Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX
XXXXXXXXXXXX,
при участии представителей:
ОАО "РЖД" XXXXXXXXXXX, действующей на основании доверенности
от 23.04.2015 N 77 АБ 6794782, XXXXXXXXXXXX, действующего на основании доверенности от 25.02.2015 N 149-ДП,
представитель ООО "Транскомплект-Саратов" на заседание Комиссии не явился, о дате, месте и времени проведения уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Транскомплект-Саратов" на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса N 1017/ОКЭ-РЖДС/15 на право заключения договора на поставку бытовой техники для нужд ОАО "РЖД" в 2015 году (извещение N 1017 ОКЭ РЖДС 15) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В ФАС России поступила жалоба ООО "Транскомплект-Саратов"
(далее - Заявитель) на действия (бездействие) ОАО "РЖД" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса N 1017/ОКЭ-РЖДС/15 N 1017/ОКЭ-РЖДС/15 на право заключения договора на поставку бытовой техники для нужд ОАО "РЖД" в 2015 году (извещение N 1017 ОКЭ РЖДС 15)
(далее - Конкурс).
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд ОАО "РЖД", утвержденным решением Совета директоров от 30.06.2014 (далее - Положение о закупке).
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт www.zakupki.gov.ru) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте www.zakupki.gov.ru предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
При этом, согласно части 15 статьи 4 Закона о закупках заказчик вправе не размещать на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать на официальном сайте www.zakupki.gov.ru сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.
Согласно извещению и документации о проведении Конкурса
(далее - Документация, Извещение) начальная (максимальная) цена договора составляет 117 504, 03 рубля, то есть стоимость закупки не превышает пятьсот тысяч рублей. Также согласно информации на официальном сайте годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей.
Таким образом, указанная закупка не подлежит размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Конкурс размещен в электронной форме в автоматизированной информационной системе "Электронная торгово-закупочная площадка
ОАО "РЖД" (далее - ЭТЗП).
Из жалобы следует, что Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в Конкурсе заявок ООО "Аргут" и ООО "Ситиконд".
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились и указали, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Документации, Положения о закупке.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заказчика, Заявителя Комиссия установила следующее.
30.06.2015 Заказчиком на ЭТЗП размещено Извещение и Документация о проведении Конкурса. Согласно Извещению дата начала подачи заявок 30.06.2015, дата окончания срока подачи заявок 30.07.2015. Подведение итогов Конкурса 07.08.2015.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок от 05.08.2015 N1017/ОКЭ-РЖДС/15/2 на участие в Конкурсе подано и допущено 3 заявки.
1. Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 8.3.6 Документации конкурсная заявка должна состоять из документов, перечисленных в пунктах 8.1, 8.2, 8.8 Документации.
Согласно пункту 8.1.8 Документации в конкурсной заявке должны быть представлены надлежащим образом оформленные в соответствии с формами, являющимися приложениями N 1, 2, 3 к Документации, заверенные подписью и печатью участника, заявка на участие в конкурсе, сведения об участнике, финансово-коммерческое предложение.
По мнению Заявителя, заявка ООО "Ситиконд" не содержит сведений об участнике закупки (Приложение N 2), а заявка на участие в Конкурсе
ООО "Аргут" размещена на ЭТЗП в формате pdf, а не в формате rar или zip.
В ходе анализа заявок на участие в Конкурсе, Комиссия установила, что заявка на участие в Конкурсе ООО "Ситиконд" и заявка на участие в конкурсе ООО "Аргут" содержат требования, указанные в Документации, в том числе заявочные материалы ООО "Ситиконд" и ООО "Аргут" содержат приложения N 1, 2, 3, согласно требованиям Документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1.6 Документации установлено, что обеспечение исполнения договора не предусмотрено.
Вместе с тем, в соответствии с Приложением N 5 Документации установлен перечень банков, приемлемых для обеспечения конкурсной заявки, при этом перечень банков утверждается ОАО "РЖД".
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.1.8 проекта договора Приложения N 7, являющегося неотъемлемой частью Документации, для участников закупки установлен перечень банков, приемлемых, для обеспечения надлежащего исполнения обязательств по договору поставки, который включает Сберегательный банк России или ОАО "Банк ВТБ", либо иного предварительно согласованного с Покупателем банка. Представление банковской гарантии, выданной любым другим банком, не влияет на возможность исполнять обязательства по договору, заключаемому по итогам Конкурса, либо на качество исполнения таких обязательств.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что обеспечение исполнения договора не требуется, а содержащиеся противоречия в пункте 1.6 Документации и в Приложениях N 5 и N 7 Документации являются технической ошибкой.
Таким образом, пункт 4.1.8 проекта договора противоречит требованиям Документации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика предусмотрен подпунктом 2 пункта 32 Положения о закупке.
Пунктом 2.2 Документации установлено, что Участник должен являться производителем либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем.
В подтверждение того, что участник является производителем продукции либо обладает правом поставки товаров, предоставленным производителем участник в составе заявки должен представить:
- документ, подтверждающий, что участник является производителем;
- информационное письмо, иной документ, выданный производителем, и/или дилерский договор с производителем товаров с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему о праве участника осуществлять поставку товаров;
- договор с дилером/поставщиком или иной документ, выданный участнику дилером/поставщиком, с приложением копии договора с приложением всех листов договора, приложений и спецификаций к нему, заключенного между дилером/поставщиком и производителем, и/или информационных писем, иных документов, выданных производителем дилеру/поставщику.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанные требования к обеспечению конкурсной заявки в проекте договора Приложения N 5 и N 7, а также требования об обязательном предоставлении сведений о том, что участник должен являться производителем, либо обладать правом поставки товаров, предоставленным производителем, нарушают принцип равноправия между участниками закупок и необоснованно ограничивают количество участников закупки, что противоречит пункту 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках и нарушает часть 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, отклонение заявок на участие в Конкурсе на основании несоответствия требованиям, установленным в приложениях N 5, N 7 и в пункте 2.2 Документации не осуществлялось.
На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Транскомплект-Саратов" на действия (бездействие) ОАО "РЖД" при проведении открытого конкурса N 1017/ОАЭ-РЖДС/15 на право заключения договора на поставку бытовой техники для нужд ОАО "РЖД" в 2015 году (извещение N 1017 ОКЭ РЖДС 15) необоснованной.
Признать в действиях ОАО "РЖД" нарушения части 1 статьи 2, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2015 г. N 17/45618/15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 20.3.2016