Комиссия ФАС России по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц рассмотрев жалобу ОСАО "ИНГОССТРАХ" от 21.03.2014 N ИГС-276, направленную письмом Московского областного УФАС России от 24.03.2014 N 07-23-847/ИВ/3097, на действия заказчика ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации осуществления сторонами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение N 31400995202) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ОСАО "ИНГОССТРАХ" (далее - Заявитель) от 21.03.2014 N ИГС-276, направленная письмом Московского областного УФАС России от 24.03.2014 N 07-23-847/ИВ/3097 (вх. от 31.03.2014 N 29353/14), на действия заказчика ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации осуществления сторонами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение N 31400995202) (далее - Конкурс).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГУП МО "МОСТРАНСАВТО", утвержденным генеральным директором ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" 22.10.2012 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
20.03.2014 на официальном сайте размещено извещение о проведении Конкурса (далее - Извещение) и Конкурсная документация (далее - Документация).
По мнению Заявителя, установление критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в зависимости от величины уставного капитала участника закупки, а также установление критерия оценки заявок на участие в Конкурсе в зависимости от размера собственных средств страховой организации, приводит к созданию дискриминационных условий, ограничивает конкуренцию.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 17:45 10.04.2014.
Пунктом 3.8.6.1 Документации установлено, что ".в рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет конкурсные заявки".
Согласно пункту 3.8.6.2 Документации оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в Документации.
В Документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе "Квалификация участника" (значимость 50%).
При этом, в соответствии с положениями Документации, показателями критерия "Квалификация участника" являются:
- "Размер оплаченного уставного капитала" - максимальный балл - "40";
- "Размер собственных средств страховой организации по состоянию на последнюю отчётную дату (данные из бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2013 г)" - максимальный балл - "30";
- "Размер чистой прибыли по состоянию на последнюю отчётную дату (данные из бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2013 г)" - максимальный балл - "30".
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с положениями статей 90 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Таким образом, размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников закупки. Заказчик заинтересован в том, чтобы в случае ненадлежащего исполнения условий договора страховщиком имелась реальная возможность взыскания с него убытков и соответствующих штрафных санкций.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона
от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются, в том числе собственные средства (капитал) - уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль. То есть, по мнению Заказчика, исходя из положений статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" уставной капитал страховщика является гарантом его платежеспособности и финансовой устойчивости. Учитывая, что Заказчик, является крупнейшим перевозчиком Московской области, гарантия платежеспособности страховой компании является существенным требованием при исполнении договора.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России также пояснили, что в соответствии с Документацией указанные критерии оценки направлены, в том числе на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, что влияет на условия исполнения договора, при этом не являются требованиями к участникам закупки и не служат ограничением возможности участия в Конкурсе участникам закупок.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком в Документации показатели критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участника" ограничивают количество участников Конкурса и приводят к созданию дискриминационных условий.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России приходит к выводу о том, что отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности соответствия требованиям Документации, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком в Документации критериев оценки заявок, ограничивающих конкуренцию и создающих дискриминационные условия, не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России решила:
Признать жалобу ОСАО "ИНГОССТРАХ" от 21.03.2014 N ИГС-276, направленную письмом Московского областного УФАС России от 24.03.2014 N 07-23-847/ИВ/3097 (вх. от 31.03.2014 N 29353/14), на действия заказчика ГУП МО "МОСТРАНСАВТО" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации осуществления сторонами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (извещение N 31400995202) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 апреля 2014 г. N 223Ф3-39/14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 12.4.2016