594/13 от 01.02.2013), ФАС России установлено следующее.
Согласно информации, представленной ОАО "Роствертол", ОАО "123 АРЗ" и ОАО "САЗ", ОАО "НИТС" является единственным поставщиком изделий остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 в рамках государственного оборонного заказа.
Цена по договору между поставщиком и покупателем изделий остекления, поставляемых ОАО "НИТС" в рамках государственного оборонного заказа, устанавливается следующим образом. Покупатель изделий направляет в ОАО "НИТС" информацию о потребности в изделиях остекления на следующий период. ОАО "НИТС" на основании поступивших предложений формирует производственную программу. После формирования программы ОАО "НИТС" рассчитывает (согласно требованиям нормативных документов в области государственного оборонного заказа и на основе утвержденных на предприятии нормативов, согласованных с 8 отделом 153 военного представительства Минобороны России) плановую себестоимость каждого вида изделия и плановую величину рентабельности. Плановая себестоимость и плановая рентабельность составляют цену, предлагаемую ОАО "НИТС" покупателю на следующий период. По сформированному таким образом проекту цены 8 отдел 153 военного представительства Минобороны России готовит заключение. С учетом данного заключения, окончательная цена устанавливается в ходе переговоров между ОАО "НИТС" и покупателем изделий остекления.
Таким образом, цена, установленная ОАО "НИТС" на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 в 2013 г., сформирована на основе плановой себестоимости, рассчитанной ОАО "НИТС".
Плановый размер накладных расходов, использованный при расчете цены на продукцию в 2013 г., согласован 8 отделом 153 ВП МО РФ на уровне 280% от фонда оплаты труда (далее - ФОТ). Данный уровень затрат (280% от ФОТ) представляет собой общие плановые накладные расходы предприятия на 2013 г. (285% от ФОТ согласно смете накладных расходов на 2013 г.) за вычетом расходов на добровольное медицинское страхование и добровольное страхование имущества, которые не могут быть включены в себестоимость изделий, поставляемых в рамках государственного оборонного заказа, согласно Порядку определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу, утвержденному приказом Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200.
Вместе с тем, проведенный ФАС России предварительный анализ динамики плановых и фактических накладных расходов за 2012-2013 гг. указал на наличие признаков необоснованного завышения плановых показателей, на основании которых формируется себестоимость и цена продукции в следующем периоде. По ряду статей накладных расходов плановое значение затрат на 2013 г. повышалось даже в случае, если фактическое значение в 2012 г. оказывалось значительно ниже планового на 2012 г. В частности, хотя в 2012 г. фактические затраты на поверку приборов составили только 18% от запланированных, плановая сумма на 2013 год была увеличена в 2,22 раза по сравнению с планом 2012 г. Аналогично по статье "Охрана труда и безопасности" в 2012 г. плановое значение расходов было достигнуто лишь на 16%, однако в 2013 г. плановые расходы по данной статье были увеличены по сравнению с плановыми расходами 2012 г. на 25%. Рост плановых расходов по статье "Расходы на пожарную охрану" составил 8000% (с 100 тыс. руб. в 2012 г. до 8000 тыс. руб. в 2013 г.), хотя в 2012 г. фактические затраты по данной статье составили 0 руб.
С целью определения обоснованности плановых накладных расходов на 2013 г., установленных ОАО "НИТС", ФАС России были направлены запросы от 26.02.2013 N АК/6880/13 и от 09.09.2013 N 35434/13. В соответствии с указанными запросами ОАО "НИТС" надлежало представить обоснование значений, установленных в качестве плановых в смете накладных расходов на 2013 г., с приложением подтверждающих документов. В ответ на данные запросы ОАО "НИТС" представило копии смет, составленных структурными подразделениями ОАО "НИТС", на основании которых формируется общая смета накладных расходов; однако документы, подтверждающие значения, указанные в сметах, ОАО "НИТС" представлены не были. Таким образом, на основании полученных от ОАО "НИТС" сведений не представлялось возможным подтвердить обоснованность повышения планового размера накладных расходов в 2013 г.
Таким образом, в действиях ОАО "НИТС" были выявлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путем установления монопольно высоких цен на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 в рамках исполнения государственного оборонного заказа в 2013 г.
На основании изложенных фактов ФАС России приказом от 10.12.2013 N 828/13 возбуждено дело N 1-10-338/00-05-13 по признакам нарушения ОАО "НИТС" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
II. ОАО "НИТС" занимает доминирующее положение на рынке изделий ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 в рамках исполнения государственного оборонного заказа в Российской Федерации.
2.1. Ввиду того, что ОАО "НИТС" является поставщиком изделий остекления, используемых ОАО "Роствертол", ОАО "123 АРЗ", ОАО "САЗ" для изготовления и ремонта продукции в рамках исполнения государственного оборонного заказа, то выводы о наличии доминирующего положения ОАО "НИТС" на рынках изделий остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304, поставляемых в рамках исполнения государственного оборонного заказа в Российской Федерации, сделаны ФАС России на основании положений Закона о ГОЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о ГОЗ доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта, при котором он осуществляет или имеет возможность осуществлять поставки сырья, материалов и комплектующих изделий, выполнение работ, оказание услуг, необходимые для выполнения государственного оборонного заказа, и в отношении этого хозяйствующего субъекта выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) хозяйствующий субъект включен в установленном порядке в реестр единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
2) хозяйствующий субъект является единственным производителем продукции по государственному оборонному заказу, использование которой, и (или) ее составных частей, и (или) комплектующих изделий при выполнении государственного оборонного заказа предусмотрено конструкторской или иной документацией либо требованиями государственного заказчика.
2.2. ОАО "Роствертол" и ОАО "САЗ" осуществляют производство, а ОАО "123 АРЗ" - ремонт военной продукции в рамках выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с конструкторской документацией, разработанной для каждого вида продукции. Конструкторской документацией, в частности, утверждены наименования изделий остекления, которые должны быть использованы для производства того или иного вида продукции.
Анализ сведений, представленных разработчиками конструкторской документации на вертолеты Ми-35-М и Ми-28Н, самолет Ил-76 и боевую машину 9П157 противотанкового военного комплекса "Хризантема-С", позволил установить, что единственным производителем изделий остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 по государственном оборонному заказу является ОАО "НИТС".
2.2.1. Так, согласно сведениям, представленным разработчиком конструкторской документации на вертолеты Ми-35-М и Ми-28НОАО "МВЗ им. М.Л. Миля" (вх. ФАС России N18810-Ф/14 от 25.02.2014), применение изделий остекления ТСК 030 и ТСК 033 производства ОАО "НИТС" предусмотрено конструкторской документацией на серийно выпускаемые вертолеты Ми-35-М и Ми-28Н (чертеж В658-0200-00ПЧ и чертеж 294-0200-00ПЧ соответственно). При этом замена поставщика изделий остекления требует переоформления технического задания на изготовление и поставку ИКО, а также проведения полного цикла испытаний для подтверждения требуемых техническим заданием параметров.
2.2.2. В соответствии с пояснениями ОАО "Ил", которое является разработчиком конструкторской документации на самолеты Ил-76 (вх. ФАС России N 19361/14 от 26.02.2014), изделия остекления ТСК 079 используются для остекления кормовой кабины самолета Ил-76МД (чертеж 1.7601.0507.000.000). Предприятием-разработчиком данных стекол является ОАО "НИТС". Наряду с этим, действующей нормативной документацией (ГОСТ РВ 15.301-2003) установлено, что выбор предприятия-изготовителя осуществляется по согласованию с предприятием-разработчиком изделия - таким образом, ОАО "НИТС" должно обладать информацией об иных производителях изделий остекления ТСК 079. Однако согласно справке за подписью генерального директора ОАО "НИТС" В.Ф. Солинова (представлена ОАО "Ил", вх. ФАС России N 19361/14 от 26.02.2014) ОАО "НИТС" осуществляет мелкосерийное изделий остекления ТСК 079 с 2008 г., при этом основные производственные изготовление процессы и соответствующее оборудование освоены только в ОАО "НИТС".
2.2.3. Согласно информации, представленной в ФАС России разработчиком конструкторской документации на боевую машину 9П157 противотанкового ракетного комплекта "Хризантема-С" ОАО "САЗ" (вх. ФАС России 62101/13 от 01.08.2013), изделие остекления ТСК 304 было разработано непосредственно для указанной боевой машины; его применение предусмотрено конструкторской документацией (спецификация 9П157-00.000); аналогов (заменителей) и альтернативных поставщиков, помимо ОАО "НИТС", в рамках государственного оборонного заказа не существует.
2.2.4. Решением Российского авиационно-космического агентства Министерства обороны Российской Федерации от 15.02-24.03.2000 (далее - Решение) на генеральных конструкторов, разработчиков авиационной техники, руководителей организаций, изготавливающих ремонтирующих и эксплуатирующих авиационную технику, возложена обязанность:
1) применять при проектировании, производстве и ремонте авиационно-космической техники только материалы и композиции, паспортизированные ОАО "НИТС";
2) проводить испытания изделий авиационного остекления для целей сертификации либо в испытательной лаборатории ОАО "НИТС", либо в других аккредитованных лабораториях по программам, согласованным ОАО "НИТС".
При этом в соответствии с устными пояснениями представителя ОАО "НИТС" (протокол заседания Комиссии от 15.01.2014) с момента вынесения данного Решения ни одно предприятие за паспортизацией изделий авиационного остекления не обращалось, и ОАО "НИТС" является единственным производителем изделий остекления ТСК 030, ТСК 033, ТСК 079 и ТСК 304.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что единственным производителем изделий остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 по государственном оборонному заказу, использование которых предусмотрено конструкторской или иной документацией (чертежи В658-0200-00ПЧ и 294-0200-00ПЧ, чертеж 1.7601.0507.000.000, Решение "О порядке подготовки производства, испытаний и поставке изделий остекления ТСК 079.06.000, ТСК 079.07.000 задней кабины самолетов типа Ил-76, Ил-78", спецификация 9П157-00.000), является ОАО "НИТС". Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о ГОЗ, положение ОАО "НИТС" является доминирующим на рынках изделий остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304, поставляемых в рамках государственного оборонного заказа в Российской Федерации.
III. Комиссия рассмотрела представленные материалы, выслушала доводы, возражения и пояснения лиц участвующих в деле (ОАО "НИТС", ОАО "Роствертол", ОАО "123 АРЗ", ОАО "САЗ") и установила, что установленная ОАО "НИТС" в 2013 г. цена на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304, поставляемые в рамках государственного оборонного заказа, не является монопольно высокой. В частности, с учетом критериев, предусмотренных частью 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, цена на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 установлена путем повышения ранее установленной цены товара, но при этом изменение расходов, необходимых для производства и реализации товара, соответствует изменению цены товара.
3.1. На основании материалов и сведений, представленных ОАО "НИТС", Комиссией установлено, что основными факторами роста цен на изделия остекления ТСК 030, ТСК 033, ТСК 079 и ТСК 304 в 2013 г. по сравнению с 2012 г. является повышение:
1) материальных затрат;
2) ФОТ;
3) накладных расходов.
3.2. Проведенный Комиссией анализ данных о плановых и фактических затратах по отдельным заказам ОАО "Роствертол", ОАО "123 АРЗ" и ОАО "САЗ" за 2012-2013 гг. показал, что в рассматриваемый период фактические материальные затраты (на материалы, покупные полуфабрикаты (закупаемые стекло и пленки), арматуру) оказывались ниже, чем запланированные по данным статьям расходы (таблица 2).
Таблица 2. Сведения о плановых и фактических затратах ОАО "НИТС" по выполнению заказов ОАО "Роствертол", ОАО "123 АРЗ" и ОАО "САЗ" в 2012-2013 гг.
|
ТСК 033, в расчете на 1 комплект |
ТСК 030, в расчете на 1 шт. |
ТСК 079.06.000, ТСК 079.07.000 в расчете на 1 шт. |
ТСК 304 в расчете на 1 шт. |
||||
Факт 2012 г. от плана 2012 г. |
Факт 2013 г. от плана 2013 г. |
Факт 2012 г. от плана 2012 г. |
Факт 2013 г. от плана 2013 г. |
Факт 2012 г. от плана 2012 г. |
Факт 2013 г. от плана 2013 г. |
Факт 2012 г. от плана 2012 г. |
Факт 2013 г. от плана 2013 г. |
|
Материалы |
28,33% |
31,26% |
21,11% |
38,01% |
75,14% |
33,20% |
30,78% |
22,29% |
Покупные полуфабрикаты (стекло и пленки) |
63,76% |
71,08% |
51,31% |
91,90% |
18,85% |
89,87% |
16,77% |
92,82% |
Готовые изделия (арматура) |
- |
- |
- |
- |
86,67% |
74,07% |
- |
- |
ФОТ |
128,37% |
80,59% |
129,61% |
83,73% |
132,72% |
109,08% |
147,55% |
103,55% |
Начисления от ФОТ |
64,86% |
68,85% |
68,39% |
75,57% |
72,25% |
91,01% |
107,91% |
85,95% |
Накладные расходы + Амортизация |
119,02% |
91,05% |
112,51% |
95,91% |
116,14% |
125,43% |
132,48% |
111,71% |
Услуги сторонних организаций |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
273,86% |
Полная себестоимость |
108,12% |
83,21% |
102,38% |
93,15% |
107,99% |
113,03% |
120,42% |
100,06% |
Согласно устным пояснениям представителя ОАО "НИТС" (протокол заседания Комиссии от 17.06.2014) при планировании материальных расходов на будущий период к закупочным ценам текущего периода применяются индексы-дефляторы, за счет чего в смету закладывается более высокая стоимость материалов, покупных полуфабрикатов и готовых изделий, хотя по факту цены на них в следующий период могут снизиться.
В частности, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. за счет смены поставщика фактические цены на закупаемые стекла снизились, хотя в 2012 г. по сравнению с 2011 г. они практически не изменились.
Таблица 3. Изменение закупочной цены стекол в 2013 г. по сравнению с 2012 г.
|
Прирост цены в 2012 г. к 2011 г. |
Прирост цены в 2013 г. к 2012 г. |
Стекло 3 мм |
-0,7% |
-2,3% |
Стекло 6 мм |
0,9% |
-29,9% |
Стекло 12 мм |
0,8% |
-19,0% |
Стекло 15 мм |
-0,5% |
-28,9% |
Стекло 19 мм |
0,0% |
-45,4% |
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что механизм формирования цены на основании фактических затрат позволил бы более точно спрогнозировать фактические материальные затраты и снизить себестоимость.
Вместе с тем, доля материальных затрат в общей себестоимости изделий относительно невысока (около 10%), и превышение заложенных в цену плановых материальных затрат над фактическими привело к незначительному увеличению цены на изделия остекления - в пределах 4-8%, в зависимости от изделия (таблица 4).
Таблица 4. Влияние материальных затрат на цену изделий
|
Доля материальных затрат в себестоимости в 2013 г. (план) |
Увеличение плановой цены за счет расхождения плановых материальных затрат и фактических в 2013 г. |
ТСК 033 |
9,8% |
5,2% |
ТСК 030 |
10,3% |
3,9% |
ТСК 079 |
9,9% |
4,0% |
ТСК 304 |
9,6% |
7,6% |
Кроме того, как следует из данных, приведенных в таблице 3, по изделиям ТСК 079 и ТСК 304 эффект от превышения плановых материальных затрат над фактическими компенсируется недооценкой фактических затрат на ФОТ и накладных расходов, что в целом обеспечило превышение фактической себестоимости данных изделий над плановой.
С учетом изложенного, а так же в связи с тем, что предприятием был использован предусмотренный законодательством о государственном оборонном заказе метод индексации цены продукции, поставляемой по ранее заключенным контракта, данное нарушения порядка обоснования цены продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, не привело к неправомерному завышению цены и установлению монопольно высокой цены.
Кроме того, в соответствии с устными пояснениями представителя ОАО "НИТС" (протокол заседания Комиссии от 15.01.2014) с ноября 2012 г. имело место существенное ухудшение качества закупаемого стекла. В связи с отсутствием в Российской Федерации производства специального авиационного стекла ОАО "НИТС" вынуждено использовать архитектурное стекло, качество которого может удовлетворять необходимым требованиям для использования его в строительстве, но не удовлетворять требованиям для использования его в авиации. В связи с ухудшением качества приобретаемого архитектурного стекла увеличился размер неизбежных технологических потерь при выпуске соответствующих изделий (подтверждается сведениями об увеличении коэффициентов запуска по указанным видам изделий остекления, вх. ФАС России N 46857/14 от 22.05.2014), что сказалось на стоимости продукции.
Согласно приказу Минпромэнерго России от 23.08.2006 N 200 в себестоимость включаются неизбежные технологические потери в пределах установленных норм. Нормы устанавливалась при определении коэффициентов запуска применительно к материальным и трудовым затратам. Конкретные размеры коэффициентов запуска согласовывались военным представителем на этапе подготовки заключения по проекту цены с учетом фактически достигнутого уровня. Однако документов и материалов по учету фактического выхода годных изделий за предыдущий период предприятием представлено не было. Вместе с тем, во время заседания Комиссии 17.06.2014 представителем ОАО "НИТС" была представлена обобщенная справка, подтверждающая, что фактической размер коэффициентов запуска превышает плановые размеры.
Таким образом, включение данных затрат в себестоимость не противоречит установленному порядку определения состава и размера затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что расхождения между размерами плановых (учтенных при формировании цены) и фактических материальных затрат объясняются используемыми на предприятии механизмами планирования и оказывают незначительное влияние на цену изделий остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304.
3.3. Анализ динамики показателей оплаты труда в ОАО "НИТС" в 2012-2013 гг. показал следующее.
Расходы на ФОТ учитываются в плановой себестоимости изделий на основе утвержденных ОАО "НИТС" и согласованных 8 отделом 153 военного представительства Минобороны России нормативов трудоемкости.
ФОТ в 2013 г. по сравнению с 2012 г. вырос как за счет запланированного увеличения численности персонала по отношению к фактическому уровню 2012 г., так и за счет роста ФОТ в расчете на одного сотрудника.
Запланированное повышение численности персонала составило <> человек - с <> человек в 2012 г. до <> человек в 2013 г. В том числе, прирост численности общепроизводственного персонала составил <> человека (с <> человек в 2012 г. до <> человек в 2013 г.).
Цена на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 на 2013 г. была рассчитана исходя из планового значения ФОТ на уровне <> руб. на 1 человека, что на 35,6% выше, чем аналогичный показатель за 2012 г. Основная заработная плата сотрудника ОАО "НИТС" в 2013 г. составила <> руб. Вместе с тем, данные Росстата показывают, что средняя заработная плата по региону (г. Москва) в 2013 г. составила 56262 руб. Таким образом, показатели оплаты труда, на основании которых ОАО "НИТС" была установлена цена на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304 не имеют признаков завышения.
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что увеличение ОАО "НИТС" ФОТ в 2013 г. по сравнению с 2012 г. не свидетельствует об установлении ОАО "НИТС" монопольно высокой цены на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304, поставляемые в рамках государственного оборонного заказа.
3.4. Анализ динамики накладных расходов ОАО "НИТС" показал, что по ряду статей заложенное в цену плановое значение на 2013 г. превышало плановое значение на 2012 г., хотя по факту плановые значения в 2012 г. не были достигнуты. Из представленного ОАО "НИТС" отчета об исполнении сметы накладных расходов за 2013 г. следует, что плановые значения по некоторым из данных статей не были достигнуты и в 2013 г. (таблица 5).
Таблица 5. Динамика плановых и фактических накладных расходов
Статья |
Факт 2012 г. к плану 2012 г.,% |
План 2013 г. к плану 2012 г., % |
Факт 2013 г. к плану 2013 г.,% |
Расходы на поверку приборов |
18% |
222% |
23% |
Расходы на использование прогр. для ЭВМ, обновление баз данных |
93% |
171% |
57% |
Охрана труда и техника безопасности |
16% |
125% |
53% |
Расходы на содержание охраны |
0% |
100% |
62% |
Услуги вневедомственной охраны |
82% |
113% |
57% |
Расходы на пожарную охрану |
0% |
8000%* |
0% |
Приобретение научно-технической литературы |
5% |
75% |
74% |
Платежи за пользование интеллектуальной деятельностью |
77% |
333% |
26% |
Платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество и землю |
0% |
125% |
38% |
Авторское вознаграждение |
0% |
150% |
38% |
Накладные расходы, всего |
98% |
157% |
98% |
*запланированный размер расходов связан с необходимостью установки системы пожарной сигнализации и оповещения |
Из представленных данных следует, в частности, что, хотя в 2012 г. фактические затраты на поверку приборов составили только 18% от запланированных, плановая сумма на 2013 год была увеличена в 2,22 раза по сравнению с планом 2012 г. - и снова достигнута по факту лишь на 23%. Аналогично по статье "Охрана труда и безопасности" в 2012 г. плановое значение расходов было достигнуто лишь на 16%, однако в 2013 г. плановые расходы по данной статье были увеличены по сравнению с плановыми расходами 2012 г. на 25%, и снова не достигнуты (исполнены на 53%). Аналогичная ситуация наблюдается по другим показателям, перечисленным в таблице 5.
Вместе с тем, необходимо отметить следующее:
- доля затрат по указанным статьям в общем объеме плановых накладных расходов в 2013 г. составила 5,4%, а превышение плановых показателей по данным статьям над фактическими в 2013 г. составило не более 5%;
- по ряду статей относительно высокое значение плановых затрат явилось следствием необходимости устранения нарушений, существование которых впоследствии было подтверждено в ходе проверок государственных органов (в частности, по статье "Расходы на пожарную охрану" предписания Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по г. Москве N 354/1/1-99 и N 827/1/1-96 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности);
- по ряду статей по факту наблюдался перерасход по сравнению с плановым значением. В частности, фактические накладные расходы по статье "Содержание зданий, помещений, благоустройство территории" в 2013 г. превысили плановые на 1264%, по статье "Работы и услуги сторонних организаций производственного характера" - на 220%, и т.д. Превышение фактических расходов над плановыми практически полностью компенсирует экономию, полученную за счет более низких фактических расходов по другим статьям;
- в результате смета накладных расходов в целом из года в год исполняется полностью или почти полностью: в 2010 г. - на 107%, в 2011 г. - на 94%, в 2012 г. - на 98%, в 2013 г. - также на 98%.
Из вышеизложенного следует, что превышение плановых затрат над фактическими по ряду статей накладных расходов (с учетом того, что плановые значения по данным статьям не достигались и в предыдущий период) оказывает пренебрежимо малое влияние на цену и практически полностью компенсируется превышением фактических расходов над плановыми по другим статьям, что в целом обеспечивает практически полную реализацию сметы накладных расходов. Таким образом, Комиссия не усматривает признаков необоснованного завышения ОАО "НИТС" накладных расходов при установлении в 2013 г. цен на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304.
3.5. На основании анализа плановой и фактической рентабельности изделий ТСК 030, ТСК 033, ТСК 079 и ТСК 304 Комиссией установлено следующее.
Плановая рентабельность ОАО "НИТС" в 2013 г. по изделиям остекления ТСК 030, ТСК 033, ТСК 079 и ТСК 304 не превышала 20%. В 2013 г. фактическая рентабельность изделий ТСК 079 и ТСК 304 составила меньше плановой, фактическая рентабельность изделий ТСК 030 и ТСК 033 - больше плановой, но не более 20,18% (таблица 6).
Таблица 6. Плановая и фактическая рентабельность ОАО "НИТС" по изделиям ТСК 030, ТСК 033, ТСК 079 и ТСК 304 в 2013 г.
|
2013 |
|
Плановая рентабельность |
Фактическая рентабельность |
|
ТСК 030 |
0,00% |
12,88% |
ТСК 033 |
-0,01% |
20,18% |
ТСК 079 |
19,93% |
6,10% |
ТСК 304 |
15,95% |
15,88% |
Согласно ряду нормативных правовых актов, регламентирующих ценообразование в рамках государственного оборонного заказа, прибыль головного исполнителя государственного оборонного заказа в составе цены при поставке продукции (работ, услуг) по государственному оборонному заказу не должна превышать 1 процента затрат поставщика на оплату покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), работ (услуг) исполнителей государственного оборонного заказа, участвующих в выполнении государственного контракта, и 20 процентов (в случаях подтвержденного инвестирования на развитие - 25 процентов) остальных (собственных) затрат головного исполнителя на выполнение заключенного государственного контракта по государственному оборонному заказу. К таким актам в частности относятся:
- постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.1997 N 660 ДСП "О ценах на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу";
- приказ Минэкономики России от 18.12.1997 N 179 "Об утверждении инструкции по формированию контрактных оптовых цен на продукцию оборонного назначения";
- постановление Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 656 "Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)";
- постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 N 29 "Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем";
- приказ ФСТ России от 18.04.2008 N 118 "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету цен на вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем".
ОАО "НИТС" не является головным исполнителем государственного заказа, а следовательно, на него не распространяются требования нормативных правовых актов, ограничивающих размер прибыли головных исполнителей 20% (в отдельных случаях 25%) затрат. Однако тот факт, что прибыль ОАО "НИТС" как исполнителя государственного оборонного заказа не превышает предельного уровня, установленного для головного исполнителя, свидетельствует в пользу отсутствия в действиях ОАО "НИТС" признаков нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких цен на изделия, поставляемые в рамках государственного оборонного заказа.
VI. После полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела Комиссия пришла к выводу, что установленная ОАО "НИТС" в 2013 г. цена на изделия остекления ТСК 033, ТСК 030, ТСК 079 и ТСК 304, поставляемые в рамках государственного оборонного заказа, не имеет признаков монопольно высокой.
Учитывая изложенное, проанализировав представленные материалы, заслушав позиции сторон, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
В отношении ОАО "НИТС" дело N 1 10 338/00-05-13 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с отсутствием факта нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы N 05/26345/14 (опубликовано 9 июля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016